СМИ об исследованиях

  |  11 апреля, 2014   |   Читать на сайте издания

http://gazetarb.ru: «Что для него Бурятия?»

Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина в интегральном рейтинге губернаторов деятельность Наговицына оценил как «высокую». 
«Такая позиция совершенно не значит, что у Наговицына и Бурятии нет проблем. Просто и руководитель региона, и население республики с этими проблемами свыклись и взаимно их терпят и как могут решают. Если не случится никаких серьезных ЧП, то рейтинг Наговицина так и будет на средних цифрах,» - сообщил ИА UlanMedia политический эксперт, генеральный директор КА «Маркелов Групп» Сергей Маркелов.
По мнению Сергея Маркелова, Наговицын - относительно уверенный губернатор-середняк.
- В Бурятии ЧП федерального уровня внимания не происходило. Особых положительных событий тоже. Глава Бурятии - типичный консервативный руководитель старой формации типичного депрессивного региона с толерантным (терпимым) к своим социальным проблемам населением. Ни взрывных экономических побед, ни возмущенного «майдана». У населения Бурятии фантастическая терпимость к проблемам и лишениям, поэтому и Наговицыну все последние годы мало что угрожало, - заявил он.
Глава политической экспертной группы Константин Калачев отметил, что главный вопрос к Наговицину: кто он? Присланный менеджер или человек, решивший врасти в регион корнями? Что для него Бурятия? Командировка или земля, в которую он влюбился?
- Если влюбился, пусть бурятский язык учит. Буряты народ вежливый. На вопросы социологов правильные ответы угадают. А в рейтинге ФоРГО именно социология доминирует. Но я бы не обольщался..., - считает Константин Калачев.
И все-таки в рейтинге глава Бурятии несколько сдал позиции: по сравнению с показателями предыдущего рейтинга он опустился на два пункта. Глава Бурятии, глава Мордовии, Забайкальского края и Адыгеи замыкают свою группу. При этом главы последних регионов поднялись как минимум на два пункта.
Где соседи РБ 
Самым успешным в этом плане оказался бывший депутат Госдумы, глава Забайкалья Константин Ильковский. Он перескочил сразу три пункта, и из группы со «средним рейтингом» перешел в группу с «высоким рейтингом».
Рейтинг западного соседа Бурятии губернатора Иркутской области подскочил на шесть пунктов, таким образом Сергей Ерощенко вошел в пятерку губернаторов возглавляющих группу.
Напомним, что при оценке работы губернаторов учитывались данные социологии, экономические показатели субъекта, оценка работы главы региона федеральными и региональными СМИ и мнение экспертного сообщества. Кроме Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) Константина Костина, в подготовке рейтинга также участвовали фонд «Общественное мнение», Федеральная служба государственной статистики и Национальная служба мониторинга. Как и в первом исследовании, губернаторов в соответствии с их показателями разбили на четыре группы: «очень высокий рейтинг», «высокий рейтинг», «средний рейтинг», «рейтинг ниже среднего».
В рейтинге губернаторов по-прежнему лидирует глава Ямало-Ненецкого автономного округа. Вслед за ним идут главы Калужской области,Татарстана и Кемеровской области. Большие перемены произошли в подвале таблицы.
По мнению политолога Алексея Завадского, рейтинг эффективности губернаторов наглядно отражает логику кадровой политики Кремля в отношении руководителей регионов.
- Эта логика, безусловно, направлена на развитие вертикальной модели управления в условиях возвращения прямых губернаторских выборов. Этим объясняется, в частности, недавняя отставка входившего в двадцатку лучших (по итогам январского рейтинга ФоРГО) челябинского губернатора Михаила Юревича, пользовавшегося популярностью, но не сумевшего наладить необходимые отношения с элитами - в первую очередь, с региональными представителями федеральных органов власти, - отметил он.
Из двенадцати «двоечников» прошлого рейтинга пятеро руководителей регионов были отправлены в отставку. Один - губернатор Сахалина Александр Хорошавин - сумел оперативно исправиться и войти по итогам нового рейтинга в относительно комфортную третью группу, поднявшись на шесть пунктов.
Шестеро продолжают фигурировать в аутсайдерах уже нового списка, двоим-троим из них (в первую очередь, тверскому губернатору Андрею Шевелеву и красноярскому Льву Кузнецову) источники, близкие к администрации президента, прочат скорую отставку. Вместе с тем остальные «слабые» губернаторы пока чувствуют себя довольно уверенно. Так, например, нет никаких намеков на возможное увольнение главы Карелии Александра Худилайнена.
- Уникален скачок в неизвестность, который продемонстрировал губернатор Брянской области Николай Денин. Занимавший по итогам январского рейтинга одну из верхних строчек во внушительном списке региональных руководителей со средними показателями, он буквально рухнул в «группу смерти», уронив свой рейтинг на 23 пункта, - отмечает Завадский.
По прогнозам политолога, его скорая отставка вполне предсказуема и ожидаема.
- Таким образом, сам по себе факт высокого или низкого места в рейтинге не дает губернаторам никаких стопроцентных гарантий - ни в плюс, ни в минус, - считает он.
В свою очередь, по поводу слухов регулярно муссирующихся в СМИ о отставке Наговицына и его проблемах в отношениях с Президентом, Сергей Маркелов сказал, что это чаще болтовня местных элит, чем реальность.
- Прорывных экономических или социальных проектов в республике в ближайшие проблемные годы не будет, но и терпение жителей Республики Бурятия вряд ли закончится. Если не случится никаких серьезных ЧП, то рейтинг Наговицина так и будет на средних цифрах. Ближайшие колебания (скорее всего снижение) рейтинга главы республики Бурятия возможны только в период муниципальных выборов (особенно в Улан-Удэ) в конце лета и начале осени 2014 года, - прогнозирует генеральный директор КА «МаркеловГрупп».