Материалы
Индекс экономического потенциала регионов РФ (1 квартал 2022 года). ТОП-35
Фондом развития гражданского общества представлен рейтинг регионов РФ по экономическому потенциалу, составленный на основании данных Федеральной налоговой службы РФ и Федеральной службы государственной статистики (Росстат) за 1 квартал 2022 года.
По итогам первого квартала 2022 г. первые 35 позиций занимают:
Предыдущий квартал |
|
|
Критерий 1 |
Критерий 2 |
Критерий 3 |
Сводная оценка (среднее место) |
|
Уплаченный НДС |
Средняя заработная плата |
Прибыль предприятий и организаций |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
1 |
г.Москва |
1 |
3 |
1 |
1,66 |
3 |
2 |
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра |
2 |
7 |
2 |
3,66 |
4 |
3 |
г.Санкт-Петербург |
5 |
10 |
3 |
6,00 |
5 |
4 |
Московская область |
3 |
12 |
4 |
6,33 |
2 |
5 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
4 |
2 |
16 |
7,33 |
10 |
6 |
Республика Татарстан |
6 |
31 |
6 |
14,33 |
9 |
Иркутская область |
11 |
21 |
11 |
14,33 |
|
8 |
7 |
Свердловская область |
7 |
27 |
10 |
14,66 |
16 |
Кемеровская область |
16 |
23 |
5 |
14,66 |
|
6 |
8 |
Красноярский край |
18 |
14 |
15 |
15,66 |
7 |
9 |
Тюменская область |
10 |
19 |
21 |
16,66 |
11 |
10 |
Пермский край |
9 |
35 |
12 |
18,66 |
19 |
11 |
Республика Коми |
30 |
13 |
17 |
20,00 |
12 |
12 |
Самарская область |
8 |
45 |
8 |
20,33 |
16 |
13 |
Республика Башкортостан |
20 |
42 |
7 |
23,00 |
25 |
Республика Саха (Якутия) |
42 |
9 |
22 |
24,33 |
|
18 |
15 |
Нижегородская область |
13 |
41 |
20 |
24,66 |
17 |
16 |
Краснодарский край |
14 |
40 |
24 |
26,00 |
16 |
Новосибирская область |
21 |
32 |
25 |
26,00 |
|
13 |
17 |
Челябинская область |
15 |
37 |
29 |
27,00 |
20 |
18 |
Томская область |
19 |
26 |
41 |
28,66 |
14 |
19 |
Белгородская область |
29 |
39 |
19 |
29,00 |
28 |
Вологодская область |
53 |
16 |
18 |
29,00 |
|
18 |
20 |
Калининградская область |
27 |
38 |
23 |
29,33 |
21 |
Приморский край |
36 |
20 |
32 |
29,33 |
|
22 |
21 |
Сахалинская область |
81 |
5 |
9 |
31,66 |
24 |
22 |
Оренбургская область |
12 |
58 |
30 |
33,33 |
23 |
23 |
Калужская область |
22 |
29 |
51 |
34,00 |
20 |
Хабаровский край |
38 |
17 |
47 |
34,00 |
|
25 |
24 |
Мурманская область |
85 |
11 |
13 |
36,33 |
26 |
25 |
Воронежская область |
26 |
47 |
37 |
36,66 |
29 |
26 |
Ярославская область |
17 |
48 |
46 |
37,00 |
15 |
27 |
Ленинградская область |
76 |
22 |
14 |
37,33 |
30 |
Удмуртская Республика |
23 |
51 |
38 |
37,33 |
|
36 |
28 |
Архангельская область |
35 |
18 |
61 |
38,00 |
31 |
29 |
Тульская область |
56 |
36 |
26 |
39,33 |
35 |
Волгоградская область |
24 |
59 |
35 |
39,33 |
|
27 |
30 |
Омская область |
31 |
49 |
42 |
40,66 |
43 |
31 |
Ненецкий авт.округ |
78 |
6 |
40 |
41,33 |
29 |
32 |
Владимирская область |
25 |
52 |
48 |
41,66 |
33 |
33 |
Астраханская область |
52 |
46 |
28 |
42,00 |
27 |
34 |
Курская область |
41 |
55 |
31 |
42,33 |
21 |
Республика Карелия |
60 |
24 |
43 |
42,33 |
|
30 |
35 |
Камчатский край |
58 |
8 |
67 |
44,33 |
1. Цель исследования и основные понятия
Целью данного исследования является оценка экономической эффективности реального сектора экономики субъектов федерации, обеспечивающего в первую очередь благосостояние населения соответствующих территорий.
