СМИ об исследованиях

  |  15 марта, 2013   |   Читать на сайте издания

Перезагрузка для НКО

Фонд развития гражданского общества предлагает освободить от налогов благотворительную деятельность бизнеса, а общественным организациям, сотрудничающим с некоммерческим сектором, выполнение некоторых госуслуг.

 

По данным фонда, в России существует порядка 200 тысяч НКО, в деятельности которых заняты около миллиона человек. На господдержку некоммерческих организаций выделяются гранты президента и правительства, разного рода субсидии от министерств и ведомств в сумме 8,3 млрд. рублей ежегодно. По данным Росстата, доля, которая приходится на содержание третьего сектора, существенно больше - около 80 млрд. руб. Однако, как утверждает глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин, этот сектор недофинансирован. "Росстат пока внятно не объяснил, как он считал расходы НКО. Я думаю, что никаких 80 миллиардов там нет. НКО могут оказывать услуги на эту сумму, но там часто люди работают безвозмездно либо за низкие зарплаты, в плохо оснащенных офисах. В общей сложности этот сектор получает где-то 30 миллиардов, а работает на 80", - цитирует Костина "Независимая газета".

 

Таким образом, эксперты Фонда предлагают два источника, которые могли бы существенно увеличить поступление денег в адрес некоммерческого сектора экономики и позволили бы "создать условия для формирования в России крупных общенациональных НКО": передача некоторых госуслуг таким организациям и создание благоприятной налоговой среды для коммерческих структур, которые спонсируют деятельность социально ориентированных НКО.

 

Россия, напоминает "Независимая газета", одна из немногих развитых стран, где благотворительный бизнес не освобождается от налога, в то время как западный опыт включает разные формы сотрудничества НКО с государством. Как, например, в Великобритании, где функционирует Департамент третьего сектора. Или в США, где все вопросы, связанные с определением стратегических приоритетов в поддержке НКО, курируются непосредственно президентом и аппаратом Белого дома.

 

В России делами НКО занимаются управление общественных проектов в администрации президента, один из департаментов в Министерстве экономического развития и Общественная палата. Но Фонд развития гражданского общества предлагает создать национальную структуру в форме автономной некоммерческой организации (АНО), которая от имени государства будет осуществлять и финансирование третьего сектора, и организацию учебы его представителей. Кроме того, в ведение НКО могут быть переданы такие госуслуги, как организация помощи бездомным, инвалидам, а также малообеспеченным слоям населения; оказание бесплатных юридических консультаций для граждан, помощи детям и усыновителям и т.д.

 

"Есть НКО, которые организуют волонтеров, помогающих безнадежно больным. На это тратятся бюджетные деньги - и почему бы их не отдать в третий сектор? Соответственно отобрав и сертифицировав его представителей. Ведь лучше, когда тяжело больному человеку будет помогать не нянечка, которой на все уже чихать, и медсестра, а волонтер, который искренне хочет вести эту работу - по каким-то внутренним мотивам", - отмечает в этой связи Константин Костин.

 

Представители правозащитного и некоммерческого сектора с энтузиазмом отнеслись к этой идее.

 

Глава МХГ Людмила Алексеева считает, что освобождение от налогов благотворительной деятельности бизнеса является обязательным условием функционирования НКО "во всех цивилизованных странах". "НКО должна быть льготной формой организации по сравнению с обычным бизнесом", - говорит глава Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его мнению, некоммерческая деятельность должна иметь льготы - в том числе в виде более слабого текущего, оперативного контроля, при усилении ответственности за нарушения.

 

Единственное опасение у правозащитников вызывает момент создания централизованных структур для финансирования третьего сектора. "Возможно, в этой структуре будут представлены чиновники. Но я не доверяю нашим госслужащим, когда речь идет о правозащитных НКО", - заявила "Независимой газете" Людмила Алексеева, подчеркнув, что они с чиновничеством всегда говоря на разных языках.

 

Впрочем, Константин Костин не видит в этом никаких сомнений или противоречий. В том числе и с западным опытом. По его словам, ни одно НКО не живет целиком на грант, в том числе и Московская Хельсинкская группа. "Мы предлагаем пойти по тому пути, по которому весь мир пошел", - подчеркнул он.