Материалы
Индекс экономического потенциала регионов РФ (1 квартал 2024 года). ТОП-35
Фондом развития гражданского общества представлен рейтинг регионов РФ по экономическому потенциалу, составленный на основании данных Федеральной налоговой службы РФ и Федеральной службы государственной статистики (Росстат) за 1 квартал 2024.
Первые 35 позиций занимают:
Место 4 кв. 2023 г. |
Место за 1 кв. 2024 г. |
Регион |
Критерий 1 |
Критерий 2 |
Критерий 3 |
Сводная оценка (среднее место) |
Уплаченный НДС |
Средняя заработная плата на 1.04.2024г. |
Прибыль предприятий и организаций |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
1. |
г. Москва |
1 |
2 |
1 |
1,33 |
2 |
2. |
Ханты-Мансийский авт. округ Югра |
2 |
5 |
2 |
3,00 |
3 |
3. |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
4 |
3 |
5 |
4,00 |
4 |
4. |
Московская область |
3 |
13 |
4 |
6,67 |
5 |
5. |
Красноярский край |
17 |
12 |
6 |
11,67 |
7 |
6. |
Тюменская область |
12 |
15 |
11 |
12,67 |
6 |
7. |
Республика Татарстан |
6 |
28 |
7 |
13,67 |
6 |
8. |
Свердловская область |
8 |
26 |
14 |
16,00 |
8 |
9. |
Иркутская область |
15 |
14 |
20 |
16,33 |
13 |
10. |
Самарская область |
7 |
31 |
13 |
17,00 |
9 |
11. |
Пермский край |
9 |
32 |
15 |
18,67 |
17 |
12. |
Вологодская область |
36 |
21 |
3 |
20,00 |
16 |
Приморский край |
33 |
19 |
8 |
20,00 |
|
10 |
13. |
Краснодарский край |
14 |
40 |
10 |
21,33 |
12 |
14. |
Челябинская область |
13 |
34 |
18 |
21,67 |
11 |
15. |
Нижегородская область |
10 |
42 |
16 |
22,67 |
14 |
16. |
Новосибирская область |
16 |
29 |
26 |
23,67 |
21 |
17. |
Оренбургская область |
11 |
41 |
25 |
25,67 |
25 |
18. |
Белгородская область |
21 |
44 |
19 |
28,00 |
15 |
Республика Башкортостан |
31 |
36 |
17 |
28,00 |
|
18 |
19. |
Республика Коми |
26 |
16 |
43 |
28,33 |
19 |
20. |
Тульская область |
23 |
38 |
27 |
29,33 |
32 |
21. |
Удмуртская Республика |
18 |
45 |
30 |
31,00 |
56 |
22. |
Амурская область |
44 |
18 |
32 |
31,33 |
31 |
23. |
Хабаровский край |
47 |
17 |
31 |
31,67 |
20 |
24. |
Томская область |
19 |
25 |
53 |
32,33 |
23 |
25. |
Сахалинская область |
82 |
7 |
9 |
32,67 |
4 |
26. |
г. Санкт-Петербург |
5 |
11 |
85 |
33,67 |
25 |
27. |
Республика Саха (Якутия) |
73 |
8 |
21 |
34,00 |
29 |
28. |
Воронежская область |
20 |
50 |
33 |
34,33 |
28 |
29. |
Ярославская область |
22 |
46 |
39 |
35,67 |
34 |
30. |
Ростовская область |
32 |
55 |
23 |
36,67 |
22 |
31. |
Кемеровская область |
59 |
24 |
29 |
37,33 |
24 |
32. |
Омская область |
25 |
51 |
38 |
38,00 |
14 |
33. |
Ленинградская область |
83 |
20 |
12 |
38,33 |
27 |
34. |
Рязанская область |
28 |
47 |
41 |
38,67 |
35 |
35. |
Владимирская область |
30 |
54 |
34 |
39,33 |
1. Цель исследования и основные понятия
Целью данного исследования является оценка экономической эффективности реального сектора экономики субъектов федерации, обеспечивающего в первую очередь благосостояние населения соответствующих территорий.
Объектом анализа выступают субъекты РФ.
