Бизнесу, сотрудничающему с НКО, предложат налоговые льготы, а общественникам – выполнение некоторых госуслуг.

К существующей сегодня в России системе поддержки НКО есть множество претензий. Основные из них – это непрозрачность механизма финансирования, недостаток информации о системе финансирования, слабая организация отчётности по выполненным программам и распыление ресурсов. За реформирование так называемого третьего сектора ( первый – государство, второй – бизнес) взялись в Фонде развития гражданского общества. Там подготовили доклад о реформировании системы НКО, и в ближайшее время презентуют его.

В документе идет речь о необходимости увеличения финансирования некоммерческого сектора государством. Фонд предлагает сконцентрировать эти средства в ограниченном количестве общенациональных некоммерческих организаций. А также создать посредников-распределителей в 7 стратегических сферах, таких как социальная помощь, социально-культурная деятельность, правозащита, военно-патриотическая деятельность, экология, дети, здравоохранение и религия.

Представители НКО опасаются, что их деятельность будет зарегулирована государством. Для того чтобы этого не произошло, авторы доклада планируют четко прописать в законодательстве адресатов грантов, а также усилить контроль за финансовыми потоками и отчетностью. Для последней цели фонд предлагает создать единый интернет-портал, на котором в том числе "вывешивать черные списки тех, кто не справился с грантом".

С другой стороны, сегодня третьему сектору необходимо больше доверия как со стороны общества, так и со стороны государства, убежден аналитик российского Института современного развития Никита Масленников:

"Мы не очень, по-моему, четко понимаем и представляем себе, какие НКО у нас сложились. Где, каким образом они функционируют? Какой правовой режим, поле правовое, в котором они функционируют? Здесь много накопилось проблем, и последние инициативы по финансовому контролю за деятельностью НКО и многое другое – все это носит несколько грубоватый характер. Эта сфера требует гораздо более тонкого участия и сильного, серьёзного, причем доброжелательного внимания".

Глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин предлагает также подумать над установлением налоговых вычетов для бизнесменов, передающих средства социально ориентированным НКО, и налоговых льгот самим НКО.

По его мнению, подобная система могла бы, в случае ее одобрения, заработать к 2015 году. Налоговые льготы могут стать серьёзным стимулом для взаимодействия бизнеса и третьего сектора, уверен управляющий директор группы компаний "Алор" Сергей Хестанов:

"Налоговые льготы, с одной стороны, могут стимулировать этот процесс, но, с другой стороны, зная российскую специфику, достаточно легко предположить, что эти налоговые льготы весьма вероятно будут использованы не совсем правильным образом. То есть легко предположить, что некоторые коммерческие организации будут создавать подставные НКО, финансировать их и под это дело получать налоговые льготы".

 Если бы не это соображение, то инициативу можно было бы признать правильной и необходимой, считает эксперт. Напомним, Россия – одна из немногих стран, где благотворительный бизнес не освобождается от налога. В этом смысле нашей стране может быть небезынтересен западный опыт, который использует различные формы сотрудничества НКО с государством, считают авторы проекта.

В Англии, например, уже несколько лет функционирует Департамент третьего сектора. Но за основу авторы доклада взяли систему США. Все вопросы, связанные с определением стратегических приоритетов в поддержке организаций третьего сектора, курируются непосредственно президентом и аппаратом Белого дома.

В России делами НКО занимаются Управление общественных проектов в администрации президента, один из департаментов в Министерстве экономического развития и Общественная палата.

Доклад Фонда развития гражданского общества создан не случайно. Российские власти всерьез взялись за регулирование деятельности НКО. Не так давно в законодательство были внесены поправки, в соответствии с которыми третий сектор, занимающийся политической деятельностью, обязан предъявлять сведения о зарубежном финансировании и получать статус "иностранного агента".

Все это реформирование ведет к тому, что работа третьего сектора должна быть отлажена и является опорой для решения задач государственного уровня.