Материалы

27 ноября, 2021

Рейтинг социально-экономического положения регионов Российской Федерации (первое полугодие 2021 года). ТОП-30

Данный рейтинг является интегральным и объединяет данные экономического и социально-экономического рейтингов положения регионов России, ежеквартально публикуемые Фондом развития гражданского общества. 

1. 1. Социально-экономический блок состоит из четырех первичных рейтингов:

1.1.1. Отношение сумм регионального продукта по региону на конец квартала к численности экономически активного населения.

1.1.2. Отношение сумм регионального продукта по региону на конец квартала к общей численности населения региона.

1.1.3. Среднемесячная зарплата.

1.1.4. Отношение среднемесячной зарплаты к стоимости потребительской корзины (минимальной стоимости жизни). 

Задачей данного блока является анализ ключевых социально-демографических и экономических показателей, оказывающих наибольшее влияние на социальное благополучие.   

1.2. Критерии и их обоснование

1.2.1. Отношение регионального продукта к численности экономически активного населения

Индекс данного первичного рейтинга определяется как отношение сумм регионального продукта  по региону (см. выше) на конец квартала к численности экономически активного населения по данным оперативного статистического учета.

Это отношение отражает размер регионального продукта в млн. руб. нарастающим итогом в расчете на душу экономически активного (ЭА) населения и выражается в рублях.

Чем больше стоимость регионального продукта, приходящегося на душу ЭА населения, тем выше позиция субъекта РФ в первичном рейтинге. Результаты данного первичного рейтинга не участвуют в формировании итогового.

1.2.2.  Отношение регионального продукта к численности населения

Индекс данного первичного рейтинга определяется как отношение сумм регионального продукта  по региону (см. выше) на конец квартала к общей численности населения субъекта РФ по данным последней переписи. 

Это отношение отражает размер регионального продукта в млн. руб. нарастающим итогом в расчете на душу населения и выражается в рублях.

Чем больше стоимость регионального продукта, приходящегося на душу населения, тем выше позиция субъекта РФ в первичном рейтинге. 

1.2.3. Среднемесячная зарплата

Данный первичный рейтинг простого типа представляет собой ранжирование регионов в порядке убывания средней заработной платы одного человека на начало последнего месяца отчетного квартала по оперативным данным Росстата. 

1.2.4. Отношение среднемесячной зарплаты к минимальной стоимости жизни

Индекс данного первичного рейтинга определяется как отношение среднемесячной зарплаты к стоимости потребительской корзины (минимальной стоимости жизни). Этот показатель можно условно обозначить индексом социального благополучия.

Стоимость потребительской корзины для каждого субъекта РФ определяется Росстатом ежемесячно по данным оперативной статистической отчетности.

Чем выше отношение средней заработной платы по региону к стоимости минимального потребительского набора, тем выше позиция в данном первичном рейтинге. 

2. 1. Экономический блок состоит из пяти первичных рейтингов:

2.1.1. Отношение суммы госдолга субъекта РФ к сумме доходов консолидированного бюджета, условно приведенной к календарному году. 

2.1.2. Отношение начисленных по региону сумм НДС на конец квартала к сумме начисленных по региону сумм НДС на конец соответствующего квартала предыдущего года. 

2.1.3. Отношение суммы госдолга субъекта РФ к фактически уплаченному им в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость. 

2.1.4. Индекс промышленного производства к соответствующему периоду прошлого года (в действующих ценах). 

2.1.5. Отношение сумм регионального продукта по региону на конец квартала к сумме регионального продукта на конец соответствующего квартала предыдущего года. 

Задачей данного блока является комплексная оценка общего состояния реального сектора экономики субъекта РФ, а также его сопоставление с бюджетными обязательствами региона перед государством. 

2.2. Критерии и их обоснование 

2.2.1. Отношение госдолга региона к приведенным доходам регионального бюджета 

В качестве показателя закредитованности регионов будет применяться индикатор отношения суммы госдолга субъекта РФ к сумме доходов консолидированного бюджета, условно приведенной к календарному году. 

При этом суммы доходов бюджетов регионов за первый, второй и третий кварталы для всех субъектов будут умножаться на 4, 2 и 4/3 соответственно. 

Чем меньше отношение госдолга к доходам регионального бюджета (индекс), тем выше его положение в первичном рейтинге. 

Данная методика имеет следующие преимущества: объективность, достаточная прозрачность формирования показателя, официальность источника информации, учет всех способов пополнения доходной части бюджета. 

Не полная предсказуемость результатов по итогам года корректируется рейтингом в начале следующего года. 

2.1.2. Динамика налога на добавленную стоимость 

Третий первичный рейтинг экономического положения регионов составляется по динамике начисленного НДС, как отношению начисленных по региону сумм НДС на конец квартала текущего года к сумме начисленных по региону сумм НДС на конец соответствующего квартала предыдущего года. 

Этот индикатор можно обозначить как показатель динамики деловой активности. 

Позиция в данном первичном рейтинге тем выше, чем больше прирост начисленного НДС по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. 

2.1.3. Отношение госдолга к фактически перечисленному в бюджет НДС 

Данный показатель представляет собой соотношение долговых обязательств региональных бюджетов с объемом реального сектора региональных экономик (что непосредственно отражает налог на добавленную стоимость) и косвенно отражает кредитоспособность субъектов. (Чем больше фактический объем реального сектора экономики, тем выше возможности по обслуживанию госдолга.) 

2.1.4. Динамика начисленного по региону налога на добавленную стоимость по сравнению с соответствующим периодом прошлого года 

Данный показатель представляет собой динамику объема реального сектора региональных экономик. Чем выше начисленные суммы налога на добавленную стоимость (а налогооблагаемая база данного налога образуется из сумм совокупных прибылей и зарплат с начислениями региональных субъектов рыночной экономической деятельности), тем больше объем регионального реального сектора экономики, производства на данной территории товаров, работ и услуг. 