Под экономическим потенциалом (ЭП) в данном исследовании понимается уровень развития реального сектора экономики, определяемый принятыми критериями его оценки, приведенными ниже, на соответствующей территории.
2. Обоснование критериев и показателей
При отсутствии какого-либо нормативного количественного показателя оценки уровня развития реального сектора экономики для определения ЭП регионов возможно использовать интегральную оценку следующего набора ключевых показателей:
- размер фактически уплаченного в бюджет налога на добавленную стоимость как показатель, непосредственно отражающий динамику и относительные объемы производства товаров, работ и услуг в субъекте РФ;
- уровень среднемесячной заработной платы по региону;
- совокупная прибыльность предприятий и организаций региона;
Общую абсолютную величину товарных благ в стоимостном выражении отражает валовой внутренний продукт (ВВП), представляющий собой, во избежание повторного счета, так называемую добавленную стоимость.
Добавленную стоимость образуют затраты на оплату труда (зарплата с начислениями во внебюджетные фонды) и прибыль.
Следовательно, используя официальные данные статистики, регулярно публикуемые для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, при оценке ЭП субъектов РФ подвергаются анализу следующие показатели:
• Уплаченный в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость (сумма фактически перечисленного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость предприятиями и организациями региона);
• Уровень среднемесячной заработной платы по региону;
• Совокупная прибыль предприятий и организаций регионов за вычетом убытков (финансовый результат работы предприятий и организаций региона);
1. Уровень среднемесячной заработной платы по региону.
Размер средней зарплаты среди предприятий и организаций свидетельствует не только, и не столько об уровне жизни населения (есть еще такой фактор как «стоимость жизни»), сколько о следующих экономических параметрах:
- степень стабильности продаж благ конечного потребления;
- наличие собственных источников покрытия затрат предприятий и организаций региона (а они должны быть, поскольку заработная плата относится к таким затратам), величина которых не подвержена резким колебаниям при том же объеме производства;
- общий уровень квалификации наемных работников в субъекте РФ.
2. Финансовый результат работы предприятий и организаций региона.
Показатель представляет собой совокупную прибыль субъектов экономической деятельности региона за вычетом совокупных убытков. Значимость показателя определяется тем, что он отражает общий спрос на продукцию региональных предприятий и степень успешности продаж.
Кроме того, прибыль является единственным собственным источником инвестиций (кроме привлеченных в различной форме сторонних средств) в развитие производства для предприятий и организаций.
Показатели 1 и 2 образуют налогооблагаемую базу для налога на добавленную стоимость. Однако, поскольку фактические перечисления в бюджет могут не соответствовать финансовым результатам предприятий, для оценки ЭП добавляется третий показатель.
3. Сумма фактически перечисленного в федеральный бюджет предприятиями и организациями региона налога на добавленную стоимость.
Особенность данного показателя в том, что он отражает завершенные хозяйственные операции по производству и коммерческой реализации товаров, работ и услуг в их классическом виде**.
** При этом сознательно остаются без рассмотрения финансовые результаты от экспортной деятельности, производство с длительным циклом, и некоторых других видах деятельности, поскольку в этих областях (в частности, при экспорте), взаимоотношения с госбюджетом основываются на применении иных налогов и сборов.
3. Алгоритм расчетов и ранжирования
Для оценки ЭП субъектов федерации применяется сочетание рейтингов по указанным критериям. А именно:
1. Регионы ранжируются по размеру совокупной прибыли за вычетом убытков.
2. Регионы ранжируются по размеру среднемесячной зарплаты.
3. Регионы ранжируются в зависимости от сумм фактически уплаченных в бюджет НДС.
4. Итоговый интегральный рейтинг экономического потенциала регионов формируется по наименьшему значению среднего места в трех приведенных выше первичных рейтингах в порядке возрастания их значений.
4. Источники данных
1. Федеральная налоговая служба РФ.
Режим доступа:
https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/7600100/
2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Рос-сийской Федерации.
Режим доступа:
https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259
При формировании алгоритма экспертной оценки экономического состояния регионов учтены положения следующих нормативно-правовых актов Российской Федерации:
- Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”;
- Указ Президента Российской Федерации № 579 от 13 мая 2010 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- Указ Президента Российской Федерации № 1199 от 21 августа 2012 года «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 1142 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009г. №806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации».