Материалы

23 мая, 2022

Индекс экономического потенциала регионов РФ (1 квартал 2022 года). ТОП-35

Фондом развития гражданского общества представлен рейтинг регионов РФ по экономическому потенциалу, составленный на основании данных Федеральной налоговой службы РФ и Федеральной службы государственной статистики (Росстат) за 1 квартал 2022 года.

По итогам первого квартала 2022 г. первые 35 позиций занимают: 

Предыдущий квартал

 

 

Критерий 1

Критерий 2

Критерий 3

Сводная оценка (среднее место)

 

Уплаченный НДС

Средняя заработная плата

Прибыль предприятий и организаций

1

2

3

4

5

1

1

г.Москва

1

3

1

1,66

3

2

Ханты-Мансийский авт. округ - Югра

2

7

2

3,66

4

3

г.Санкт-Петербург

5

10

3

6,00

5

4

Московская область

3

12

4

6,33

2

5

Ямало-Ненецкий авт. округ

4

2

16

7,33

10

6

Республика Татарстан

6

31

6

14,33

9

Иркутская область

11

21

11

14,33

8

7

Свердловская область

7

27

10

14,66

16

Кемеровская область

16

23

5

14,66

6

8

Красноярский край

18

14

15

15,66

7

9

Тюменская область

10

19

21

16,66

11

10

Пермский край

9

35

12

18,66

19

11

Республика Коми

30

13

17

20,00

12

12

Самарская область

8

45

8

20,33

16

13

Республика Башкортостан

20

42

7

23,00

25

14

Республика Саха (Якутия)

42

9

22

24,33

18

15

Нижегородская область

13

41

20

24,66

17

16

Краснодарский край

14

40

24

26,00

16

Новосибирская область

21

32

25

26,00

13

17

Челябинская область

15

37

29

27,00

20

18

Томская область

19

26

41

28,66

14

19

Белгородская область

29

39

19

29,00

28

Вологодская область

53

16

18

29,00

18

20

Калининградская область

27

38

23

29,33

21

Приморский край

36

20

32

29,33

22

21

Сахалинская область

81

5

9

31,66

24

22

Оренбургская область

12

58

30

33,33

23

23

Калужская область

22

29

51

34,00

20

Хабаровский край

38

17

47

34,00

25

24

Мурманская область

85

11

13

36,33

26

25

Воронежская область

26

47

37

36,66

29

26

Ярославская область

17

48

46

37,00

15

27

Ленинградская область

76

22

14

37,33

30

Удмуртская Республика

23

51

38

37,33

36

28

Архангельская область

35

18

61

38,00

31

29

Тульская область

56

36

26

39,33

35

Волгоградская область

24

59

35

39,33

27

30

Омская область

31

49

42

40,66

43

31

Ненецкий авт.округ

78

6

40

41,33

29

32

Владимирская область

25

52

48

41,66

33

33

Астраханская область

52

46

28

42,00

27

34

Курская область

41

55

31

42,33

21

Республика Карелия

60

24

43

42,33

30

35

Камчатский край

58

8

67

44,33

 

 1. Цель исследования и основные понятия

Целью данного исследования является оценка экономической эффективности реального сектора экономики субъектов федерации, обеспечивающего в первую         очередь благосостояние населения соответствующих территорий.

 

Объектом анализа выступают субъекты РФ (мезоэкономический уровень)*.

 

Под экономическим потенциалом (ЭП) в данном исследовании понимается уровень развития реального сектора экономики, определяемый принятыми критериями его оценки, приведенными ниже, на соответствующей территории.

