СМИ об исследованиях

  |  14 апреля, 2014   |   Читать на сайте издания

http://omskpress.ru: Точка кипения омского политического котла

Аналитическая группа Омскпресс предлагает вниманию думающих читателей аудит ключевых событий в жизни омского истеблишмента за прошедшую неделю. 
«Лучевая болезнь» омских политиков, рискующих получить повышенную дозу облучения от ставшего «радиоактивным» «Мостовика»; Ватерлоо весеннего наступления оппонентов региональной команды, уверовавших в возможность досрочно побороться за областной трон; «Цена пассивности» или сумма, которую заплатила бы Россия за политику невмешательства в дела Крыма - все эти события свидетельствуют о том, что омские политические игроки начали получать расплату за решения, принятые на старте весеннего политического сезона.
«Радиоактивный» «Мостовик»
Все сильнее сжимается пружина проблем омских мостостроителей. Вслед за прессом силовиков серьезные проблемы НПО преподнес Сбербанк. Банковский гигант, видимо, осознал, что дело пахнет крупным невозвратом, и первым подал в суд на предприятие, тем самым возглавив очередь разъяренных кредиторов.
Мэрия Сочи пошла еще дальше. Заметив всесторонний накат на омских строителей, она решила пересчитать объем претензий и увеличила сумму своих требований к НПО на пару сотен миллионов. Даже Виктор Назаров, пытавшийся и через Грефа, и самолично защищать детище Олега Шишова, не исключил смену собственника на предприятии.
О причинах резкого пике конструктора имиджевых российских объектов эксперты пока еще спорят.
Кто-то придерживается мнения о том, что имеет место «кидалово» федерального масштаба, проведенное в лучших традициях «лихих 90-ых». Не зря же сразу несколько заказчиков вдруг задержали расчеты с компанией за выполненные работы, а кредиторы синхронно побежали в суд.
Другие придерживаются мнения, что в самом предприятии хромает и логистика, и бухгалтерия, и менеджмент. Общее сибирское управленческое попустительство несоизмеримо увеличивало издержки производства, в результате чего долги предприятия набрали критическую массу.
Третьи высказали мнение, что «Мостовик»наказали за жадность. Нельзя было хвататься за все подряд и давать огромные откаты, как смело упрекнул Олега Шишова Валерий Каплунат.
По всей вероятности, все три стороны по-своему правы, ведь для того, чтобы утопить омский «Титаник» так быстро, явно потребовался айсберг, состоящий как из внутренних проблем, так и из внешнего давления весьма влиятельных интересантов.
Несмотря на то, что будущее предприятия пока еще туманно, ясно одно: скандал вокруг НПО как радиация со временем поразит всех, кто имеет к «Мостовику» отношение.
Кто же пострадает от ставшего радиоактивным НПО?
Однозначно, первым ощутит на себе симптомы лучевой болезни мэр Омска Вячеслав Двораковский. Если раньше градоначальнику, которого поставил «Мостовик», прощали низкий рейтинг и периодически возникающие вокруг него скандалы, то с потерей поддержки Шишова его политическая карьера стремительно покатится вниз. Видимо, почувствовав жертву, на мэра накинулся и неутомимый Ян Зелинский.
Вторыми в неприятную ситуацию попадают сибирские акционеры НПО. Помимо оскудения собственного кошелька, им будут задаваться непростые вопросы со стороны кредиторов, а, возможно, и силовых органов.
Третьим потерпевшим может стать Сбербанк, лидирующий в списке кредиторов-претендентов на активы предприятия. Активов, имеющихся у «Мостовика», явно не хватит, чтобы погасить весь долг. Ближайшие перестановки в омском отделении Сбербанка, если таковые будут, покажут, бьет ли банковский гигант «по хвостам», пытаясь компенсировать убытки, или дело движется по заранее срежиссированному сценарию.
Не избежать косвенных потерь и региональному правительству.
Во-первых, уже появились сомнения в том, сможет ли «Мостовик» достроить омские юбилейные проекты. А за срыв сроков строительства, как сказал министр Слюняев, «придется отвечать».
Во-вторых, подобные крены крупных налогоплательщиков традиционно не остаются без внимания составителей экономико-политических рейтингов, которые с радостью обосновывают ими снижение позиций региональных лидеров.
Но все-таки главным проигравшим, которому придется пережить все болезненные симптомы лучевой болезни имени «Мостовика», будут жители Омской области. Именно им в очередной раз придется затянуть пояса, недополучая от убытков одного из флагманов омской экономики. А большей части из почти двадцати тысяч омичей, связавших свою судьбу с НПО, вполне вероятно, придется искать новую работу.
Блицкриг добровольцев на омское царство
На спад пошло первое в этом году крупномасштабное наступление желающих поцарствовать на земле омской. Двухнедельный яростный штурм редутов Виктора Назарова и его команды не принес видимых результатов.
После введения в бой орудий главного калибра, в виде поддержки Виктора Назарова министром регионального развития Игорем Слюняевым, дополненного лестными отзывами полпреда Виктора Толоконского, наступление захлебнулось. Очевидно, випы получили команду сверху успокоить своим авторитетом заигравшийся местный политический бомонд.
