СМИ о мероприятиях

  |  02 июля, 2014   |   Читать на сайте издания

http://kavpolit.com:Рабы прожектерства

 

Чечня оказалась в списке регионов с самым высоким социальным самочувствием. По крайней мере, в ответах на вопросы социологов (заданных, что называется, «в лоб»), чеченцы хвалят власть и радуются повышению качества жизни. Но стоит выйти в Интернет, где можно говорить все, что вздумается, как вылезает истинный масштаб социального недовольства. По степени негатива в соцсетях чеченцы – лидеры в стране.

Откуда такой пугающий диссонанс между обещаниями и реальностью?

 

 

Где в России жить хорошо?

 

 

Ответ на этот вопрос продолжает искать Фонд развития гражданского общества (ФоРГО): он опубликовал третий по счету выпуск «Рейтинга социального самочувствия регионов России». В его основу положены данные опроса «Георейтинг», проведенного фондом «Общественное мнение» (ФОМ) в конце апреля.

 

Жителям задавали четыре вопроса: довольны ли они положением дел в их регионе, работой его руководства, готовы ли они участвовать в протестных акциях и как, на их взгляд, меняется ситуация – к лучшему или худшему. Также дополнительно учитывался процент граждан, которые живут безбедно: берут кредиты в банке, имеют личный автомобиль, ездят за границу.

Затем на основе хитрых формул для каждого из регионов определялся интегральный показатель. Самый высокий он – у четырех территорий: Татарстана, Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), Белгородской и Тюменской областей. Значит, именно здесь живется лучше всего. Причем список регионов-лидеров остается неизменным уже третий рейтинг подряд (впервые он был опубликован в августе прошлого года).

 

Более того, социальное самочувствие растет и в среднем по стране: за последний год оно выросло с 58 до 62 пунктов. Как видно, не смогли поколебать его ни гражданская война на Украине, ни добровольная отставка трех десятков губернаторов. Следующий замер будет сделан уже после Единого дня голосования 14 сентября – тогда социологи и выяснят, как люди отреагировали на выборы и растущее давление на региональные бюджеты.

Чечня – российское Эльдорадо?

Если взглянуть на карту социального самочувствия России, то бросается в глаза пестрота. Кажется, что никакой взаимосвязи между расположением региона и эмоциональной «температурой» нет. Скажем, большинство регионов Северного Кавказа относятся в группе с рейтингом выше среднего (от 55 до 65 баллов).

Большинство регионов Северного Кавказа относятся к группе с высоким рейтингом социального самочувствия

На этом фоне выделяется Чечня, которая прочно заняла место в первой пятерке регионов (у нее 90 баллов). А вот, скажем, Карачаево-Черкесия демонстрирует кульбиты: социальный оптимизм в декабре прошлого года здесь вдруг скакнул вверх (с 57 до 73 баллов), а затем так же круто рухнул вниз (с 73 до 62 баллов).

Как видно, все эти цифры, которыми оперируют аналитики, – штука весьма условная. Особенно если их сопоставить с другими данными: например, с результатами исследования, которое провело агентство Brand Analytics, изучив эмоциональное состояние пользователей социальных сетей страны. Всего было проанализировано более 420 млн сообщений от 65 миллионов авторов в «ВКонтакте», Facebook, Twitter, «Живой журнал».

«Кавказская политика» подсчитала, насколько совпадают показатели различных регионов, на которые опирался ФоРГО (социологические замеры) и Brand Analytics (медиаметрические замеры). Оказалось, что коэффициент корреляции между ними лишь 0,006. Для людей, далеких от статистики, скажем проще: никакой взаимосвязи нет! Различие можно объяснить лишь так: ФоРГО исследует, скажем так, «политический» подтекст социальных умонастроений, в то время как в соцсетях люди чаще пишут, основываясь на неких сиюминутных веяниях.

Прыжки на месте

Антилидерами «интернет»-рейтинга Brand Analytics оказались все шесть северокавказских республик: например, пользователи Ингушетии с негатива начинают 35% своих сообщений в соцсетях, в Чечне – 32%. Для сравнения: в самом «позитивном» регионе, Забайкальском крае, таких лишь 17%. Как видно, разница ощутимая.

Антилидерами «интернет»-рейтинга Brand Analytics оказались все шесть северокавказских республик

Выходит, в ответах на вопросы социологов чеченские граждане хвалят власть и радуются материальному положению. Но это когда тебя спрашивают в лоб (чаще всего опросы проводятся методами поквартирного обхода). А вот когда граждане остаются одни, в Интернете, где могут говорить действительно то, что думают, вот и вылезает истинный масштаб социального недовольства. Треть нигилистов – это, знаете ли, немало.

