Материалы

05 июня, 2023

Аналитическая записка "О региональных и местных выборах 2023 г."

1. Специфика ЕДГ- 2023 определяется радикальным обновлением повестки в связи с проведением специальной военной операции. Речь идет о том, что беспрецедентное внешнее давление с попытками «отмены России», с одной стороны, и вовлеченность и действенная сопричастность людей к СВО, трансформация экономики к новым условиям  с  сохранением  базовых  показателей,  прежде  всего в отношении уровня цен, инфляции и социальных выплат, с другой стороны, привели к тому, что режим социально-психологической аккомодации перешел в достаточно устойчивую фазу, которую можно назвать условной «новой нормальностью». Иными словами, этот процесс можно охарактеризовать формулой – «от стресса к адаптации». По данным социологов, в начале октября 2022 года уровень тревожных настроений населения составлял 70% (опрос проведен Фондом «Общественное мнение»), а в апреле 2023 года 63% россиян характеризуют свое настроение как нормальное или даже «прекрасное» (15%) (опрос проведен Левада-центр, признан иноагентом, апрель 2023 г.).
 
В этих условиях особую роль приобретает ЕДГ-2023, который должен зафиксировать, как новая реальность скажется на результатах этого электорального цикла.
 
На старте кампании можно выделить следующие электоральные и политические особенности, характерные для этого периода:
 
Фактор отложенного выбора, который характеризуется снижением уровня и градуса взаимной критики основных участников электорального процесса, существенной «подморозкой» межэлитных конфликтов в регионах, рутинизацией политико- административных практик. По сути речь идет о том, что многие проблемы, вопросы и претензии откладываются обществом «на потом», то есть на тот период, когда острая фаза СВО будет завершена. Важным условием существования фактора является отсутствие шоковых событий и сохранение текущего статус-кво.
Снижение эффективности традиционных электоральных стратегий оппозиционных партий.
Существенное электоральное преимущество у представителей власти как ответ на консолидацию общества, а также в связи с тем, что, по мнению граждан, именно действия власти позволили избежать шоковых сценариев, поэтому от нее они ожидают успешного разрешения ситуации. 
Участие ветеранов СВО в избирательных кампаниях разного уровня. И «Единая Россия», и другие партии активно выдвигают участников операции на этих выборах. Можем констатировать, что участие в боевых действиях дает кандидатам хорошие стартовые возможности с дальнейшей вероятностью наращивания рейтинга.
 
2. Нынешняя выборная серия отличается от прошлогодней. Поскольку, во-первых, в 2022 г. действующие главы переизбирались на новые сроки в шести регионах из 14, а в этом будут переизбираться уже в 16 из 20 (здесь не учитывается Хакасия, в которой особая ситуация). Во-вторых, впервые будут переизбираться главы, окончившие «школу губернаторов», таковых сразу 10.
 
3. В 11 регионах – Москве, Амурской, Воронежской, Кемеровской, Магаданской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Псковской, Самарской и Тюменской областях – главы гарантированно переизберутся на «референдумных» выборах.
 
4. Применительно к Алтайскому и Приморскому краям, Ивановской и Орловской областям, а также Якутии мы отмечаем различные проблемы, гипотетически чреватые осложнениями вплоть до угроз вторых туров.
 
Так, губернатор Алтайского края Виктор Томенко был избран в 2018 г. с самым низким результатом (53,61% – и это при том, что среди его соперников не было коммуниста). Электоральные неудачи преследовали его и в дальнейшем. КПРФ восстановила свои позиции в крае, ранее утраченные, и в 2021-м добилась значительных успехов и на думских выборах, и на выборах в Законодательное Собрание (лишив ЕР привычного большинства). Эксперты отмечают, что в крае имеет место дефицит достижений (что особенно бросается в глаза на фоне успехов в соседних Красноярском крае, Кемеровской и Новосибирской областях).
 
Губернатор Приморского края Олег Кожемяко – уникальный руководитель. До возвращения в родное Приморье ему довелось управлять тремя другими регионами. Однако не стоит забывать, что выдвижению О. Кожемяко в 2018 г. предшествовали выборы, на которых кандидатом власти выступал врио губернатора Андрей Тарасенко. Он ненамного опередил кандидата КПРФ, но результаты были отменены из-за нарушений. То есть О. Кожемяко тогда вышел на замену. И его результат (61,88%) трудно назвать высоким, особенно если учесть, что коммунисты отказались выдвигать кандидата на повторных выборах. В 2021-м КПРФ неплохо показала себя на думских выборах.
 
Орловский губернатор-коммунист Андрей Клычков в 2018 г. получил как раз самый высокий результат (83,55%). Однако в последующие годы ему не всегда удавалось демонстрировать управленческую и лоббистскую эффективность. И, главное, А. Клычков не выстроил отношения с РО ЕР и не избежал элитарных конфликтов. Члены его команды неоднократно фигурировали в коррупционных скандалах.
 
Ивановскому  губернатору  Станиславу  Воскресенскому  также «вменяют» дефицит достижений.
 
Айсен Николаев до 2018 г. успешно управлял Якутском. Избираясь главой, он допустил поражение своего «наследника» на городских выборах. В 2020-м республика отметилась низким результатом на общероссийском голосовании по поправкам к Конституции. В 2021-м году – успехами КПРФ на думских выборах. Кроме прочего коммунист Петр Аммосов победил в общереспубликанском Якутском округе 
(т.е. фактически выиграл выборы регионального уровня).
 
5. Мы полагаем, что если КПРФ на выборах в Алтайском крае и Якутии будут представлять относительно сильные выдвиженцы, то в этих регионах может обозначиться угроза вторых туров. 
С. Воскресенскому, А.Клычкову и О.Кожемяко пока стоит опасаться лишь того, что их победы окажутся недостаточно убедительными, и их результаты окажутся ниже, чем в 2018 г.
 
6. В Алтайском крае КПРФ может выдвинуть Марию Прусакову, первого секретаря Крайкома, депутата Государственной Думы, представителя нового поколения коммунистических активистов (лидером которого принято считать первого заместителя председателя ЦК КПРФ Юрия Афонина). В Якутии – уже упомянутого победителя в общереспубликанском округе П.Аммосова. И он, и М.Прусакова обладают высокой известностью и популярностью, а поэтому представляют опасность для, соответственно, А.Николаева и В.Томенко.
 
7. Отдельно нужно остановиться на Хакасии. Сергей Сокол – не только один из выпускников «школы губернаторов» и депутат ГД, в 2021 г. переизбранный в общереспубликанском Хакасском округе (т.е. уже побеждавший на выборах регионального уровня), а первый ветеран СВО, выдвигающийся на должность главы субъекта Федерации. Нам представляется, что ветеранский статус, как уже говорилось, может стать хорошей основой для наращивания рейтинга и проведения успешной кампании.
 
Вместе с тем нужно отметить и потенциал С. Сокола в качестве управленца и лоббиста интересов республики. В отличие от Валентина Коновалова, до избрания не имевшего ни опыта работы в исполнительной власти, ни связей на федеральном уровне (и, судя по итогам пяти лет, не преуспевшего в их накоплении), С. Сокол работал в правительствах Красноярского края и Иркутской области, а затем в
«Ростехе». Разумеется, он пользуется поддержкой руководства этой госкорпорации. С. Сокол также обладает значительным политическим опытом – и как бывший председатель Законодательного Собрания Иркутской области, и как партийный функционер, последовательно руководивший отделениями ЕР в двух регионах.
 
Положение В.Коновалова по сравнению с 2018 г. кардинально поменялось. Тогда он баллотировался как оппозиционный кандидат, который мог свободно критиковать власть. Сейчас он сам власть, причем более чем уязвимая для критики.
 
Кампания в Хакасии «обречена» на конкурентность. Возможно, там потребуется второй тур.
 
8. В четырех регионах – Красноярском крае, Омской и Смоленской областях, Чукотском автономном округе – будут избираться новоназначенные врио. Каждому из них приходится иметь дело с тем, что мы называем неоднозначным наследием предшественника (неоправдавшиеся надежды избирателей, частичная потеря управляемости территориями, последствия провалов на выборах etc.).
 
