Материалы
Аналитическая записка "Единый день голосования - 2024: ход кампании и возможные сценарии"
I. Выборы ВДЛ
Таблица 1 Выборы ВДЛ в 2024 г.
|
Регион |
ВДЛ или
врио ВДЛ |
ЕДГ
2018,
% |
Обстоятельства, потенциально способные осложнить (пере)избрание кандидата власти |
1 |
Алтай |
Андрей
Турчак,
врио главы с 2024 г. |
–
|
1) специфическая электоральная история региона;
2) неоднозначное «наследство» предшественника |
2 |
Астраханская
область |
Игорь
Бабушкин,
губернатор с 2019 г. |
75,63 |
Нет |
3 |
Башкортостан |
Радий
Хабиров,
глава с 2019 г. |
82,02 |
Отголоски конфликтных ситуаций, возникавших |
4 |
Волгоградская
область |
Андрей
Бочаров,
губернатор с 2014 г. |
76,80 |
Нет |
5 |
Вологодская
область |
Георгий
Филимонов,
врио губернатора с 2023 г. |
– |
Нет |
6 |
Забайкальский
край |
Александр
Осипов,
губернатор с 2019 г. |
89,61 |
Нет |
7 |
Калининградская
область |
Алексей Беспрозванных, врио губернатора с 2024 г. |
– |
Нет |
8 |
Калмыкия |
Бату
Хасиков,
глава с 2019 г. |
82,54 |
Застарелые проблемы, доставшиеся от предшественников (проблемы в ЖКХ и т.п.) |
9 |
Кемеровская
область |
Илья
Середюк,
врио губернатора с 2024 г. |
– |
Нет |
10 |
Курганская
область |
Вадим
Шумков,
губернатор с 2019 г. |
80,86 |
Недавнее стихийное бедствие |
11 |
Курская
область |
Алексей
Смирнов,
врио губернатора с 2024 г. |
– |
Нет |
12 |
Липецкая
область |
Игорь
Артамонов,
губернатор с 2019 г. |
67,28 |
Нет |
13 |
Мурманская
область |
Андрей
Чибис,
губернатор с 2019 г. |
60,07 |
Отголоски конфликтных ситуаций, возникавших |
14 |
Оренбургская
область |
Денис
Паслер,
губернатор с 2019 г. |
65,94 |
Недавнее стихийное бедствие |
15 |
Санкт-Петербург |
Александр
Беглов,
губернатор с 2019 г.. |
64,43 |
1) специфическая электоральная история региона;
2) отголоски конфликтных ситуаций, возникавших |
16 |
Самарская
область |
Вячеслав
Федорищев,
врио губернатора с 2024 г. |
– |
1) специфическая электоральная история региона;
2) отголоски конфликтных ситуаций, возникавших
3) неоднозначное «наследство» предшественника |
17 |
Сахалинская
область |
Валерий
Лимаренко,
губернатор с 2019 г. |
56,14 |
Нет |
18 |
Ставропольский край
|
Владимир
Владимиров.
губернатор с 2014 г. |
79,64 |
Отголоски конфликтных ситуаций, возникавших |
19 |
Тульская
область |
Дмитрий
Миляев,
врио губернатора с 2024 г. |
– |
Нет |
20 |
Хабаровский
край |
Дмитрий
Демешин,
врио губернатора с 2024 г. |
– |
1) специфическая электоральная история региона, включающая кампании 2018–2019 гг.;
2) Отголоски конфликтных ситуаций, возникавших в регионе в предыдущие годы |
21 |
Челябинская
область |
Алексей
Текслер,
губернатора с 2019 г. |
69,30 |
Нет |
1. Как уже отмечалось экспертами Фонда, текущая специфика российских выборов, определяется «новой нормальностью», которая является следствием, с одной стороны, адаптации граждан к современной реальности, сформированной специальной военной операцией, а с другой – успешной работы властей по сохранению стабильности
и приемлемых, по мнению большинства населения, уровней социальных показателей (неприменение «шоковых сценариев», индексация социальных выплат, сохранение объемов государственных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты etc.).
