СМИ об исследованиях

  |  22 августа, 2013   |   Читать на сайте издания

Люди бьются за процент

Сегодня в предвыборной столице разворачивается самая настоящая война рейтингов.
Именно так окрестили политологи и политтехнологи ситуацию, когда то здесь, то там публикуются результаты опросов, демонстрирующие симпатии или антипатии электората. При этом часто они – результаты в корне различны.
 

Именно так окрестили политологи и политтехнологи ситуацию, когда то здесь, то там публикуются результаты опросов, демонстрирующие симпатии или антипатии электората. При этом часто они – результаты в корне различны.

Так, к примеру, согласно опросу, проведенному ВЦИОМом с 8-го по 10 августа, если выборы состоятся в ближайшее воскресенье, то 53 процента голосов получит самовыдвиженец Сергей Собянин, 9 процентов – кандидат от партии РПР-Парнас Алексей Навальный, на третьем месте с 3 процентами - кандидат от партии КПРФ Иван Мельников. Похожее процентное соотношение и у ФОМа. Последний опрос там, правда, был проведен во второй половине июля. 56 процентов голосов у Сергея Собянина, 6 – у Алексея Навального, 2 – у Ивана Мельникова.

На прошлой неделе много шума наделал опрос, проведенный компанией Synovate Comcon. Согласно его результатам, рейтинг Сергея Собянина буквально за неделю упал с 74.6 процента до 63.5 процента, в то же время показатели Алексея Навального довольно резко выросли – с 15.5 до 19.9 процента. В начале августа провел свой опрос портал Superjob.

Среди тех, кто определился с кандидатурой на пост мэра, 33 процента поддержат Сергея Собянина, 21 процент – Алексея Навального, 4 процента – Ивана Мельников. При этом 37 процентов не пойдут на выборы 8 сентября. Таким образом, исходя уже из этого опроса, второй тур неизбежен. Свои опросы провели и телеканала «Дождь», радио «Эхо Москвы», телеканал «РБК». Там цифры другие. К примеру, согласно опросу «Дождя» по состоянию на 20 августа, за кандидата от партии РПР-Парнас свои голоса отдадут 58 процентов избирателей. А вот посетители сайта «Эха Москвы» предпочли бы увидеть в кресле мэра Москвы кандидата от партии «Яблоко» Сергея Митрохина – его рейтинг 37.8 процента. При этом во втором туре его соперником окажется Алексей Навальный с 22 процентами.

Есть и еще любопытный момент. Социологи, кстати, отмечают, что в избирательной кампании-2013 такое произошло впервые. Предвыборный штаб одного из кандидатов проводит опросы, однако делает не только для «внутреннего пользования». Результаты этих опросов позиционируются как самые верные. Речь идет о штабе кандидата от партии РПР-Парнас.

- Это печальный факт, - констатирует генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров. -Ведь мы говорим об опросах, к которым должен быть научный подход.

Вообще, развернувшаяся война рейтингов идет скорее между непрофессиональными центрами. Серьезные социологические компании по сути стоят в стороне.

- В нашем случае мы говорим о научных опросах, при проведении которых используется выборочный метод, - продолжает Федоров. - То есть мы знаем, кого опрашиваем, и делаем все, для того чтобы выборка максимально соответствовала генеральной совокупности.

По его словам, те опросы, которые проводятся сейчас средствами массовой информации и некоторыми другими ресурсами, к научным исследованиям никакого отношения не имеют. В профессиональной литературе их еще называют «соломенные опросы», добавляет Федоров.

- Надо честно говорить, - в свою очередь подчеркивает председатель Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин, - что опрос, проведенный Syperjob, - это не социологический опрос, а опрос аудитории портала.По сути, то же самое можно сказать почти о всех упомянутых выше опросах.

Проводить опросы имеет право каждый. Вопрос в другом: как это делается и для чего?

Так, опросы, которые проводит штаб Алексея Навального проходят на улице.

- Существуют методики, как делать их правильно, - говорит Валерий Федоров. - Там должен быть очень тщательный инструктаж интервьюера. Эти люди должны быть профессионалами. В случае Навального, как признают сами представители штаба, это волонтеры, которые прошли кратковременное обучение. Тут, конечно, масса соответственных проблем возникает. Ну например, обычно непрофессиональный интервьюер опрашивает тех, с кем ему приятно общаться, с теми, кто больше всего похож на него. Профессионал же руководствуется правилом: начинайте опрос с тех, кто вам меньше всего нравится. Это некая установка, которая помогает вот это «смещение» нивелировать. Вот так можно бороться с этой проблемой, если есть желание и опыт.

Есть и второй момент, связанный с уличными опросами, рассказывает Федоров. Обычно они проходят у метро и около торговых центров. Это логично, там самые большие потоки.

- Есть исследования, которые доказывают, что от того, где конкретно вы проводите опрос, в какое время – вы получаете совершенно разные результаты, - поясняет социолог. - Потому что этот людской трафик имеет очень четкие социально-демографические характеристики. Скажем, с 8 до 9 утра идут одни люди, с 10 до 12 - совершенно другие. То же самое, к примеру с телевизором: в 9 часов вечера его смотрят одни, в 11 вечера – другие. Скажу одно: уличный опрос – это очень сложная технология, и если его проводить неправильно, непрофессионально, то смещения гарантированы. А значит, это -не репрезентативная выборка и результат на выборах будет очень сильно отличаться от того, что показал опрос. И это я еще никого не подозреваю в манипуляции. У меня таких данных нет.

До выборов мэра Москвы остается чуть более двух недель. Это как раз тот рубеж, когда война рейтингов обычно достигает своего пика. Однако единый день голосования, как всем известно, назначен на стыке двух сезонов – сезона отпусков и дач и начала активного рабочего периода. Социологи отмечают, что те тенденции, которые они обозначили во время избирательной кампании, за последние 10 дней могут измениться. Как – предугадать пока сложно.

- Реальная кампания не в мозгах политиков или политтехнологов, а в мозгах избирателей происходит в последние 10, 12 максимум 14 дней до выборов, - говорит гендиректор ВЦИОМа.

При этом, так называемые «соломенные опросы», считает Константин Костин, к серьезным политическим проблемам не ведут.

- Это один из элементов политтехнологий, - отмечает он, - а в нашем случае еще и показатель политической культуры. Весьма низкой.

КСТАТИ

«ВМ» решила провести у себя на сайте собственный опрос. Не претендуя на научность, а просто ради любопытства. На вопрос, заданный 22 августа, «Если бы выборы мэра Москвы состоялись в ближайшее воскресенье, за кого бы вы проголосовали?» 56 процентов респондентов ответили, что поддержали бы Сергея Собянина, 16 – Алексея Навального. Третье место с результатом в 9 процентов поделили Иван Мельников (КПРФ) и Михаил Дегтярев (ЛДПР). Если результаты опросов в СМИ отражают политические пристрастия аудитории этих СМИ, то у читателей «ВМ» - весьма широкий кругозор.