| 21 августа, 2013 | | | Читать на сайте издания |
"Сегодня на площадке Фонда развития гражданского общества (ФОРГО) экспертное сообщество обсуждало доклад «Выборы глав регионов и региональных администраций в 2013 году: Сценарии кампаний и прогнозы», с которым
Конечно же, особой темой для дискуссии стали данные ведущих социологических служб страны, традиционно отслеживающих динамику рейтингов участников гонки. Речь здесь шла даже не «о цифрах», а о качестве, корректности и даже адекватности некоторых «выкладок».
Дело в том, что в ходе избирательных кампаний в прессу и сеть попадают не только данные исследований, проведенных по всем правилам, а суррогаты, которыми, порой, грешат штабы некоторых участников предвыборного забега. Среди самых «ненадежных» профессиональные эксперты отметили «социологию» штаба Алексея Навального, у которого «соломенные опросы», то есть не основанные на научных методиках, выдаются чуть ли не за реальную картину предвыборных раскладов в столице.
Так, Генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Фёдоров призвал относиться "с осторожностью" к опросам, публикуемым штабом этого кандидата в мэры Москвы. По словам Федорова опросы, организуемые штабом Навального, проводятся не профессионалами и не являются репрезентативными. "Опросы осуществлялись на улицах актерами, с которыми проводилась короткая подготовительная работа, - уточнил глава ВЦИОМ. - Но непрофессиональный интервьюер опрашивает только тех, кто ему нравится" – приводит слова эксперта
«На мой взгляд, в данном случае речь идёт не о желании выяснить реальное мнение избирателей, а о желании повлиять на это мнение. Очевидно, что нынешние рейтинги Навального очень низки, это явно не то, на что он надеялся. До выборов осталось мало времени, поэтому надо подстегнуть, вдохнуть уверенность в своих сторонников в том, что вообще имеет смысл приходить 8 сентября и голосовать за их кандидата. На мой взгляд, с этой целью и используется вброс информации о, такого рода, рейтингах» - заявил чуть ранее Валерий Федоров
Действительно, еще накануне в прессе и социальных сетях разгорелись страсти вокруг «данных», поставляемых штабом Алексея Навального, в которых кандидат Навальный «всех румяней и белее». У профессиональных социологов такие данные вызвали недоумение, скепсис и даже иронию.
«Опросы бывают профессиональные и любительские, точно также как и вождение автомобиля, как пользование компьютером — в любом деле есть профессиональные умения, а есть любительские навыки, -
свое отношение к опросам Навального президент Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Александр Ослон. — Любительские опросы проводят радиостанции, журналисты или волонтеры на улице. Мы же занимаемся этим 25 лет и наш профессионализм подтверждается массой разных аргументов, начиная методикой, заканчивая прогнозами выборов. Как можно комментировать любительские опросы штаба Навального?», - удивился эксперт.
Похожей позиции, к разочарованию оппозиции, придерживаются и эксперты «Левада-Центра». К примеру, Денис Волков, эксперт этой исследовательской организации, которую сложно упрекнуть в симпатиях к власти, глядя на вольные игры штаба Навального с социологией решил высказаться по этому вопросу на своей странице в «Фейсбуке».
«С прошлой недели хотел написать пару слов по поводу “социологии” избирательного штаба Навального. Так как уже несколько раз мне встречались ссылки на то, что в этом участвует Левада-Центр, мне хотелось бы прояснить ситуацию. Действительно, некоторое время назад к нам и ко мне лично за советом [обращались] люди близкие штабу Навального по поводу проведения “партизанских” социологических опросов. И я им сразу сказал, что мне эта идея “неочень” и что участвовать мы в этом не будем. И Левада-Центр не участвовал.
При всей моей симпатии к сторонникам Навального, людям, которые работают волонтерами в его штабе, мне кажется, что идея “партизанской социологии” очень плохая и неумная идея. Я не знаю, по какой методике проводятся эти опросы (сомневаюсь, что там есть методика), но мне кажется, что ноги этой истории растут из проекта, который затевался пару лет назад (под парламенсткие и президенсткие выборы) активистами из движения “Солидарность”, так называемый “Гражданин-Социолог”. Тогда этот проект наделал много шуму, но особого продолжения не получил (в отличие от созвучного и успешного “Гражданина-наблюдателя"). Может быть мы наблюдаем его второе рождение? Методологию того исследования можно охарактеризовать так (если мне не изменяет память) кладем анкетку в сеть - активисты ее распечатывают - идут в места скопления людей и опрашивают - данные присылают в центр - все это склвдывается и получаются результаты.
Ни о какой репрезентативности, и просто достоверности в этом случае речь не идет. Однако, помнится в тот раз прогрессивная общественность с энтузиазмом восприняла данные, которые отражали ее ожидания, нежели положение вещей на тот момент.
“Партизанская социология” не имеет ничего общего с уличными опросами, проведенными по отработанной методике (уместно, наверное, сказать, что одним из первопроходцев в проведении уличных опросов в нашей стране был недавно ушедший из жизни петербургский социолог Леонид Кессельман), хорошо обученными профессиональным интервьюерами, работающими в социологических центрах, которые отвечают за результаты своей репутацией. Такие инициативы вредят социологии в целом, давая пишу различным манипуляциям общественным мнением - в пользу того или иного кандидата, являются по сути пиаром, а не социологией (чего активисты в приватных беседах и не скрывают). Любой новый скандал вокруг результатов опросов общественного мнения уменьшает доверие к социологии, которая является одним из немногих инструментов познания социальной действительности. Дискредитация этого инструмента в перспективе ведет к еще большей дезориентации российских граждан, которые, надо это честно признать, и так плохо разбираются в процессах, происходищих в нашем обществе. А кроме того, завышенные ожидания, основанные на ненадежных цифрах “партизанской социологии”, могут привести в дальнейшем к сильному разочарованию, поиску предателей и апатии.
Вся эта инициатива избирательного штаба Навального выглядит странно еще и потому, что совершенно точно там работают квалифицированные социологи. Как они относятся к “партизанской социологии” - мне этого не известно. Может быть, они против, но их не слушают “политики, рвущиеся к власти” или же сознательно пренебрегают принципами своей профессии? Хотелось бы услышать ответ от них самих (и лучше публичный). Может быть вместе с коллегами из других социологических центров стоит подумать над каким-то общим, пусть, может быть, неформальным обращением к думающей общественности по поводу вреда “партизанской социологии”? - подчеркнул социолог Левада-Центра.
Не обошлось и без иронии. «По мнению социологов, учитывая, что волонтеры Навального больше общались с лояльными респондентами, то можно сделать такой же смешной вывод в стиле самого Навального – что 44% его сторонников отдали предпочтение Собянину, а не ему» - отметили журналисты НСН."