Объектом анализа выступают субъекты РФ (мезоэкономический уровень)*.
Под экономическим потенциалом (ЭП) в данном исследовании понимается уровень развития реального сектора экономики, определяемый принятыми критериями его оценки, приведенными ниже, на соответствующей территории.
* Мезоуровень – отрасль промышленности или территория
2. Обоснование критериев и показателей
При отсутствии какого-либо количественного показателя оценки уровня развития реального сектора экономики для определения ЭП регионов возможно использовать интегральную оценку следующего набора ключевых показателей:
- размер фактически уплаченного в бюджет налога на добавленную стоимость как показатель, непосредственно отражающий динамику и относительные объемы производства товаров, работ и услуг в субъекте РФ;
- уровень среднемесячной заработной платы по региону;
- совокупная прибыльность предприятий и организаций региона;
Общую абсолютную величину товарных благ в стоимостном выражении отражает валовой внутренний продукт (ВВП), представляющий собой, во избежание повторного счета, так называемую добавленную стоимость.
Добавленную стоимость образуют затраты на оплату труда (зарплата с начислениями во внебюджетные фонды) и прибыль.
Следовательно, используя официальные данные статистики, регулярно публикуемые для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, при оценке ЭП субъектов РФ подвергаются анализу следующие показатели:
•Уплаченный в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость (сумма фактически перечисленного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость предприятиями и организациями региона);
•Уровень среднемесячной заработной платы по региону;
•Совокупная прибыль предприятий и организаций регионов за вычетом убытков (финансовый результат работы предприятий и организаций региона);
1. Уровень среднемесячной заработной платы по региону.
Размер средней зарплаты среди предприятий и организаций свидетельствует не только, и не столько об уровне жизни населения (есть еще такой фактор как «стоимость жизни»), сколько о следующих экономических параметрах:
- степень стабильности продаж;
- наличие собственных источников покрытия затрат предприятий и организаций региона (а они должны быть, поскольку заработная плата относится к таким затратам), величина которых не подвержена резким колебаниям при том же объеме производства;
- общий уровень квалификации наемных работников в субъекте РФ.
2. Финансовый результат работы предприятий и организаций региона.
Показатель представляет собой совокупную прибыль субъектов экономической деятельности региона за вычетом совокупных убытков. Значимость показателя определяется тем, что он отражает общий спрос на продукцию региональных предприятий и степень успешности продаж.
Кроме того, прибыль является единственным собственным источником инвестиций (кроме привлеченных в различной форме сторонних средств) в развитие производства для предприятий и организаций.
Показатели 1 и 2 образуют налогооблагаемую базу для налога на добавленную стоимость. Однако, поскольку фактические перечисления в бюджет могут не соответствовать финансовым результатам предприятий, для оценки ЭП добавляется третий показатель.
3. Сумма фактически перечисленного в федеральный бюджет предприятиями и организациями региона налога на добавленную стоимость.
Особенность данного показателя в том, что он отражает завершенные хозяйственные операции по производству и коммерческой реализации товаров, работ и услуг в их классическом виде**.
** При этом сознательно остаются без рассмотрения финансовые результаты от экспортной деятельности, производство с длительным циклом, и некоторых других видах деятельности, поскольку в этих областях (в частности, при экспорте), взаимоотношения с госбюджетом основываются на применении иных налогов и сборов.
3. Алгоритм расчетов и ранжирования
Для оценки ЭП субъектов федерации применяется сочетание рейтингов по указанным критериям. А именно:
1.Регионы ранжируются по размеру совокупной прибыли за вычетом убытков.
2.Регионы ранжируются по размеру среднемесячной зарплаты.
3.Регионы ранжируются в зависимости от сумм фактически уплаченных в бюджет НДС.
4.Итоговый интегральный рейтинг экономического потенциала регионов формируется по наименьшему значению среднего места в трех первичных рейтингах в порядке возрастания их значений.
4. Источники данных
1. Федеральная налоговая служба РФ.
Режим доступа:
https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/7600100/
2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Рос-сийской Федерации.
Режим доступа:
https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259
При формировании алгоритма экспертной оценки экономического состояния регионов учтены положения следующих нормативно-правовых актов Российской Федерации:
- Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”;
- Указ Президента Российской Федерации № 579 от 13 мая 2010 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;
- Указ Президента Российской Федерации № 1199 от 21 августа 2012 года «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 1142 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009г. №806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации».