| 15 марта, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Эксперты фонда намерены предложить ряд мер, направленных на повышение эффективности деятельность некоммерческих организаций.
В России в сфере некоммерческих организаций заняты около миллиона человек. По данным ФоРГО, НКО около 200 тысяч и на по программам государственной поддержки ежегодно расходуется около 8,3 миллиарда рублей. В эту сумму входят гранты президента и правительства, разного рода субсидии: от Министерства экономического развития, Минтруда и социальной защиты, Минздрава, Минкульта и Федерального медико-биологического агентства.
При этом, по словам главы Фонда развития гражданского общества Константина Костина, доля, которая приходится на содержание третьего сектора (так называют НКО, первый сектор государственный, второй - бизнес - прим.), существенно выше. По данным Росстата, она достигает 80 миллиардов рублей.
"И в то же время этот сектор безусловно недофинансирован. Росстат пока внятно не объяснил, как он считал расходы НКО. Я думаю, что никаких 80 миллиардов там нет. НКО могут оказывать услуги на эту сумму, но там часто люди работают безвозмездно либо за низкие зарплаты, в плохо оснащенных офисах. В общей сложности этот сектор получает где-то 30 миллиардов, а работает на 80...", - отметил глава ФоРГО.
Авторы исследования предлагают два источника, которые могли бы существенно увеличить поступление денег в адрес некоммерческого сектора экономики и позволили бы "создать условия для формирования в России крупных общенациональных НКО", сообщает "Независимая газета". Первый способ - передача некоторых госуслуг таким организациям. Второй - создание благоприятной налоговой среды для коммерческих структур, которые спонсируют деятельность социально ориентированных НКО.
К слову, Россия одна из немногих развитых стран, где благотворительный бизнес не освобождается от налога. В то же время в западных странах накоплен большой опыт взаимодействия государства и НКО.
В докладе, в частности, говорится об опыте США. Там все вопросы, связанные с определением стратегических приоритетов в поддержке организаций третьего сектора, курируются непосредственно президентом и аппаратом Белого дома. В 2009 году Барак Обама принял решение о расширении государственной поддержки волонтерским и благотворительным НКО. А в марте 2009-го на основании президентской инициативы, прозвучавшей в послании конгрессу США, был принят "Акт о служении Америке".
В России делами НКО занимаются управление общественных проектов в администрации президента, один из департаментов в Министерстве экономического развития и Общественная палата. Предложение фонда - создать национальную структуру в форме автономной некоммерческой организации (АНО), которая от имени государства будет осуществлять и финансирование третьего сектора, и организацию учебы его представителей.
По мнению авторов доклада, в ведение НКО могут быть переданы госуслуги, связанные с помощью бездомным, инвалидам, малообеспеченным слоям населения, бесплатными юридическими консультациями для граждан, возможно, обучение мигрантов. А также НКО в сфере профилактики преступности, помощи детям и усыновителям. Религиозные организации, занимающиеся благотворительностью, тоже должны войти в эту систему, считают авторы исследования.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева предложение освободить от налогов благотворительную деятельность поддержала. Однако усомнилась в необходимости создания централизованных структур для финансирования третьего сектора. Чиновникам правозащитница не доверяет.
Константин Костин настаивает на необходимости координировать усилия третьего сектора в масштабе государства. Он подчеркнул, что ни одно НКО не живет целиком на грант, в том числе и Московская Хельсинкская группа: "Мы предлагаем пойти по тому пути, по которому весь мир пошел".