«Новая нормальность» цементирует консолидацию общества вокруг целей и задач СВО на фоне беспрецедентного внешнего давления на Россию.
В электоральном аспекте отмечена тенденция, при которой массовое электоральное поведение стало в целом более консервативным и лоялистским, обеспечивая дополнительные преимущества власти и ее кандидатам, поскольку в их поддержке избиратели видят залог победы на фронте и сохранения стабильности в тылу, а также считают, что даже постановка вопроса о каких-либо переменах на этом этапе является избыточной и вредной.
С большой вероятностью мы имеем дело с «отложенным выбором». Т.е. в будущем, когда цели и задачи СВО будут решены и произойдет частичное (только частичное!) возвращение к «старой нормальности», какая-то социологически значимая часть избирателей предъявит к власти новые запросы, а то и претензии и обратит внимание на альтернативные электоральные предложения оппозиционных кандидатов. Вполне вероятно, что эффект «отложенного выбора» проявится уже на думских выборах
2026 г. Но пока же максимальное «объединение вокруг флага» сколь необходимо, столь и неизбежно.
2. Нынешняя выборная серия немного отличается от прошлогодней. Если 2023 г.
в действующие ВДЛ переизбирались на новые сроки в 17 регионах из 21, то на этот раз только в 13 из 21.
3. Согласно сложившейся практике, все кампании проходят в технократическом стиле: действующие ВДЛ и врио ВДЛ в основном занимаются своей текущей работой, не часто отвлекаются на какие-то специальные предвыборные мероприятия, и это соответствует ожиданиям граждан.
4. Опыт кампаний 2012–2021 гг. показывал, что врио ВДЛ, баллотировавшиеся впервые, реже сталкивались со сложностями в ходе кампаний, чем ВДЛ, переизбиравшиеся на новые сроки. Достаточно напомнить, что за 10 лет ни один новоназначенный врио не проиграл (Андрей Тарасенко в Приморском крае в 2018-м ушел в отставку после отмены результатов выборов). Зато проиграли сразу четверо действующих ВДЛ (в Иркутской области в 2015-м, во Владимирской области, Хабаровском крае и Хакасии в 2018-м).
5. В 2017–2021 гг. на новые сроки баллотировались 22 ВДЛ. Трое проиграли. У 16, т.е. у большинства результаты оказались хуже, чем на предыдущих выборах 2012–2016 гг. Некоторые потеряли по 10-20%. И лишь трое улучшили результаты. Среди них мэр Москвы Сергей Собянин (+18,80%) и глава Чечни Рамзан Кадыров (+1,76%), чье положение в губернаторском корпусе можно назвать особенным, даже эксклюзивным.
Зато в 2022 г. из шести переизбравшихся ВДЛ свои результаты относительно 2017-го улучшили сразу трое. Причем у всех них на старте отмечались проблемы, которые, как принято считать, должны были осложнить их переизбрание.
6. В 2023 г. эксперты Фонда выдвинули гипотезу, что в условиях СВО избиратели в массе стали консервативнее, сдержаннее, и чаще склоняются к поддержке действующей власти, в том числе ВДЛ, даже если имеют к нему какие-то претензии. «Новая нормальность» обнулила негатив, который «пристал» к ВДЛ.
Также как отдельный фактор выделялось снижение уровня конкурентной активности со стороны оппозиционных парламентских партий, чьи лидеры опять же чаще сознают неуместность и бесперспективность этой активности в текущей ситуации.
7. Наша гипотеза подтвердилась более чем полностью. Из 17 ВДЛ, переизбиравшихся в 2023 г. свои результаты относительно 2018-го улучшили 15. Некоторые приросли очень существенно: амурский Василий Орлов (+26,78%), алтайский Виктор Томенко (+22,55%), нижегородский Глеб Никитин (+21,16%), ивановский Станислав Воскресенский (+19,77%), подмосковный Андрей Воробьев (+18,16%).
