Материалы
Индекс экономического потенциала регионов РФ. ТОП 30
	Фондом развития гражданского общества представлен рейтинг регионов РФ по экономическому потенциалу, составленный на основании данных Федеральной налоговой службы РФ и Федеральной службы государственной статистики (Росстат) за 3 квартал 2021 года.  
	По итогам третьего квартала 2021 г. первые 30 позиций занимают: 
	
| 
				 
					  | 
			
				 
					  | 
			
				 
					Критерий 1  | 
			
				 
					Критерий 2  | 
			
				 
					Критерий 3  | 
			
				 
					Сводная оценка (среднее место)  | 
		
| 
				 
					  | 
			
				 
					  | 
			
				 
					Уплаченный НДС  | 
			
				 
					Средняя заработная плата  | 
			
				 
					Прибыль предприятий и организаций  | 
		|
| 
				 
					  | 
			
				 
					1  | 
			
				 
					2  | 
			
				 
					3  | 
			
				 
					4  | 
			
				 
					5  | 
		
| 
				 
					1  | 
			
				 
					г.Москва  | 
			
				 
					1  | 
			
				 
					3  | 
			
				 
					1  | 
			
				 
					1,67  | 
		
| 
				 
					2  | 
			
				 
					Ямало-Ненецкий авт. округ  | 
			
				 
					5  | 
			
				 
					2  | 
			
				 
					4  | 
			
				 
					3,67  | 
		
| 
				 
					3  | 
			
				 
					Ханты-Мансийский авт. округ - Югра  | 
			
				 
					3  | 
			
				 
					8  | 
			
				 
					3  | 
			
				 
					4,67  | 
		
| 
				 
					4  | 
			
				 
					г.Санкт-Петербург  | 
			
				 
					4  | 
			
				 
					9  | 
			
				 
					2  | 
			
				 
					5,00  | 
		
| 
				 
					5  | 
			
				 
					Московская область  | 
			
				 
					2  | 
			
				 
					12  | 
			
				 
					6  | 
			
				 
					6,67  | 
		
| 
				 
					6  | 
			
				 
					Красноярский край  | 
			
				 
					9  | 
			
				 
					16  | 
			
				 
					7  | 
			
				 
					10,67  | 
		
| 
				 
					7  | 
			
				 
					Тюменская область  | 
			
				 
					10  | 
			
				 
					17  | 
			
				 
					12  | 
			
				 
					13,00  | 
		
| 
				 
					8  | 
			
				 
					Свердловская область  | 
			
				 
					8  | 
			
				 
					24  | 
			
				 
					10  | 
			
				 
					14,00  | 
		
| 
				 
					9  | 
			
				 
					Республика Татарстан  | 
			
				 
					7  | 
			
				 
					34  | 
			
				 
					9  | 
			
				 
					16,67  | 
		
| 
				 
					10  | 
			
				 
					Иркутская область  | 
			
				 
					12  | 
			
				 
					20  | 
			
				 
					21  | 
			
				 
					17,67  | 
		
| 
				 
					11  | 
			
				 
					Белгородская область  | 
			
				 
					20  | 
			
				 
					37  | 
			
				 
					5  | 
			
				 
					20,67  | 
		
| 
				 
					Самарская область  | 
			
				 
					6  | 
			
				 
					38  | 
			
				 
					18  | 
			
				 
					20,67  | 
		|
| 
				 
					12  | 
			
				 
					Пермский край  | 
			
				 
					11  | 
			
				 
					32  | 
			
				 
					20  | 
			
				 
					21,00  | 
		
| 
				 
					13  | 
			
				 
					Челябинская область  | 
			
				 
					16  | 
			
				 
					35  | 
			
				 
					13  | 
			
				 
					21,33  | 
		
| 
				 
					14  | 
			
				 
					Краснодарский край  | 
			
				 
					15  | 
			
				 
					43  | 
			
				 
					11  | 
			
				 
					23,00  | 
		
| 
				 
					15  | 
			
				 
					Калининградская область  | 
			
				 
					14  | 
			
				 
