СМИ об исследованиях

  |  23 августа, 2013   |   Читать на сайте издания

«Соломенные опросы» кандидатам не помогут

Аркадий Мельников

В Фонде развития гражданского общества эксперты озвучили прогноз результатов предстоящих выборов и высказали мнение о технологиях, используемых некоторыми кандидатами

8 сентября - выборы глав Москвы, Хакасии, Чукотки, Забайкальского и Хабаровского краев, Владимирской, Магаданской и Московской областей. В этот день состоятся также выборы мэров восьми городов.

 

Как сообщил председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин, в двух городах - Воронеже и Екатеринбурге - представители оппозиции могут составить серьезную конкуренцию кандидатам от «Единой России». В каждом из этих городов выборы будут конкурентными. А вот что касается выборов губернаторов, то в семи из восьми регионов эксперты предрекают предсказуемые результаты. Исключение составляет, пожалуй, Забайкальский край. По мнению экспертов, ситуация в нем переходная: кандидат от КПРФ Николай Мерзликин «вяло ведет кампанию», а шансы на победу растут у «забайкальского варяга», справедливоросса Константина Ильковского, чью кандидатуру публично поддержала «Единая Россия».

Как сказал руководитель департамента региональных исследований Фонда развития гражданского общества Виталий Иванов, почти во всех регионах выборы будут референдумными, то есть борьба будет идти за второе место.

- Но такие выборы нельзя считать неконкурентными. Второе место - ценный приз, серьезная заявка на следующие выборы, статус политика № 2 в регионе, - отметил он.

Эксперты отметили также, что с 1996 года за две недели до выборов традиционно разворачиваются «войны рейтингов». И нынешняя кампания - не исключение. Причем часто рейтинги делают неизвестные организации по непонятной выборной методике.

Войны рейтингов - явление обычное, но в этот раз проявилась одна особенность. Как отметили эксперты, впервые войны идут не между профессиональными исследовательскими центрами и даже не между фейковыми структурами, которые тоже позиционируют себя профессионалами. Впервые штаб одного из кандидатов - Алексея Навального - заявил о создании социологической службы, которая проводит, публикует опросы и заявляет о том, что результаты этих опросов гораздо ближе к действительности, чем те, что у профессиональных центров.

- В профессиональной среде это называется «соломенный опрос», то есть тот, который не содержит научной методики. Термин пришел из США, где «соломенные опросы» закончились в начале 30-х годов прошлого века, когда стало понятно: сколько бы денег ни потратили на подобные опросы, сколько бы усилий ни приложили для того, чтобы убедить в их истинности, игра не стоит свеч, - прокомментировал генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров. - Иллюзия, которая быстро развеивается, может дорого стоить тем, кто в нее поверил.

По данным ВЦИОМа, Сергей Собянин получит поддержку до 55 процентов избирателей, Алексей Навальный - порядка 9 процентов. По данным, которые опубликовал штаб Навального, их кандидата поддерживают 25 процентов опрошенных, а врио мэра - 44 процента.

Руководитель ВЦИОМа объяснил, почему данные опросов штаба Навального сильно отличаются от данных опросов, проведенных профессиональными социологами. Главная причина в том, что опросы проводили волонтеры, далеко не все из которых знают золотое правило: «начинай с тех, кто тебе не нравится». А если опрашивать свою референтную группу (грубо говоря, людей со схожими взглядами и социальным статусом), то смещение в результатах будет значительным. Они также зависят от того, где и в какое время опрашивать людей.

- Уличный опрос - очень сложная технология, и если не знать всех ее тонкостей, то значительные смещения гарантированы. А если есть смещения, то это нерепрезентативная выборка, и к опросам, проведенным штабом одного из кандидатов по такой методике, я бы относился с большим подозрением, - высказал свое мнение Валерий Федоров.

Эксперты согласились с тем, что подобные опросы обесценивают данные уважаемых социологических центров, но к серьезным политическим проблемам подобные предвыборные технологии не приводят. Так же, как и не дают прибавку голосов избирателей на выборах. Но, как отметил Константин Костин, «это безусловный показатель уровня политической культуры».