"В пяти регионах есть предпосылки для конкуренции на выборах"
Конкурентный сценарий выборов возможен в пяти субъектах страны. Об этом заявил руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин. В прямом эфире "Коммерсантъ FM" он ответил на вопросы ведущей Оксаны Барыкиной.
По мнению Константина Костина, речь идет об Астраханской и Мурманской областях, а также Республике Алтай, Якутии и Красноярском крае.
— Почему именно в этих регионах есть предпосылки?
— Таким образом сложилась ситуация: есть сильные политики, которые составляют конкуренцию действующим руководителям субъектов, губернаторам и временно исполняющим обязанности.
— От чего будут зависеть итоги выборов в этих регионах, если есть конкурентные сценарии?
— Сейчас начинается активная фаза, есть предпосылки для конкурентных сценариев. А будут ли выборы конкурентными или же они постепенно начнут приобретать референдумный характер, когда никто не может догнать фаворита, будет во многом зависеть от активности оппозиционных кандидатов. А также от того, насколько они сумеют мобилизовать ресурсы, выстроить работу и коммуникацию с избирателями. Но тем не менее предпосылки есть. Например, в Красноярском крае и Мурманской области есть сильные кандидаты. В Красноярске — это Валерий Сергиенко от КПРФ. Он в любом случае имеет достаточно высокий рейтинг поддержки для этой партии. Он типичный кандидат для КПРФ. КПРФ, кстати, в Красноярском крае все время на протяжении последних десяти и больше показывает стабильный электоральный результат на выборах разного уровня.
Есть еще фактор Быкова, кандидат от партии "Патриотов России" Иван Серебряков поддерживается им. Плюс ко всему в Красноярске сильны настроения регионального патриотизма, поскольку в Красноярске уже в общем-то давно не было губернатора-красноярца, начиная со времен Лебедя, и сейчас исполняющий обязанности тоже из Новосибирска, что, безусловно, работает против него. Однако как сложится сценарий, покажет активная фаза избирательной кампании.
— В других регионах, вам кажется, уже все понятно, там неконкурентные ситуации. Из-за чего это происходит? Обязанности глав регионов исполняют сильные кандидаты или что?
— Во-первых, бывают сильные политики. Очень показательна ситуация Волгоградской области. Изначально там были предпосылки для конкурентного сценария, поскольку Михеев — очень сильный политик в регионе, у него высокий рейтинг поддержки. Это кандидат от "Справедливой России". Однако назначенный исполняющим обязанности Бочаров — бывший руководитель исполкома ОНФ — в течение нескольких месяцев своей активной работы сумел заручиться поддержкой большого числа избирателей. Его рейтинг стремительно вырос, по факту сейчас там выборы будут проходить по референдумному сценарию.
— У нас эксперт на этой неделе говорил, что настроения избирателей будут зависеть от ситуации на Украине. Как вы оцениваете такую точку зрения?
— Украинская ситуация на этих выборах будет проявляться следующим образом: беспрецедентное давление на Россию приводит к тому, что граждане страны сплачиваются вокруг своего лидера. У президента беспрецедентный рейтинг поддержки, 87% фиксируют последние опросы. Поэтому те кандидаты, которых он поддержал прямо или косвенно (назначение и.о. — это тоже фактор поддержки президентом), они получают существенный электоральный бонус. Граждане будут более охотно за них голосовать.
— Как вы оцениваете предстоящие выборы, насколько они будут непредсказуемыми, интересными?
— Во-первых, в пяти субъектах остается элемент неопределенности, поэтому посмотрим, как будет развиваться ситуация в ближайшие четыре недели. Что касается оценки выборов, они достаточно открыты и демократичны, поскольку во всех субъектах все значимые политики сумели выдвинуться. Под значимыми я имею в виду только политиков, представляющих те силы, которые в течение минимум десяти лет показывали на выборах в регионе устойчивые результаты. У них достаточно высокий уровень местной локализации, критической локализации. Соответственно только в двух регионах — в Нижегородской и Липецкой областях — есть проблемы с этим показателем.
Во всех остальных 28 субъектах представители основных партий выдвинули своих кандидатов. Они участвуют в предвыборной гонке, поэтому в этом смысле наша политическая система абсолютно открыта. Опять же крайне важный фактор: у нас продолжает вырабатываться практика коалиций. В четырех регионах так или иначе наблюдаем коалиционный сценарий, когда партии, в первую очередь, парламентские, достигают договоренности и поддерживают кандидатов друг друга. И опять же у нас расширяется партийное участие в выборах губернаторов, в этом цикле примут участие кандидаты 24-х партий. Это в два раза больше, чем в прошлом году, когда участвовали представители 12 партий.
— Что вы думаете по поводу переноса единого дня голосования на март?
— Звучала инициатива от Геннадия Андреевича на октябрь, поскольку надо в августе-сентябре отдохнуть, искупаться, поплавать. Странный аргумент. Надо очень осторожно подходить к любым изменениям в действующих правилах функционирования политической системы. Есть единый день голосования, надо пожить с этим днем голосования, посмотреть, как работает этот механизм, институт, и тогда уже, может быть, задумываться. Еще одна причина, почему единый день голосования у нас в сентябре.
Избранные главы регионов получают возможность внести изменения в бюджет, утвердить новый бюджет субъекта, по сути, активно над ним поработать, определить какие-то приоритеты и со следующего года уже начать выполнять свои обещания перед избирателями. Если выборы проходят в октябре или тем более в марте, они приходят на тот бюджет, на ту программу, которую утвердил их предшественник, и еще волей-неволей до конца года работают в старой парадигме.