СМИ об исследованиях

  |  15 марта, 2013   |   Читать на сайте издания

В России могут быть созданы крупные общенациональные НКО

Крупные общенациональные социально ориентированные НКО помогут в реализации важных государственных задач, полагают эксперты из Фонда развития гражданского общества (ФоРГО), пишет «Независимая газета».

Доклад, анализирующий «положение третьего сектора в РФ», уже подготовлен экспертами ФоРГО. В третьем секторе (некоммерческом, в отличие от первого, государственного и муниципального, и второго – бизнеса) заняты в стране около миллиона человек. На господдержку некоммерческих организаций, которых в РФ, по данным фонда, насчитывается около 200 тыс., ежегодно расходуется 8,3 млрд. руб.

В то же время финансирование НКО признано явно недостаточным. Бизнесу, сотрудничающему с некоммерческим сектором, предлагаются налоговые льготы, а общественникам – выполнение некоторых госуслуг.

Авторы исследования предлагают два источника, которые могли бы существенно увеличить поступление денег в адрес некоммерческого сектора экономики и позволили бы «создать условия для формирования в России крупных общенациональных НКО». Первый способ – передача некоторых госуслуг таким организациям. Второй – создание благоприятной налоговой среды для коммерческих структур, которые спонсируют деятельность социально ориентированных НКО.

Статистика президентских грантов, которую приводят авторы доклада, показывает, что с 2007 года количество грантополучателей (при посредничестве шести НКО-операторов) снижается (с 1224 до 585), а суммы финансирования остаются практически на одном уровне, сообщает «Коммерсантъ». Эту тенденцию к укрупнению НКО авторы доклада предлагают упрочить, создав, к примеру, распоряжением президента пул некоммерческих организаций — операторов по типу Автономных некоммерческих организаций (АНО) и экспертные советы при них по 7 стратегическим направлениям: социальная помощь, социально-культурная деятельность, правозащита, военно-патриотическая деятельность, экология, дети, здравоохранение, религия (4 основные конфессии). Посредники могли бы взаимодействовать со всей остальной массой грантополучателей «по типу зонтичной структуры».

Доклад ФоРГО создан не вдруг. Власти всерьез взялись за регулирование деятельности НКО. Напомним, в законодательство внесены поправки, в соответствии с которыми НКО, занимающиеся политической деятельностью, обязаны предъявлять сведения о зарубежных финансовых вливаниях и получать статус «иностранного агента». Позже в «антимагнитский» закон была внесена поправка, запрещающая россиянам, имеющим американское гражданство, быть учредителями НКО.

В этой связи, Дарья Милославская, член Общественной палаты, председатель совета «Юристы за гражданское общество», считает, что государство разделило две сферы: оно готово оказывать всякое содействие социально ориентированным НКО и, напротив, демонстрирует, что ему не нравится, когда деятельность НКО касается политики.

Систему посредников она оценивает скептически: «Далеко не все операторы, которые действуют сейчас, пользуются доверием гражданского общества. Их взгляд далек от реальной жизни некоммерческого сектора, и они становятся заметны, только когда приходит время распределять деньги».