Материалы
Индекс экономического потенциала регионов РФ. ТОП 30
	Фондом развития гражданского общества представлен рейтинг регионов РФ по экономическому потенциалу, составленный на основании данных Федеральной налоговой службы РФ и Федеральной службы государственной статистики (Росстат) за 3 квартал 2021 года.  
	По итогам третьего квартала 2021 г. первые 30 позиций занимают: 
	
| 
					 | 
					 | 
					Критерий 1 | 
					Критерий 2 | 
					Критерий 3 | 
					Сводная оценка (среднее место) | 
| 
					 | 
					 | 
					Уплаченный НДС | 
					Средняя заработная плата | 
					Прибыль предприятий и организаций | |
| 
					 | 
					1 | 
					2 | 
					3 | 
					4 | 
					5 | 
| 
					1 | 
					г.Москва | 
					1 | 
					3 | 
					1 | 
					1,67 | 
| 
					2 | 
					Ямало-Ненецкий авт. округ | 
					5 | 
					2 | 
					4 | 
					3,67 | 
| 
					3 | 
					Ханты-Мансийский авт. округ - Югра | 
					3 | 
					8 | 
					3 | 
					4,67 | 
| 
					4 | 
					г.Санкт-Петербург | 
					4 | 
					9 | 
					2 | 
					5,00 | 
| 
					5 | 
					Московская область | 
					2 | 
					12 | 
					6 | 
					6,67 | 
| 
					6 | 
					Красноярский край | 
					9 | 
					16 | 
					7 | 
					10,67 | 
| 
					7 | 
					Тюменская область | 
					10 | 
					17 | 
					12 | 
					13,00 | 
| 
					8 | 
					Свердловская область | 
					8 | 
					24 | 
					10 | 
					14,00 | 
| 
					9 | 
					Республика Татарстан | 
					7 | 
					34 | 
					9 | 
					16,67 | 
| 
					10 | 
					Иркутская область | 
					12 | 
					20 | 
					21 | 
					17,67 | 
| 
					11 | 
					Белгородская область | 
					20 | 
					37 | 
					5 | 
					20,67 | 
| 
					Самарская область | 
					6 | 
					38 | 
					18 | 
					20,67 | |
| 
					12 | 
					Пермский край | 
					11 | 
					32 | 
					20 | 
					21,00 | 
| 
					13 | 
					Челябинская область | 
					16 | 
					35 | 
					13 | 
					21,33 | 
| 
					14 | 
					Краснодарский край | 
					15 | 
					43 | 
					11 | 
					23,00 | 
| 
					15 | 
					Калининградская область | 
					14 | 
					41 | 
					17 | 
					24,00 | 
| 
					16 | 
					Ленинградская область | 
					28 | 
					21 | 
					24 | 
					24,33 | 
| 
					Республика Башкортостан | 
					18 | 
					36 | 
					19 | 
					24,33 | |
| 
					17 | 
					Республика Коми | 
					35 | 
					15 | 
					31 | 
					27,00 | 
| 
					Новосибирская область | 
					21 | 
					31 | 
					29 | 
					27,00 | |
| 
					18 | 
					Кемеровская область | 
					49 | 
					22 | 
					14 | 
					28,33 | 
| 
					19 | 
					Нижегородская область | 
					13 | 
					48 | 
					25 | 
					28,67 | 
| 
					20 | 
					Хабаровский край | 
					36 | 
					14 | 
					40 | 
					30,00 | 
| 
					21 | 
					Томская область | 
					19 | 
					25 | 
					50 | 
					31,33 | 
| 
					22 | 
					Республика Карелия | 
					38 | 
					27 | 
					30 | 
					31,67 | 
| 
					23 | 
					Приморский край | 
					44 | 
					19 | 
					33 | 
					32,00 | 
| 
					24 | 
					Калужская область | 
					26 | 
					28 | 
					45 | 
					33,00 | 
| 
					25 | 
					Оренбургская область | 
					17 | 
					56 | 
					27 | 
					33,33 | 
| 
					26 | 
					Сахалинская область | 
					79 | 
					5 | 
					23 | 
					35,67 | 
| 
					27 | 
					Мурманская область | 
					85 | 
					11 | 
					15 | 
					37,00 | 
| 
					28 | 
					Тульская область | 
					47 | 
					33 | 
					32 | 
					37,33 | 
| 
					29 | 
					Воронежская область | 
					24 | 
					47 | 
					43 | 
					38,00 | 
| 
					30 | 
					Республика Саха (Якутия) | 
					83 | 
					10 | 
					22 | 
					38,33 | 
	
	1. Цель исследования и основные понятия
	
	Целью данного исследования является оценка экономической эффективности               реального сектора экономики субъектов федерации, обеспечивающего в первую         очередь благосостояние населения соответствующих территорий.
	