2.1.5. Индекс промышленного производства 

Индекс промышленного производства к соответствующему периоду прошлого года (в действующих ценах) (в процентах) предоставляется Росстатом в рамках «Информации для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации». 

Индикатор представляет собой агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". 

Данный первичный рейтинг является простым. Чем выше индекс промышленного производства, тем выше позиции регионов. 

2.1.5.  Динамика регионального продукта 

Под региональным продуктом понимается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг субъектами экономической деятельности регионов. 

Индикатор рассчитывается как отношение сумм регионального продукта на конец квартала текущего года (нарастающим итогом) к сумме регионального продукта на конец соответствующего квартала предыдущего года. При этом учитывается общий уровень инфляции*. 

* Приводимые официальными источниками уровни инфляции по ряду причин не могут с безупречной точностью отразить ее фактический уровень, но в первом приближении с помощью индекса-дефлятора можно минимизировать погрешность. 

Чем выше прирост суммы отгруженных товарных благ в регионе, тем выше его позиция в пятом первичном рейтинге. 

3. Методология подсчета итогового результата

3.1. Результаты всех первичных рейтингов в виде номеров позиций сводятся в итоговую таблицу, на основании которой для каждого субъекта РФ вычисляется среднее итоговое место (как средняя арифметическая величина мест в первичных рейтингах). Эти значения и определяют позиции регионов в интегральном рейтинге экономического и социально-экономического положения. 

Согласно объединенным итогам обоих рейтингов по всем показателям, в том числе не включаемым в ежеквартальное подведение итогов, по результатам первого полугодия 2021 года на первых 30 позициях находятся следующие регионы:

 

 

Соцэкономблок

Экономблок

Сводная оценка (среднее место)

 

Субъект РФ

РП на душу ЭА населения

РП на душу населения

Средняя заработная плата

Прожиточный минимум/средняя зарплата

Госдолг / Бюджет

Госдолг / Упл.НДС

Динамика начисленного НДС

Индекс промпроизводства

Динамика РП с коррекцией на инфляцию

 

1

2

3

4

5

7

8

9

10

11

12

1

г.Москва

6

7

5

7

4

9

20

18

2

8,6666666667

2

Ямало-Ненецкий авт. округ

2

2

1

1

13

4

61

21

8

12,5555555556

3

Тюменская область

12

15

18

20

3

3

36

25

31

18,1111111111

4

Ханты-Мансийский авт. округ - Югра

3

3

9

6

10

5

51

76

9

19,1111111111

5

г.Санкт-Петербург

18

14

11

11

2

12

60

36

18

20,2222222222

6

Ленинградская область

17

18

22

22

18

7

22

39

35

22,2222222222

7

Челябинская область

30

27

37

29

22

18

38

19

13

25,8888888889

8

Республика Саха (Якутия)

9

9

8

8

43

77

75

2

3

26,0000000000

9

Курская область

34

33

49

42

25

27

18

8

6

26,8888888889

10

Приморский край

49

45

19

26

9

16

2

22

61

27,6666666667

11

Калининградская область

19

19

44

61

7

13

37

24

30

28,2222222222

Сахалинская область

4

4

7

4

19

2

77

85

52

28,2222222222

12

Иркутская область

22

24

20

14

28

15

42

69

25

28,7777777778

13

Республика Татарстан

13

12

30

21

56

30

45

48

10

29,4444444444

14

Калужская область

15

13

28

31

64

28

57

7

24

29,6666666667

15

Белгородская область

16

16

52

40

46

26

14

54

12

30,6666666667

16

Московская область

29

26

13

15

60

25

50

13

56

31,8888888889

17

Тульская область

25

23

38

46

34

33

17

29

48

32,5555555556

18

Республика Карелия

24

28

24

33

68

42

5

65

7

32,8888888889

19

Пермский край

28

32

33

34

21

10

19

52

72

33,4444444444

Оренбургская область

27

31

50

35

37

14

34

59

14

33,4444444444

20

Самарская область

31

29

39

43

36

17

46

40

22

33,6666666667

21

Владимирская область

37

36

60

72

12

8

39

28

17

34,3333333333

Мурманская область

8

8

10

10

31

85

74

50

33

34,3333333333

22

Республика Коми

10

10

12

12

69

52

16

80

59

35,5555555556

23

Ненецкий авт.округ

1

1

6

3

81

84

76

73

1

36,2222222222

24

Магаданская область

7

6

3

2

44

82

83

57

44

36,4444444444

25

Республика Башкортостан

36

38

41

39

20

19

26

55

66

37,7777777778

26

Красноярский край

14

17

14

13

38

23

69

82

73

38,1111111111

27

Чукотский авт.округ

5

5

2

5

49

79

80

78

41

38,2222222222

28

Свердловская область

23

22

27

28

57

37

40

67

46

38,5555555556

29

Воронежская область

45

46

47

48

24

20

29

20

70

38,7777777778

30

Новосибирская область

43

43

35

38

42

36

30

30

55

39,1111111111

 

4. Источники данных 

4.1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации. 

Режим доступа: 

https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259 

4.2. Минфин России. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований.

Режим доступа: 

https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/ 

4.3. Федеральное казначейство РФ. Отчетность по исполнению бюджетов субъектов РФ.

Режим доступа: 

http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/byudzhety-subektov-rf-i-mestnye-byudzhety/1019/ 

4.4. Федеральная налоговая служба РФ. Ежемесячный отчет по форме       № 1-НМ в разрезе субъектов Российской Федерации.

Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/9777509/