 

* Мезоуровень – отрасль промышленности или территория

  

2. Обоснование критериев и показателей

 

При отсутствии какого-либо количественного показателя оценки уровня развития реального сектора экономики для определения ЭП регионов возможно использовать интегральную оценку следующего набора ключевых показателей:

 

- размер фактически уплаченного в бюджет  налога на добавленную стоимость как показатель, непосредственно отражающий динамику и относительные объемы производства товаров, работ и услуг в субъекте РФ;

- уровень среднемесячной заработной платы по региону;

- совокупная прибыльность предприятий и организаций региона;

 

Общую абсолютную величину товарных благ в стоимостном выражении отражает валовой внутренний продукт (ВВП), представляющий собой, во избежание повторного счета, так называемую добавленную стоимость.

Добавленную стоимость образуют затраты на оплату труда (зарплата с начислениями во внебюджетные фонды) и прибыль.

  

Следовательно, используя официальные данные статистики, регулярно публикуемые для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, при оценке ЭП субъектов РФ подвергаются анализу следующие показатели:

 

•Уплаченный в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость (сумма фактически перечисленного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость предприятиями и организациями региона);

 

•Уровень среднемесячной заработной платы по региону;

 

•Совокупная прибыль предприятий и организаций регионов за вычетом убытков (финансовый результат работы предприятий и организаций региона);

  

1. Уровень среднемесячной заработной платы по региону.

 

Размер средней зарплаты среди предприятий и организаций свидетельствует не только, и не столько об уровне жизни населения (есть еще такой фактор как «стоимость жизни»), сколько о следующих экономических параметрах:

 - степень стабильности продаж;

- наличие собственных источников покрытия затрат предприятий и организаций региона (а они должны быть, поскольку заработная плата относится к таким затратам), величина которых не подвержена резким колебаниям при том же объеме производства;

- общий уровень квалификации наемных работников в субъекте РФ.

 

2. Финансовый результат работы предприятий и организаций региона.

 

Показатель представляет собой совокупную прибыль субъектов экономической деятельности региона за вычетом совокупных убытков. Значимость показателя определяется тем, что он отражает общий спрос на продукцию региональных предприятий и степень успешности продаж.

Кроме того, прибыль является единственным собственным источником инвестиций (кроме привлеченных в различной форме сторонних средств) в развитие производства для предприятий и организаций.

 

Показатели 1 и 2 образуют налогооблагаемую базу для налога на добавленную стоимость. Однако, поскольку фактические перечисления в бюджет могут не соответствовать финансовым результатам предприятий,  для оценки ЭП добавляется третий показатель.

 

3. Сумма фактически перечисленного в федеральный бюджет предприятиями и организациями региона налога на добавленную стоимость.

Особенность данного показателя в том, что он отражает завершенные хозяйственные операции по производству и коммерческой реализации товаров, работ и услуг в их классическом виде**.

 

**  При этом сознательно остаются без рассмотрения финансовые результаты от экспортной деятельности, производство с длительным циклом, и некоторых других видах деятельности, поскольку в этих областях (в частности, при экспорте), взаимоотношения с госбюджетом основываются на применении иных налогов и сборов. 

 

3. Алгоритм расчетов и ранжирования

 

Для оценки ЭП субъектов федерации применяется сочетание рейтингов по указанным критериям. А именно:

1.Регионы ранжируются по размеру совокупной прибыли за вычетом убытков.

2.Регионы ранжируются по размеру среднемесячной зарплаты.

3.Регионы ранжируются в зависимости от сумм фактически уплаченных в бюджет НДС.

4.Итоговый интегральный рейтинг экономического потенциала регионов формируется по наименьшему значению среднего места в трех первичных рейтингах в порядке возрастания их значений.

  

4. Источники данных

1. Федеральная налоговая служба РФ.

Режим доступа:

https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/7600100/

2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Рос-сийской Федерации.

Режим доступа:

https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259

 

При формировании алгоритма экспертной оценки экономического состояния регионов учтены положения следующих нормативно-правовых актов Российской Федерации:

- Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”;

- Указ Президента Российской Федерации № 579 от 13 мая 2010 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

- Указ Президента Российской Федерации № 1199 от 21 августа 2012 года «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 1142 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009г. №806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации».