Материалы
Индекс экономического потенциала регионов РФ. ТОП 30
Фондом развития гражданского общества представлен рейтинг регионов РФ по экономическому потенциалу, составленный на основании данных Федеральной налоговой службы РФ и Федеральной службы государственной статистики (Росстат) за 3 квартал 2021 года.
По итогам третьего квартала 2021 г. первые 30 позиций занимают:
|
|
Критерий 1 |
Критерий 2 |
Критерий 3 |
Сводная оценка (среднее место) |
|
|
Уплаченный НДС |
Средняя заработная плата |
Прибыль предприятий и организаций |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
г.Москва |
1 |
3 |
1 |
1,67 |
2 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
5 |
2 |
4 |
3,67 |
3 |
Ханты-Мансийский авт. округ - Югра |
3 |
8 |
3 |
4,67 |
4 |
г.Санкт-Петербург |
4 |
9 |
2 |
5,00 |
5 |
Московская область |
2 |
12 |
6 |
6,67 |
6 |
Красноярский край |
9 |
16 |
7 |
10,67 |
7 |
Тюменская область |
10 |
17 |
12 |
13,00 |
8 |
Свердловская область |
8 |
24 |
10 |
14,00 |
9 |
Республика Татарстан |
7 |
34 |
9 |
16,67 |
10 |
Иркутская область |
12 |
20 |
21 |
17,67 |
11 |
Белгородская область |
20 |
37 |
5 |
20,67 |
Самарская область |
6 |
38 |
18 |
20,67 |
|
12 |
Пермский край |
11 |
32 |
20 |
21,00 |
13 |
Челябинская область |
16 |
35 |
13 |
21,33 |
14 |
Краснодарский край |
15 |
43 |
11 |
23,00 |
15 |
Калининградская область |
14 |
41 |
17 |
24,00 |
16 |
Ленинградская область |
28 |
21 |
24 |
24,33 |
Республика Башкортостан |
18 |
36 |
19 |
24,33 |
|
17 |
Республика Коми |
35 |
15 |
31 |
27,00 |
Новосибирская область |
21 |
31 |
29 |
27,00 |
|
18 |
Кемеровская область |
49 |
22 |
14 |
28,33 |
19 |
Нижегородская область |
13 |
48 |
25 |
28,67 |
20 |
Хабаровский край |
36 |
14 |
40 |
30,00 |
21 |
Томская область |
19 |
25 |
50 |
31,33 |
22 |
Республика Карелия |
38 |
27 |
30 |
31,67 |
23 |
Приморский край |
44 |
19 |
33 |
32,00 |
24 |
Калужская область |
26 |
28 |
45 |
33,00 |
25 |
Оренбургская область |
17 |
56 |
27 |
33,33 |
26 |
Сахалинская область |
79 |
5 |
23 |
35,67 |
27 |
Мурманская область |
85 |
11 |
15 |
37,00 |
28 |
Тульская область |
47 |
33 |
32 |
37,33 |
29 |
Воронежская область |
24 |
47 |
43 |
38,00 |
30 |
Республика Саха (Якутия) |
83 |
10 |
22 |
38,33 |
1. Цель исследования и основные понятия
Целью данного исследования является оценка экономической эффективности реального сектора экономики субъектов федерации, обеспечивающего в первую очередь благосостояние населения соответствующих территорий.
Объектом анализа выступают субъекты РФ (мезоэкономический уровень)*1.
Под экономическим потенциалом (ЭП) в данном исследовании понимается уровень развития реального сектора экономики, определяемый принятыми критериями его оценки, приведенными ниже, на соответствующей территории.
*1 Мезоуровень – отрасль промышленности или территория
2. Обоснование критериев и показателей
При отсутствии какого-либо количественного показателя оценки уровня развития реального сектора экономики для определения ЭП регионов возможно использовать интегральную оценку следующего набора ключевых показателей:
- размер фактически уплаченного в бюджет налога на добавленную стоимость как показатель, непосредственно отражающий динамику и относительные объемы производства товаров, работ и услуг в субъекте РФ;
- уровень среднемесячной заработной платы по региону;
- совокупная прибыльность предприятий и организаций региона;
Общую абсолютную величину товарных благ в стоимостном выражении отражает валовой внутренний продукт (ВВП), представляющий собой, во избежание повторного счета, так называемую добавленную стоимость.
