| 23 августа, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Тимофей Иванов
Перед выборами мэра Москвы в столице началась война рейтингов: кандидаты проводят собственные соцопросы, которые в США называют «соломенными»
Фонд развития гражданского общества представил журналистам доклад с оценкой избирательных кампаний и прогнозами итогов выборов.
Всего в единый день голосования, 8 сентября, муниципальных глав будут выбирать в восьми регионах. Интересная кампания разворачивается в столице. Здесь, по словам экспертов, идет настоящая война рейтингов. Штабы кандидатов создают свои собственные центры опросов общественного мнения и на основании полученных данных выдают в СМИ так называемые «социологические опросы». В частности, штаб Алексея Навального вместо профессиональных социологических исследований проводит «рейтинговые атаки». Их цель — повлиять на волеизъявление избирателей и успокоить своих сторонников.
Генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров заявил, что подобная работа не имеет ничего общего с настоящим социологическим исследованием: «Впервые штаб одного из кандидатов создал свою социологическую службу, которая открыто проводит опросы и публикует их результаты. Но есть несколько спорных моментов. Например, опросы проводятся на улице. Это не страшно, но надо делать это правильно, по научной методике, и делать это должны специалисты. Очень тщательным должен быть инструктаж интервьюеров, они должны быть профессиональными. В случае Навального, как признают сами представители штаба, это волонтеры, которые прошли кратковременное обучение. И тут возникает масса проблем. Самая простая — так, что обычно непрофессиональные интервьюеры опрашивают тех, с кем им приятно общаться. Тех, кто больше всего похож на них самих. Поэтому для профессиональных интервьюеров есть инструкция — начинать опрос с тех, кто не нравится. Это позволяет ограничить такое «смещение».
Также Валерий Федоров отметил, что большое значение имеют время и место опросов. В разное время в разных местах ходят абсолютно разные потоки москвичей, и если спрашивать только людей возле метро и в торговых центрах, будет весьма искаженная картина. В Америке такие опросы называют «соломенными», вкладывая в этот термин значение «ненастоящие».
«К таким опросам предвыборного штаба я бы относился с очень большим подозрением», — заключил глава ВЦИОМа.
Как считают эксперты, создание «соломенных» опросов — признак того, что у Навального на самом деле не все хорошо с рейтингом. Более того, председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин считает, что Навальный может вообще откатиться на третье место по итогам выборов.