Наиболее проблемной представляется ситуация у Михаила Котюкова в Красноярском крае. Он вынужденно сохраняет нетронутым краевой внутриполитический блок, руководство которого в 2018 г. довело его предшественника Александра Усса до унизительного результата  (60,19%,  хотя  тот  мог  бы  получить  порядка  70%) и допустило победу ЛДПР на муниципальных выборах в Красноярске. Выдвижение «либерал-демократами» сильного кандидата вполне способно создать угрозу второго тура.
 
Предполагается, что ЛДПР сделает ставку на Александра Глискова, руководителя партийной фракции в Законодательном Собрании края, бывшего заместителя председателя Красноярского городского Совета. А.Глисков известен как опытный юрист и лоббист, он довольно популярен, особенно в Красноярске.
 
 
9. 2018 г. для ЕР выдался тяжелым. Партия власти тогда проиграла парламентские выборы сразу в четырех субъектах Федерации – Хакасии, Забайкальском крае, Иркутской и Ульяновской областях. В 2021-м «единороссам» удалось улучшить показатели во всех этих регионах. Но попытаться вернуть большинство в их парламентах ЕР может только теперь. Это важная задача для партии. Равно как и восстановление большинства в представительных органах Архангельска, Великого Новгорода и Красноярска, также утраченного в 2018-м. Так же как и улучшение результатов в Калмыкии, Якутии, Ярославской области и НАО, где партия «просела» в 2021-м году.
 
Справится ли ЕР с этими задачами? Для этого есть предпосылки.
 
Для начала напомним, что в 2018 г. на выборах сказалось недовольство пенсионной реформой. Его отложенный эффект ощущался и в 2021-м году. Сейчас повестка совершенно иная - наступила, как сказано,
«новая нормальность».
 
К тому же в 2018 г. поменяли губернатора Забайкальского края, в 2019- м году – Иркутской области, в 2020-м году – Архангельской области, в 2021-м году – Ульяновской и Ярославской областей. То есть в этих регионах власть «перезапустили», есть надежда, что новым главам удалось растопить тот негатив, который накопили их предшественники и который отражался на результатах ЕР. Правда, нужно иметь в виду, что новый ульяновский губернатор Алексей Русских – коммунист, а бывший глава Сергей Морозов, избранный депутатом ГД, старается сохранять свое влияние в области, что только повышает степень конфликтности.
 
Мы предполагаем, что ЕР сможет восстановить или по крайней мере укрепить свои позиции в Калмыкии, Хакасии (благодаря вкладу С. Сокола), Забайкальском крае (новый губернатор Александр Осипов успешнее Натальи Ждановой, с осени 2018 г. в крае уже дважды обновилось руководство РО ЕР), НАО.
 
В Якутии, Иркутской, Ульяновской, Ярославской областях, Великом Новгороде, Архангельске и Красноярске перспективы – по крайней мере пока – менее очевидны.
 
10. Непросто пройдут выборы мэра Хабаровска. Напомним, что выборы губернатора Хабаровского края в 2018 г. закончились победой ЛДПРовца Сергея Фургала. Мэром краевого центра тогда же избрали
«единоросса» Сергея Кравчука. Но он набрал мало голосов (39,97%), а его основной соперник коммунист Максим Кукушкин – относительно много (23,85%). В 2019 г. ЕР проиграла на выборах в Хабаровскую городскую Думу (не получила ни одного мандата), а в 2020–2021 гг. город лихорадило от протестов, спровоцированных арестом и отрешением С. Фургала. Учитывая все это, убедительное переизбрание С. Кравчука на второй срок представляется нетривиальной задачей.
 
11. Особняком стоят выборы в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях. Парламенты и местные представительные органы там впервые избираются согласно российским законам и при участии федеральных партий. То есть продолжается процесс интеграции новых территорий в российское политическое пространство. Специфика или, скажем прямо, сложность проведения этих выборов диктуется продолжающейся СВО.