Если сравнивать показатели годичной давности, то, скажем, в Волгоградской области, Калмыкии, на Кубани и Ставрополье эмоциональное состояние населения заметно улучшилось – и судя по откликам в социальных медиа, и по замерам социологов (чуть менее выраженное улучшение за год было в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии).

Однозначно можно объяснить только феномен Краснодарского края, где сверхуспешно провели Олимпийские игры, после которых региону осталось практически заново отстроенные Сочи. А вот, например, с чем связан такой резко возросший оптимизм жителей Ставрополья, понять сложно.

Напрашивается вывод, что со сменой губернатора края. Впрочем, для подавляющего большинства жителей все равно абсолютно неважно, кто именно заседает в Белом доме. Да и политическая система весьма инерционна: смена главы региона позволит добиться заметного улучшения реального положения дел в повседневных сферах лишь через несколько лет.

Так как интерпретировать результаты исследования? Этот вопрос обозреватель «Кавказской политики» задал директору исследовательского центра «Аналитика-Юг» Екатерине НАЙКО.

 

* * *

– Екатерина, что это вообще за понятие такое – социальное самочувствие, зачем его нужно мерить?

– Социальное самочувствие – это субъективно ощущаемое людьми качество социальной среды. Конечно, это очень упрощенное определение. Это эмоционально-оценочное выражение индивидом своего отношения к изменяющейся социальной ситуации, удовлетворенность своим нынешним статусом, уверенность в будущем благополучии.

Разные исследователи включают в этот интегральный показатель различные «ингредиенты»: уровень протестных настроений в обществе, уровень удовлетворенности людей своей жизнью, уровень экономической активности.

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) замеряет несколько значимых показателей и из них выводит с помощью математико-статистических методов обобщенный коэффициент. Причем делает это регулярно, что позволяет выявить динамику. И, безусловно, для таких исследований используются надежные, научно обоснованные методики.

Вы задали вопрос: а зачем это вообще изучать, мерить? Понятно, что не только из научного интереса и обывательского любопытства. Ведь исследования такого масштаба требуют больших ресурсов. Мониторинг социального самочувствия – это инструмент для получения информации об отношении населения к уровню своего материального благополучия, состояния здоровья (в некоторых исследованиях и этот показатель входит в интегральный коэффициент социального самочувствия), степени личной безопасности, готовности и способности активно адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, политическим свободам, а также для выявления социальной напряженности.

– Россия страна с такими социальными контрастами. Можно ли мерить самочувствие в разных регионах одними методами?

– Конечно разные социальные группы (и большие, и малые) сравнивать сложно, ведь речь идет о субъективных ощущениях. Но, на мой взгляд, для измерения и нужна единая методика. Иначе получится, что мы сравниваем зеленое и квадратное.

Мы уже говорили, что социальное самочувствие – интегральный показатель. И то, какие «ингредиенты» мы в него включим, а какие нет, может существенно повлиять на итоговый коэффициент.

Представьте, мы хотим измерить социальное самочувствие жителей России и сравнить по регионам. Неужели в Уфе мы спросим о том, довольны ли жители своим доходом, а в Ставрополе не будем?

Конечно, если мы проведем опрос только среди мигрантов, то они будет удовлетворены тем, что в регион приезжают их соотечественники, а вот «коренные жители» в этом вопросе будут достаточно часто высказывать противоположное мнение.

В «горячих точках» люди, конечно, будут удовлетворены даже тем, что реже стали стрелять на улицах. В некоторых регионах в силу менталитета сложнее замерить и уровень протестной активности: ну представьте, какой житель Владикавказа, Махачкалы или Нальчика в общении с социологом признается, что готов завтра выйти на митинг?

– Сейчас две трети населения получают основной поток информации о происходящем в стране из федеральных телеканалов. А там, как бы это мягче сказать, действительность приукрашивают. Какую вообще роль в формировании социального самочувствия играет пропагандистский фактор?

–      Конечно, очень большую. Особенно сегодня, когда пропаганда часто строится на противопоставления России другим странам. Например, человек, который никогда евро в руках не держал, каждое утро едет на работу мимо банка и видит, что евро вчера стоил 43, а сегодня 45, решает, что экономическая ситуация становится хуже. А вот бизнесмен эту информацию будет оценивать несколько иначе и может расценить это как улучшение.

Очень большую роль в формировании социального самочувствия играет пропаганда

Итак, интерпретируя данные исследования социального самочувствия, стоит помнить, что это субъективные оценки, и если не соотносить их с объективной социальной, экономической, политической и экологической обстановкой в каждом конкретном регионе – значит видеть только одну сторону медали.