					41  | 
			
				 
					17  | 
			
				 
					24,00  | 
		
| 
				 
					16  | 
			
				 
					Ленинградская область  | 
			
				 
					28  | 
			
				 
					21  | 
			
				 
					24  | 
			
				 
					24,33  | 
		
| 
				 
					Республика Башкортостан  | 
			
				 
					18  | 
			
				 
					36  | 
			
				 
					19  | 
			
				 
					24,33  | 
		|
| 
				 
					17  | 
			
				 
					Республика Коми  | 
			
				 
					35  | 
			
				 
					15  | 
			
				 
					31  | 
			
				 
					27,00  | 
		
| 
				 
					Новосибирская область  | 
			
				 
					21  | 
			
				 
					31  | 
			
				 
					29  | 
			
				 
					27,00  | 
		|
| 
				 
					18  | 
			
				 
					Кемеровская область  | 
			
				 
					49  | 
			
				 
					22  | 
			
				 
					14  | 
			
				 
					28,33  | 
		
| 
				 
					19  | 
			
				 
					Нижегородская область  | 
			
				 
					13  | 
			
				 
					48  | 
			
				 
					25  | 
			
				 
					28,67  | 
		
| 
				 
					20  | 
			
				 
					Хабаровский край  | 
			
				 
					36  | 
			
				 
					14  | 
			
				 
					40  | 
			
				 
					30,00  | 
		
| 
				 
					21  | 
			
				 
					Томская область  | 
			
				 
					19  | 
			
				 
					25  | 
			
				 
					50  | 
			
				 
					31,33  | 
		
| 
				 
					22  | 
			
				 
					Республика Карелия  | 
			
				 
					38  | 
			
				 
					27  | 
			
				 
					30  | 
			
				 
					31,67  | 
		
| 
				 
					23  | 
			
				 
					Приморский край  | 
			
				 
					44  | 
			
				 
					19  | 
			
				 
					33  | 
			
				 
					32,00  | 
		
| 
				 
					24  | 
			
				 
					Калужская область  | 
			
				 
					26  | 
			
				 
					28  | 
			
				 
					45  | 
			
				 
					33,00  | 
		
| 
				 
					25  | 
			
				 
					Оренбургская область  | 
			
				 
					17  | 
			
				 
					56  | 
			
				 
					27  | 
			
				 
					33,33  | 
		
| 
				 
					26  | 
			
				 
					Сахалинская область  | 
			
				 
					79  | 
			
				 
					5  | 
			
				 
					23  | 
			
				 
					35,67  | 
		
| 
				 
					27  | 
			
				 
					Мурманская область  | 
			
				 
					85  | 
			
				 
					11  | 
			
				 
					15  | 
			
				 
					37,00  | 
		
| 
				 
					28  | 
			
				 
					Тульская область  | 
			
				 
					47  | 
			
				 
					33  | 
			
				 
					32  | 
			
				 
					37,33  | 
		
| 
				 
					29  | 
			
				 
					Воронежская область  | 
			
				 
					24  | 
			
				 
					47  | 
			
				 
					43  | 
			
				 
					38,00  | 
		
| 
				 
					30  | 
			
				 
					Республика Саха (Якутия)  | 
			
				 
					83  | 
			
				 
					10  | 
			
				 
					22  | 
			
				 
					38,33  | 
		
	
	1. Цель исследования и основные понятия
	
	Целью данного исследования является оценка экономической эффективности               реального сектора экономики субъектов федерации, обеспечивающего в первую         очередь благосостояние населения соответствующих территорий.
	
	Объектом анализа выступают субъекты РФ (мезоэкономический уровень)*1.
	
	Под экономическим потенциалом (ЭП) в данном исследовании понимается уровень развития реального сектора экономики, определяемый принятыми критериями его оценки, приведенными ниже, на соответствующей территории.
	