	Объектом анализа выступают субъекты РФ (мезоэкономический уровень)*1.
	
	Под экономическим потенциалом (ЭП) в данном исследовании понимается уровень развития реального сектора экономики, определяемый принятыми критериями его оценки, приведенными ниже, на соответствующей территории.
	
	*1 Мезоуровень – отрасль промышленности или территория
	
	2. Обоснование критериев и показателей
	
	При отсутствии какого-либо количественного показателя оценки уровня развития реального сектора экономики для определения ЭП регионов возможно использовать интегральную оценку следующего набора ключевых показателей:
	
	- размер фактически уплаченного в бюджет  налога на добавленную стоимость как показатель, непосредственно отражающий динамику и относительные объемы производства товаров, работ и услуг в субъекте РФ;
	- уровень среднемесячной заработной платы по региону;
	- совокупная прибыльность предприятий и организаций региона;
	
	Общую абсолютную величину товарных благ в стоимостном выражении отражает валовой внутренний продукт (ВВП), представляющий собой, во избежание повторного счета, так называемую добавленную стоимость.
	Добавленную стоимость образуют затраты на оплату труда (зарплата с начислениями во внебюджетные фонды) и прибыль. 
	
	Следовательно, используя официальные данные статистики, регулярно публикуемые для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, при оценке ЭП субъектов РФ подвергаются анализу следующие показатели:
	
	•Уплаченный в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость (сумма фактически перечисленного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость предприятиями и организациями региона);
	
	•Уровень среднемесячной заработной платы по региону;
	
	•Совокупная прибыль предприятий и организаций регионов за вычетом убытков (финансовый результат работы предприятий и организаций региона);
	
	1. Уровень среднемесячной заработной платы по региону.
	
	Размер средней зарплаты среди предприятий и организаций свидетельствует не только, и не столько об уровне жизни населения (есть еще такой фактор как «стоимость жизни»), сколько о следующих экономических параметрах:
	 - степень стабильности продаж;
	- наличие собственных источников покрытия затрат предприятий и организаций региона (а они должны быть, поскольку заработная плата относится к таким затратам), величина которых не подвержена резким колебаниям при том же объеме производства;
	- общий уровень квалификации наемных работников в субъекте РФ.
	
	2. Финансовый результат работы предприятий и организаций региона. 
	
	Показатель представляет собой совокупную прибыль субъектов экономиче-ской деятельности региона за вычетом совокупных убытков. Значимость показателя определяется тем, что он отражает общий спрос на продукцию региональных предприятий и степень успешности продаж.
	Кроме того, прибыль является единственным собственным источником ин-вестиций (кроме привлеченных в различной форме сторонних средств) в развитие производства для предприятий и организаций.
	
	Показатели 1 и 2 образуют налогооблагаемую базу для налога на добавлен-ную стоимость. Однако, поскольку фактические перечисления в бюджет могут не соответствовать финансовым результатам предприятий,  для оценки ЭП добавляет-ся третий показатель.
	
	3. Сумма фактически перечисленного в федеральный бюджет предприятиями и организациями региона налога на добавленную стоимость.
	Особенность данного показателя в том, что он отражает завершенные хозяй-ственные операции по производству и коммерческой реализации товаров, работ и услуг в их классическом виде*1. 
	
*1 При этом сознательно остаются без рассмотрения финансовые результаты от экспортной деятельности, производство с длительным циклом, и некоторых других видах деятельности, поскольку в этих областях (в частности, при экспорте), взаимоотношения с госбюджетом основываются на применении иных налогов и сборов.
	
	3. Алгоритм расчетов и ранжирования
	
	Для оценки ЭП субъектов федерации применяется сочетание рейтингов по указан-ным критериям. А именно:
	1.Регионы ранжируются по размеру совокупной прибыли за вычетом убытков.
	2.Регионы ранжируются по размеру среднемесячной зарплаты.
	3.Регионы ранжируются в зависимости от сумм фактически уплаченных в бюджет НДС.
	4.Итоговый интегральный рейтинг экономического потенциала регионов формируется по наименьшему значению среднего места в трех первичных рейтингах в порядке возрастания их значений.
	
	4. Источники данных
	1. Федеральная налоговая служба РФ.
	Режим доступа: 
	https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/7600100/
	2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Рос-сийской Федерации. 
	Режим доступа: 
	https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259
	
	При формировании алгоритма экспертной оценки экономического состояния регионов учтены положения следующих нормативно-правовых актов Российской Федерации:
	- Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”;
	- Указ Президента Российской Федерации № 579 от 13 мая 2010 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муници-пальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эф-фективности»;
	- Указ Президента Российской Федерации № 1199 от 21 августа 2012 года «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
	- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 1142 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 21 авгу-ста 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации»;
	- распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009г. №806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации».

