СМИ об исследованиях

  |  19 апреля, 2013   |   Читать на сайте издания

На один шаг ближе к общественному контролю

Законопроект «Об общественном контроле» представят президенту уже в мае.

Совет по правам человека (СПЧ) при президенте России подготовил и в мае предложит Владимиру Путину законопроект «Об общественном контроле», который дает широкие полномочия некоммерческим организациям (НКО). Согласно документу, НКО становятся субъектом общественного контроля, то есть получат право требовать отчета о деятельности органов власти, запрашивать у них информацию о работе, проводить общественное расследование и экспертизы – сообщают «Известия».

При этом получить право контролировать органы власти может практически любая НКО, которая зарегистрируется на сайте общественного контроля.

Член Общественной палаты РФ, член СПЧ, политический обозреватель Николай Сванидзепризнает, что одна из целей закона — обезопасить НКО и придать общественному контролю вес. В этом году СМИ сообщали о массовых проверках некоммерческих организаций, которые следственные и надзорные органы подозревали в получении финансирования из-за рубежа: «Если те, кто сейчас проверяет, будут знать, что контролируют и их, они будут вести себя по-другому».

С тем, чтобы дать возможность НКО контролировать власть согласен и коллега Сванидзе по Общественной палате РФ политолог, проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Сергей Марков: «Думать, что власть ведет кампанию против НКО, — глубочайшая ошибка. Власть ведет кампанию за то, чтобы эти организации занимались тем, чего от них хотят граждане, а именно общественной деятельностью, а не организацией революций и борьбой за политическую власть на зарубежные деньги».

Напомним, что законопроект «Об общественном контроле» разрабатывает и Общественная палата РФ, подобное поручение было дано ОП РФ Президентом. Закон разрабатывается в соответствии с указом Президента России о национальном плане противодействию коррупции на 2012-2013 гг. уже в течение двух лет.

Одна из задач системы общественного контроля - повышение уровня доверия между властью и обществом, усиление роли гражданского общества во взаимоотношениях с властью и в контроле над ней. В ноябре 2012 года на пленарном заседании Общественной палаты РФ был представлен финальный вариант проекта, «ТОП» детально освещал слушания.

«Трибуна Общественной палаты» спросила у экспертов, в чем отличие законопроекта «Об общественном контроле», которое представит Президенту СПЧ и законопроектом, который разрабатывает Общественная палата; не будут ли эти проекты конкурирующими?

Иосиф Дискин, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов Российской Федерации, член Президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека, заместитель председателя Научного совета Всероссийского центра изучения общественного мнения:

- Я уточню, что этот проект закона «Об общественном контроле» был подготовлен не СПЧ, а совместной рабочей группой Общественной палаты РФ и СПЧ. Формально, Президенту будет представлен документ, на основе того законопроекта, который разрабатывался в Общественной палате РФ.

В этом проекте, о котором мы говорим, просто расширили целый ряд положений, учитывая ту критику, которая была на заседании в Общественной палате, когда мы обсуждали закон «Об общественном контроле». Тогда говорили, что проект он порезанный, и мы подготовили новый текст, уточнили целый ряд формулировок, но сохранили основные принципиальные положения.   

Владислав Гриб, заместитель секретаря Общественной палаты, главный редактор Издательской группы «Юрист», член Президиума Ассоциации юристов России, заведующий кафедрой гражданского общества МГИМО:

- Любой гражданин, любой совет и любая общественная организация может направить свой проект закона главе государства, но конкретное  официальное поручение по разработке законопроекта «Об Общественном контроле» было дано Президентом Общественной палате РФ. Такой проект был подготовлен Общественной палатой РФ. Если какие-то уважаемые люди, представители гражданского общества могут подготовить свои предложения, я считаю, это очень хорошо, что подобны предложения есть, нужно, чтобы наше общество и наши граждане были активными.

У нас очень много общих вещей и точек соприкосновения с Советом по правам человека по вопросу об общественном контроле, мы проводили консультации, проводили совместные слушания по этому поводу.

Елена Тополева-Солдунова, председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, член Президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека, директор Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» (АСИ):

- Что в Общественной палате, что в Совете по правам человека разработкой законопроекта занимался и занимается Иосиф Дискин, я сомневаюсь, что он разрабатывает разные законопроекты на двух площадках. Насколько я знаю, это тот же самый законопроект «Об общественном контроле», который разрабатывает и Общественная палата РФ, просто проект закона улучшается.

 Я думаю, что должно быть много разных субъектов общественного контроля и, конечно, у НКО должно быть такое право, тем более, что многие организации уже занимаются общественным контролем и лишать их этого права было бы неправильно, наоборот нужно эту функцию развивать. Константин Костин вообще сказал, что у нас большая часть НКО этим занимается, хотя я ним абсолютно не согласна. По моим наблюдениям и многолетнему опыту у нас большая часть некоммерческих организаций не занимается общественным контролем, а занимается оказанием социальной помощи людям в трудной жизненной ситуации, или социальными услугами или программами. Общественным контролем занимаются единицы, еще меньше занимаются этим профессионально, так, чтобы добиваться какого-то эффекта от этого контроля. Закон должен помочь НКО в том, чтобы они стали легитимными субъектами общественного контроля, а у тех, кого контролируют, была бы обязанность как-то на этот контроль реагировать.