Но получать информацию об объективной ситуации необходимо уже другими методами: статистические данные об уровне зарплат, безработице, рождаемости и миграции, заболеваниях и уровне образования, количестве открытых и закрытых предприятий, и многом другом, реально измеримом.

– В Ставропольском крае за последний год социальное самочувствие выросло на 13 пунктов по стобалльной шкале. Как понимать эти цифры?

– Первый скачок, помните, произошел после рейтинга с августа по ноябрь. Думаю, скорее всего, это связано со сменой губернатора: с приходом Владимира Владимирова были связаны очень высокие социальные ожидания у населения края.

– Судя по социологии, на какие проблемы Ставрополья Владимирову нужно в первую очередь обращать внимание?

– Новому губернатору досталось совсем не простое наследство. Большое количество разноуровневых проблем, начиная от экологических, межнациональных, экономических, и заканчивая кадровыми.

Вот например, пугающе большое количество людей собираются уезжать из Ставропольского края. Получается, что мы своего рода транзитный регион: к нам приезжают представители кавказских республик, а отсюда, из края, уезжает в другие регионы, в основном в Краснодар. И уезжает не только молодежь. Есть много примеров, когда люди продают уже готовый бизнес, чтобы выехать в Краснодар.

– Чем он так манит?

– Не секрет, у Краснодарского края имидж богатого региона, региона возможностей, где проще и легче найти работу. Плюс к тому считается, что там нет такого количества мигрантов из северокавказских республик. А на Ставрополье немало жителей края до сих пор негативно оценивают включение его в состав Северо-Кавказского Федерального округа.

– Четыре года ведь уже прошло...

– И тем не менее сегодня этот вопрос остается болезненным. Опять же – национальная проблема. Достаточно большое количество жителей края утверждает, что проблема межэтнических отношений – самая острая.

Но лишь разговор переходит на конкретику, на первое место выходят уже чисто бытовые проблемы: плохая инфраструктура и экология, низкие зарплаты, высокие коммунальные тарифы.

Особенно это заметно в случае с занятостью: основная масса граждан уверена, что это мигранты занимают лучшие рабочие места. Но объективно все не так. Откройте газету объявлений: вы увидите, условно, триста вакансий и 50 резюме. А еще часто бывает так, что часть населения, отработав какой-то период, затем увольняются и снова устраиваются на биржу труда. То есть вместо безработицы по факту мы имеем в регионе, по крайней мере, в городах, кадровый голод.

В основной массе у людей нет понимания, куда движется наше государство, и это касается любого региона

– Краснодару проще позиционировать себя, ведь и на имиджевые проекты там больше бюдженых денег тратят, да и Олимпиада есть.

– Ну хорошо, есть Олимпиада в Сочи. Точнее, она уже прошла. Но почему мы жизнь меряем от одного мегапроекта до другого?! Хочется спросить: а в чем наша цель, цель развития общества, цель существования государства? Поверьте, в основной массе у людей нет понимания, куда движется наше государство, и это касается любого региона. Поэтому и такое различие социального самочувствия между регионами: где-то мегастройки, а где-то стреляют.

– Но в целом-то, судя по социологии, люди довольны. По крайней мере, протестовать не хотят.

– Люди в общей массе склонны к более негативным прогнозам, чем к позитивным, чтобы потом не разочаровываться. А что касается протеста, то сегодня нет ни лидеров политической оппозиции, ни какой-то четкой идеи. Ну, разве что «всем вместе дружить против …» (вместо многоточия подставьте любое значение). Сейчас в тренде – «дружба против американского президента и украинских фашистов». В любом уголке Старополья вам скажут: «Нам плохо, но мы терпим, поскольку не знаем, что делать. И не уверены, что если начнем протест, то не станет еще хуже. Ведь у всех перед глазами пример Украины».

Социальное самочувствие в регионах Юга России

Регион

Лето 2013 года

Лето 2014 года

Социальные медиа (июнь)

Социологические опросы (август)

Социальные медиа (июнь)

Социологические опросы (июнь)

Адыгея

2,7

51

3,7

50

Астраханская область

2,7

60

3,9

50

Волгоградская область

2,6

39

3,7

48

Дагестан

2,0

61

2,3

61

Ингушетия

2,8

н/д

1,8

58

Кабардино-Балкария

2,2

54

2,7

56

Калмыкия

3,0

45

3,7

55

Карачаево-Черкесия

2,3

57

2,7

62

Краснодарский край

2,6

65

3,8

83

Ростовская область

2,6

57

4,0

52

Северная Осетия

2,4

47

2,8

47

Ставропольский край

2,8

47

3,6

60

Чечня

1,6

н/д

2,1

90