Материалы

25 июня, 2021

Регионы-лидеры экономической устойчивости (1 квартал 2021 года)

Источниками первичных показателей служат данные официальной информации Федеральной службы государственной статистики (Росстата), предназначенной для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации.
 
По итогам первого квартала 2021 г. первые 30 позиций занимают: 
 
Места (позиции в субрейтингах)
 

 

 

Критерий 1

Критерий 2

Критерий 3

Критерий 4

Сводная оценка (среднее место)

№№

Регион

Госдолг / Бюджет

Динамика начисленного НДС

Индекс промпроизводства

Динамика РП с коррекцией на инфляцию

 

1

2

3

4

5

6

1

г. Москва

4

10

19

8

10,25

2

Курская область

25

16

7

6

13,50

3

Пензенская область

53

14

5

3

18,75

4

Владимирская область

12

42

12

12

19,50

5

г. Севастополь

1

48

1

30

20,00

6

Челябинская область

22

26

25

11

21,00

7

Тюменская область

3

30

16

38

21,75

8

Калининградская область

7

27

28

33

23,75

9

Республика Дагестан

15

61

4

18

24,50

10

Республика Северная Осетия - Алания

47

35

2

23

26,75

Республика Алтай

5

55

3

44

26,75

11

Белгородская область

46

15

51

1

28,25

12

Ивановская область

41

19

8

57

31,25

13

Воронежская область

24

32

17

54

31,75

14

Ямало-Ненецкий авт. округ

13

64

24

27

32,00

15

Республика Хакасия

82

2

20

25

32,25

16

Орловская область

77

21

11

21

32,50

Республика Карелия

68

6

54

2

32,50

17

Тамбовская область

63

12

47

9

32,75

18

Ленинградская область

18

45

33

37

33,25

Саратовская область

67

29

9

28

33,25

19

Чеченская Республика

11

22

34

67

33,50

20

Ростовская область

30

63

15

29

34,25

21

Приморский край

9

1

66

63

34,75

22

Алтайский край

6

18

62

56

35,50

23

Республика Марий Эл

50

13

31

49

35,75

24

Кабардино-Балкарская Республика

35

36

32

42

36,25

Республика Бурятия

27

82

21

15

36,25

25

Брянская область

26

7

42

71

36,50

26

Кировская область

59

20

18

50

36,75

27

Республика Саха (Якутия)

43

74

13

20

37,50

28

г. Санкт-Петербург

2

43

40

75

40,00

29

Ставропольский край

45

68

30

19

40,50

30

Республика Башкортостан

20

11

57

76

41,00

Ульяновская область

79

24

26

35

41,00

Ведущими факторами, благодаря которым регионы-лидеры попали в верхние строки рейтинга, являются:
 
- низкий госдолг по отношению к доходам бюджета (гг. Москва, Севастополь; Тюменская и Калининградская области);
 
- положительная динамика реального сектора экономики (Курская, Пензенская, Владимирская и Белгородская области, г. Севастополь, Республика Северная Осетия (Алания) и Республика Дагестан).
 
Методика экспертной оценки экономического положения регионов Российской Федерации
 
1. Рейтинг экономического положения регионов 
 
1.1. Общее описание
 
Экономический блок состоит из четырех первичных рейтингов и итогового интегрального. Каждый первичный рейтинг имеет самостоятельное значение. Первичные рейтинги:
 
1. Отношение суммы госдолга субъекта РФ к сумме доходов консолидированного бюджета, условно приведенной к календарному году.
 
2. Отношение начисленных по региону сумм НДС на конец квартала к сумме начисленных по региону сумм НДС на конец соответствующего квартала предыдущего года.
 
3. Индекс промышленного производства к соответствующему периоду прошлого года (в действующих ценах).
 
4. Отношение сумм регионального продукта по региону на конец квартала к сумме регионального продукта на конец соответствующего квартала предыдущего года.
 
Результаты первичных рейтингов в виде номеров позиций сводятся в итоговую таблицу, на основании которой для каждого субъекта РФ вычисляется среднее итоговое место (как средняя арифметическая величина мест в первичных рейтингах). Эти значения и определяют позиции регионов в интегральном рейтинге экономического положения.
 
2.1. Критерии и их обоснование
 
2.1.1. Отношение госдолга региона к приведенным доходам регионального бюджета
 
В качестве показателя закредитованности регионов будет применяться индикатор отношения суммы госдолга субъекта РФ к сумме доходов консолидированного бюджета, условно приведенной к календарному году.
 
При этом суммы доходов бюджетов регионов за первый, второй и третий кварталы для всех субъектов будут умножаться на 4, 2 и 4/3 соответственно.
 
Чем меньше отношение госдолга к доходам регионального бюджета (индекс), тем выше его положение в первичном рейтинге.
 
Данная методика имеет следующие преимущества: объективность, достаточная прозрачность формирования показателя, официальность источника информации, учет всех способов пополнения доходной части бюджета.
 
Не полная предсказуемость результатов по итогам года корректируется рейтингом в начале следующего года.
 
2.1.2. Динамика налога на добавленную стоимость
 
Третий первичный рейтинг экономического положения регионов составляется по динамике начисленного НДС, как отношению начисленных по региону сумм НДС на конец квартала текущего года к сумме начисленных по региону сумм НДС на конец соответствующего квартала предыдущего года.
 
Этот индикатор можно обозначить как показатель динамики деловой активности.
 
Позиция в данном первичном рейтинге тем выше, чем больше прирост начисленного НДС по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
 
2.1.3. Индекс промышленного производства
 
Индекс промышленного производства к соответствующему периоду прошлого года (в действующих ценах) (в процентах) предоставляется Росстатом в рамках «Информации для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации».
 
Индикатор представляет собой агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".
 
Данный первичный рейтинг является простым. Чем выше индекс промышленного производства, тем выше позиции регионов.
 
2.1.4.  Динамика регионального продукта
 
Под региональным продуктом понимается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг субъектами экономической деятельности регионов.
 
Индикатор рассчитывается как отношение сумм регионального продукта на конец квартала текущего года (нарастающим итогом) к сумме регионального продукта на конец соответствующего квартала предыдущего года. При этом учитывается общий уровень инфляции*.
 
Приводимые официальными источниками уровни инфляции по ряду причин не могут с безупречной точностью отразить ее фактический уровень, но в первом приближении с помощью индекса-дефлятора можно минимизировать погрешность.
 
Чем выше прирост суммы отгруженных товарных благ в регионе, тем выше его позиция в пятом первичном рейтинге.
 
3. Источники данных
 
1. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации. 
Режим доступа: 
https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13259
 
2. Минфин России. Объем и структура государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований.
Режим доступа: 
https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/
 
3. Федеральное казначейство РФ. Отчетность по исполнению бюджетов субъектов РФ.
Режим доступа: 
http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/byudzhety-subektov-rf-i-mestnye-byudzhety/1019/
 
4. Федеральная налоговая служба РФ. Ежемесячный отчет по форме       № 1-НМ в разрезе субъектов Российской Федерации.
Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/9777509/