	*1 Мезоуровень – отрасль промышленности или территория
	
	2. Обоснование критериев и показателей
	
	При отсутствии какого-либо количественного показателя оценки уровня развития реального сектора экономики для определения ЭП регионов возможно использовать интегральную оценку следующего набора ключевых показателей:
	
	- размер фактически уплаченного в бюджет  налога на добавленную стоимость как показатель, непосредственно отражающий динамику и относительные объемы производства товаров, работ и услуг в субъекте РФ;
	- уровень среднемесячной заработной платы по региону;
	- совокупная прибыльность предприятий и организаций региона;
	
	Общую абсолютную величину товарных благ в стоимостном выражении отражает валовой внутренний продукт (ВВП), представляющий собой, во избежание повторного счета, так называемую добавленную стоимость.
	Добавленную стоимость образуют затраты на оплату труда (зарплата с начислениями во внебюджетные фонды) и прибыль. 
	
	Следовательно, используя официальные данные статистики, регулярно публикуемые для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, при оценке ЭП субъектов РФ подвергаются анализу следующие показатели:
	
	•Уплаченный в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость (сумма фактически перечисленного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость предприятиями и организациями региона);
	
	•Уровень среднемесячной заработной платы по региону;
	
	•Совокупная прибыль предприятий и организаций регионов за вычетом убытков (финансовый результат работы предприятий и организаций региона);
	
	1. Уровень среднемесячной заработной платы по региону.
	
	Размер средней зарплаты среди предприятий и организаций свидетельствует не только, и не столько об уровне жизни населения (есть еще такой фактор как «стоимость жизни»), сколько о следующих экономических параметрах:
	 - степень стабильности продаж;
	- наличие собственных источников покрытия затрат предприятий и организаций региона (а они должны быть, поскольку заработная плата относится к таким затратам), величина которых не подвержена резким колебаниям при том же объеме производства;
	- общий уровень квалификации наемных работников в субъекте РФ.
	
	2. Финансовый результат работы предприятий и организаций региона. 
	
	Показатель представляет собой совокупную прибыль субъектов экономиче-ской деятельности региона за вычетом совокупных убытков. Значимость показателя определяется тем, что он отражает общий спрос на продукцию региональных предприятий и степень успешности продаж.
	Кроме того, прибыль является единственным собственным источником ин-вестиций (кроме привлеченных в различной форме сторонних средств) в развитие производства для предприятий и организаций.
	
	Показатели 1 и 2 образуют налогооблагаемую базу для налога на добавлен-ную стоимость. Однако, поскольку фактические перечисления в бюджет могут не соответствовать финансовым результатам предприятий,  для оценки ЭП добавляет-ся третий показатель.
	
	3. Сумма фактически перечисленного в федеральный бюджет предприятиями и организациями региона налога на добавленную стоимость.
	Особенность данного показателя в том, что он отражает завершенные хозяй-ственные операции по производству и коммерческой реализации товаров, работ и услуг в их классическом виде*1. 
	
*1 При этом сознательно остаются без рассмотрения финансовые результаты от экспортной деятельности, производство с длительным циклом, и некоторых других видах деятельности, поскольку в этих областях (в частности, при экспорте), взаимоотношения с госбюджетом основываются на применении иных налогов и сборов.
	
	3. Алгоритм расчетов и ранжирования
	
	Для оценки ЭП субъектов федерации применяется сочетание рейтингов по указан-ным критериям. А именно:
	1.Регионы ранжируются по размеру совокупной прибыли за вычетом убытков.
	2.Регионы ранжируются по размеру среднемесячной зарплаты.
	3.Регионы ранжируются в зависимости от сумм фактически уплаченных в бюджет НДС.
	4.Итоговый интегральный рейтинг экономического потенциала регионов формируется по наименьшему значению среднего места в трех первичных рейтингах в порядке возрастания их значений.
	
	4. Источники данных
	1. Федеральная налоговая служба РФ.
	Режим доступа: 
	https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/7600100/
	2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Рос-сийской Федерации. 
	Режим доступа: 
	https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259
	
	При формировании алгоритма экспертной оценки экономического состояния регионов учтены положения следующих нормативно-правовых актов Российской Федерации:
	- Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”;
	- Указ Президента Российской Федерации № 579 от 13 мая 2010 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муници-пальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эф-фективности»;
	- Указ Президента Российской Федерации № 1199 от 21 августа 2012 года «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
	- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 1142 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 21 авгу-ста 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации»;
	- распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009г. №806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации».