8. На этот раз мы прогнозируем, что предстоящие выборы скорее всего завершатся не просто переизбранием ВДЛ в Санкт-Петербурге, Ставропольском краях, Астраханской, Волгоградской, Липецкой, Мурманской, Оренбургской, Сахалинской Челябинской областях и Калмыкии, а переизбранием с результатами, на которых отразится «повышающий» эффект, отмеченный в 2022–2023 гг.
9. Разумеется, наибольшее внимание будет приковано к выборам в Петербурге. «Северная столица» известна своей специфической электоральной историей, критичностью определенной части избирателей (то, что есть в наличии – не по ним), туда, скажем так, из Москвы переместился эпицентр оппозиционных выплесков. Губернаторская кампания, как в 2019 г., будет усложнена из-за параллельного переизбрания депутатов представительных органов внутригородских муниципалитетов. Тем не менее в текущих обстоятельствах мы уверены в убедительной победе А.Беглова.
10. В Хабаровском крае, Вологодской, Калининградской, Кемеровской, Курской, Самарской, Тульской областях и на Алтае избираются новоназначенные врио.
По нашему мнению, совершенно не стоит беспокоиться за Алексея Беспрозванных, Дмитрия Миляева, Илью Середюка, Алексея Смирнова, Георгия Филимонова, чьи предшественники, востребованные на федеральных должностях, оставили хорошее «наследство», в том числе политическое.
Андрей Турчак направлен в республику, специфика которой определяется как национальным фактором, так и, выразимся аккуратно, недостаточно эффективностью ее прошлых руководителей. Однако А. Турчак – федеральный «тяжеловес». Политики такого калибра на Алтае прежде не баллотировались. Авторитет А. Турчака, его политический и управленческий опыт (он успешно управлял Псковской областью
в 2009–2017 гг.), лоббистский потенциал, несомненно произведут должное впечатление на избирателей.
Дмитрию Демешину выпало продолжить нормализацию Хабаровского края, в конце 2010-х гг. погрузившегося в кризис из-за электоральных «сбоев». Задача непростая, но стоит учитывать, что и Д. Демешин непростой кандидат. До назначения врио ВДЛ он был заместителем генерального прокурора (прежде в губернаторский корпус попадали
лишь бывшие прокуроры). Кроме того, краю гарантировано самое пристальное внимание со стороны полпреда и вице-премьера Юрия Трутнева, не раз доказывавшего свое умение разрешать сложные политические задачи.
Вячеслав Федорищев сменил губернатора, переизбранного в 2023 г., но быстро оставившего пост. Конечно, необходимость вновь избирать главу, да еще при таких обстоятельствах, несколько обескураживает самарцев. Но при грамотной организации кампании это не должно отразиться на результате.
II. Выборы депутатов региональных парламентов и представительных органов региональных центров
Таблица 2. Результаты ЕР на выборах в региональные парламенты в 2019 г.
и выборах в Государственную Думу в соответствующих регионах в 2021 г.
|
Регион |
2019,
ЕР,
%
|
Общее количество мандатов / количество мандатов, полученное ЕР с учетом одномандатников |
2021(ГД), ЕР,
% |
Дополнения |
1 |
Алтай |
34,18 |
41/25 |
38,50 |
|
2 |
Брянская
область |
63,71 |
60/48 |
64,32 |
|
3 |
Волгоградская
область |
48,15 |
38/28 |
58,43 |
|
4 |
Кабардино-Балкария |
65,85 |
70/50 |
79,20 |
|
5 |
Карачаево-Черкесия |
65,04 |
50/34 |
80,06 |
|
6 |
Крым |
54,70 |
75/60 |
63,33 |
|
7 |
Марий Эл |
37,49 |
52/27 |
33,43 |
|
8 |
Москва |
– |
45/24 |
36,97 |
На городских выборах применяется мажоритарная система |
9 |
Севастополь |
38,50 |
24/14 |
56,45 |
|
10 |
Татарстан |
72,43 |
100/85 |
79,01 |
|
11 |
Тульская
область |
50,27 |
36/27 |
52,88 |
|
12 |
Тыва |
80,13 |
32/30 |
85,34 |
|
13 |
Хабаровский край |
12,51 |
36/2 |
24,51 |
1) на выборах в Законодательную Думу края – третье место после ЛДПР (56,12%) и КПРФ (17,24%);
2) на выборах в Государственную Думу – второе место после ЛДПР (26,51%);
оба раза – наихудшие результаты по стране |
Таблица 3. Результаты ЕР на выборах в представительные органы региональных центров в 2019 г.
1. 2019 год был непростым для ЕР. Партия власти тогда проиграла парламентские выборы в Хабаровском крае и, соответственно, муниципальные выборы в Хабаровске, «просела» на Алтае и в Марий Эл. В представительных органах Анадыря, Биробиджана, Иркутска и Йошкар-Олы не удалось сформировать фракции большинства.
2. Уже в 2019 г. (после выборов) заменили ВДЛ в Еврейской автономной области
и Иркутской области. В 2020-м – Хабаровском крае. В 2022-м – в Марий Эл. В 2023-м – на Чукотке. Весной этого года – на Алтае (и А. Турчак возглавил список ЕР). Иными словами, в этих регионах власть «перезапустили». Предполагается, что новым руководителям удалось хотя бы частично растопить тот местный негатив, который накопили их предшественники и который отражался на результатах ЕР.
3. Исходя из данных социологических исследований и их анализа, мы полагаем, что ЕР с высокой долей вероятности восстановит свои позиции в Хабаровском крае, увеличит представительство в парламентах и Алтая, и Марий Эл.
4. Вместе с тем не исключается некоторое сокращение представительства ЕР
в Тыве. В этой республике в последнее время усилились неуместные внутриэлитные конфликты, а региональные власти не проявили должных усилий для их разрешения. Мы имеем в виду в том числе скандалы в ходе предварительного голосования.
5. Выборы в Московскую городскую Думу в 2019 г. проходили под «аккомпанемент» протестных выступлений, что не могло не отразиться ни на кампании, ни на ее результатах. Однако за минувшие годы все кардинально поменялось. Не будем снова повторять тезисы о наступлении «новой нормальности». Лишь добавим применительно к Москве, что и в 2023-м, когда проводились выборы мэра и депутатов внутригородских представительных органов, и в этом году, когда переизбирали Президента, столица продемонстрировала как очень высокий уровень консолидации, так и повышенное качество политического управления. Протестный актив, ранее доставлявший беспокойство и властям, и лояльному большинству горожан, «самоупразднился» посредством различных форм внешней и внутренней эмиграции. В последние месяцы мы наблюдаем стабильную и предсказуемую кампанию. И не видим ни единого повода сомневаться в будущих результатах. Если в 2019 в МГД прошли 25 кандидатов, поддержанных ЕР и Мэрией, то сейчас победят не менее 35-36 «единороссов». В случае если этот прогноз сбудется, можно будет сделать вывод о существенной переконфигурации столичного политического ландшафта.
6. Что касается муниципальных выборов, то в представительные органы Анадыря, Биробиджана, Иркутска и Йошкар-Олы и тем более Хабаровска изберется больше «единороссов», чем в 2019 г., и там сходу будут сформированы фракции большинства.[*]
7. Есть некоторая тревога по поводу Вологды и Кургана. Там возможно небольшое сокращение представительства ЕР. Вологда (как и Вологодская область в целом),
при Г. Филимонове переживает относительно болезненную ротацию старой элиты,
а такой процесс бывает чреват определенной турбулентностью. В Кургане
по совокупности обстоятельств возник локальный кризис руководства, там уже больше полугода нет полноценного главы (на что даже обращал внимание Президент).
К тому же город пострадал от паводка.
Особняком стоят выборы глав Абакана и Анадыря. Там никаких сложностей
не ожидается. Действующие главы-«единороссы», соответственно, Алексей Лемин
и Леонид Николаев, переизберутся.
* К примеру, в Думе Иркутска, как отражено в таблице 3, прошли 14 кандидатов ЕР. Но в дальнейшем к ним примкнули другие депутаты, проводились довыборы, и в итоге к концу срока полномочий Думы во фракции ЕР состояли уже 26 человек. В этот раз фракция большинства составится сразу после выборов.