| 23 августа, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Динамично развивающаяся предвыборная компания в Москве и некоторых других регионах заставляет околокремлевских политологов изобретать все новые объяснения происходящего. Главная интрига в том, ограничится власть вписыванием происходящего в приемлемую для нее систему координат или перейдет к привычному силовому сценарию.
За последние несколько дней вышло сразу несколько публикаций, объясняющих«новые правила игры» в условиях производимой властью «политической реформы». В первую очередь это опубликованный 20 августа доклад близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества. Авторы предлагают различать«конкурентные выборы», на которых соперничают сравнимые по потенциалу кандидаты(такие пройдут только в Забайкалье) и «референдумные», на которых есть очевидный лидер и борьба разворачивается за второе место. В докладе говорится, что референдумные выборы характерны для многих развитых демократий, и приводятся примеры таковых в США, Великобритании и Франции.
По-видимому, основной смысл этого изобретения — обесценить результат оппозиционных кандидатов. Ведь в нормальной ситуации 25% голосов у кандидата говорят о том, что его поддерживает четверть проголосовавших, в той же Москве это миллионы человек. То есть голоса способны конвертироваться в политический вес. А при «референдумных выборах» речь идет только о степени поддержки основного кандидата, а очки, набранные его соперниками, как бы «сгорают».
Политолог Александр Морозов считает, что появление подобных докладов свидетельствует о поиске языка, описывающего включение оппозиции в избирательный процесс при сохранении системы «конкуренция без сменяемости власти». С одной стороны, говорится о том, что конкуренция возможна, а с другой — обосновывается и легализуется практика вторых, третьих и четвертых сроков, когда властитель особенно любим народом.
По мнению политолога Алексея Макаркина, такого рода конструкции не имеют серьезного политологического значения. И отмену прямых губернаторских выборов в 2004 г. пытались объяснять как усовершенствование демократических процедур, но в конце концов выборы пришлось возвращать.
Обострение предвыборной кампании в Москве (в четверг Мосизбирком пригрозил снять Алексея Навального с выборов — см. статью на стр. 02) не обязательно означает, что власть как-то особенно напугана. По мнению Макаркина, в Кремле пока не видят оснований для глобального беспокойства. Да, Навальный переориентировал свою кампанию на новый электорат — пенсионеров, жителей спальных районов, — за счет которого у него есть возможность улучшить свои позиции. Но если поддерживать вокруг кандидата ореол скандальности, это может оттолкнуть таких — новых и пугливых — избирателей.
В годы путинского правления власть то и дело принималась заигрывать с избирателями и создавать видимость демократических свобод — деятельность кремлевских идеологов расцветала. Правда, разговоры о новых правилах игры часто заканчивались тем, что власть отправляла очередного заклинателя граждан в отставку и бралась за болгарку. Этот вариант всегда возможен, посмотрим, дойдет ли до него на этот раз.