Добавленную стоимость образуют затраты на оплату труда (зарплата с начислениями во внебюджетные фонды) и прибыль.
Следовательно, используя официальные данные статистики, регулярно публикуемые для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, при оценке ЭП субъектов РФ подвергаются анализу следующие показатели:
•Уплаченный в федеральный бюджет налог на добавленную стоимость (сумма фактически перечисленного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость предприятиями и организациями региона);
•Уровень среднемесячной заработной платы по региону;
•Совокупная прибыль предприятий и организаций регионов за вычетом убытков (финансовый результат работы предприятий и организаций региона);
1. Уровень среднемесячной заработной платы по региону.
Размер средней зарплаты среди предприятий и организаций свидетельствует не только, и не столько об уровне жизни населения (есть еще такой фактор как «стоимость жизни»), сколько о следующих экономических параметрах:
- степень стабильности продаж;
- наличие собственных источников покрытия затрат предприятий и организаций региона (а они должны быть, поскольку заработная плата относится к таким затратам), величина которых не подвержена резким колебаниям при том же объеме производства;
- общий уровень квалификации наемных работников в субъекте РФ.
2. Финансовый результат работы предприятий и организаций региона.
Показатель представляет собой совокупную прибыль субъектов экономиче-ской деятельности региона за вычетом совокупных убытков. Значимость показателя определяется тем, что он отражает общий спрос на продукцию региональных предприятий и степень успешности продаж.
Кроме того, прибыль является единственным собственным источником ин-вестиций (кроме привлеченных в различной форме сторонних средств) в развитие производства для предприятий и организаций.
Показатели 1 и 2 образуют налогооблагаемую базу для налога на добавлен-ную стоимость. Однако, поскольку фактические перечисления в бюджет могут не соответствовать финансовым результатам предприятий, для оценки ЭП добавляет-ся третий показатель.
3. Сумма фактически перечисленного в федеральный бюджет предприятиями и организациями региона налога на добавленную стоимость.
Особенность данного показателя в том, что он отражает завершенные хозяй-ственные операции по производству и коммерческой реализации товаров, работ и услуг в их классическом виде*1.
*1 При этом сознательно остаются без рассмотрения финансовые результаты от экспортной деятельности, производство с длительным циклом, и некоторых других видах деятельности, поскольку в этих областях (в частности, при экспорте), взаимоотношения с госбюджетом основываются на применении иных налогов и сборов.
3. Алгоритм расчетов и ранжирования
Для оценки ЭП субъектов федерации применяется сочетание рейтингов по указан-ным критериям. А именно:
1.Регионы ранжируются по размеру совокупной прибыли за вычетом убытков.
2.Регионы ранжируются по размеру среднемесячной зарплаты.
3.Регионы ранжируются в зависимости от сумм фактически уплаченных в бюджет НДС.
4.Итоговый интегральный рейтинг экономического потенциала регионов формируется по наименьшему значению среднего места в трех первичных рейтингах в порядке возрастания их значений.
4. Источники данных
1. Федеральная налоговая служба РФ.
Режим доступа:
https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/7600100/
2. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Рос-сийской Федерации.
Режим доступа:
https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259
При формировании алгоритма экспертной оценки экономического состояния регионов учтены положения следующих нормативно-правовых актов Российской Федерации:
- Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 “Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации”;
- Указ Президента Российской Федерации № 579 от 13 мая 2010 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муници-пальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эф-фективности»;
- Указ Президента Российской Федерации № 1199 от 21 августа 2012 года «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2012 г. N 1142 «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 21 авгу-ста 2012 г. N 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнитель-ной власти субъектов Российской Федерации»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009г. №806-р «Об организации и проведении мониторинга процессов в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах субъектов Российской Федерации».