Финальной точкой первой в этом сезоне инициации досрочной губернаторской отставки стал новый федеральный политический рейтинг, созданный Фондом развития гражданского общества Константина Костина, в котором позиции Виктора Назарова несколько окрепли. Скорее всего, тут свою роль сыграла и политолог Инна Ветренко, участвующая в его составлении. В последнее время она заметно сблизилась с региональной политкомандой и транслирует выгодные облправительству темы.
Вместе с тем, экспертов заинтересовало, почему же оппоненты областной иерархии активизировались именно сейчас. Причина видится одна - всеми силами спровоцировать досрочные выборы губернатора в 2014, или, «на худой конец», хотя бы в 2015 году. Подобную спешку определяют несколько факторов.
Во-первых, на сегодняшний день губернатор имеет множество планов и стратегий, но не ярких достижений. И чем больше времени он будет у власти, тем вероятнее, что электорально важные результаты все-таки будут получены.
Во-вторых, параллельно пройдут выборы депутатов ГД РФ. На фоне подъема патриотических настроений «Единая Россия» усилила свои рейтинговые позиции, и ее кандидаты имеют сейчас неплохие шансы для хорошего результата. Кроме того, думская избирательная кампания традиционно неплохо финансируется, следовательно, инструментов для пиара губернатора, который подключится в 2016 году к федеральной кампании, будет предостаточно.
А главное, 2016 год является юбилейным для города. Пусть не все, но часть юбилейных объектов будут введены в строй. Город подкрасят и почистят, что на фоне нынешней разрухи будет особенно заметно. На позитиве от Дня города, омичи однозначно поддержат напрямую ассоциирующегося с празднованием действующего губернатора.
Кстати, в свой приезд тот же Слюняев фактически прямым текстом заявил, что за юбилей бьется один только глава региона.
Что же дальше? Скорее всего, оппоненты поумнеют и больше не будут пытаться идти ва-банк, демонстрирующий все их ресурсы и взаимосвязи, а ограничатся окопной войной. Ведь победа кандидата-коммуниста на выборах мэра Новосибирска фактически поставила крест даже на теоретических шансах дополнительных отставок региональных властей в этом году.
Теперь без подготовки на «красных» территориях вряд ли будут запускаться эксперименты с неожиданными выборами. Кроме того, в очередной раз активно стали муссироваться слухи о скорой отставке кабмина. В условиях повышенной политической энтропии едва ли найдутся смельчаки, которые отважатся обезглавить вполне стабильный регион.
Несмотря на временный «хэппи энд», позволивший Виктору Назарову со всей серьезностью объявить о своих намерениях идти на второй срок, региональным воротилам омской политики стоит серьезно задуматься.
Наезды на областную команду пришлись как раз на середину очередной волны губернаторских отставок: между Юрченко и Боженовым.
К тому же активизация силовиков и проблемы Мостовика усилили наступательный эффект. Подобные совпадения едва ли возможны, а, значит, политические оппоненты Виктора Назарова обладают неплохой осведомленностью.
«Таврический гамбит» или «Новороссийский цугцванг»?
Безусловно, главной федеральной темой, обсуждаемой не только «в кулуарах», но и в курилках и на лавках, стал патриотический визит «вежливых людей» в Крым, который закончился появлением в России 84-го и 85-го регионов.
Эйфория первого месяца вместе с ура-патриотическими настроениями сменились тревожным ожиданием. На фоне сообщений СМИ и участившихся в интернете панических заявлениях об экономическом коллапсе, к которому нас подталкивает Таврида, уже появились слухи о том, что многомиллиардные вложения в Крым будут сформированы из российских пенсий и зарплат.
В связи с этим появляется все больше журналистов, подсчитывающих убытки, рассуждающих о грядущих колоссальных вложениях и осторожно намекающих на нецелесообразность крымской кампании. Вместе с тем, еще ни один экономист не удосужился посчитать, сколько стоило бы России отсутствие решимости и последовательности действий в черноморском вопросе.
Пожалуй, никто не будет отрицать, что конечная цель украинских праворадикалов - вступление в Евросоюз и НАТО.
Подобный ход, безусловно, устраивает европейский страны, которым бесплатно достаются масштабные продовольственные мощности и обнищавшая рабочая сила, способная заменить в сегменте низкооплачиваемых работ ставших для всех правых сил Европы ненавистными агрессивных мусульман и афроевропейцев.
Для НАТО - это контроль над Черным морем, всей южной частью России и Кавказом. Единственной преградой реализации подобного плана евро- и натоинтеграции Украины стал бы черноморский флот. Поэтому, с приходом к власти западенцев, дни российской базы были бы сочтены, несмотря на все имеющиеся договоры аренды.
Его денонсировали бы в любом случае.
А в западных СМИ началась бы кампания дискредитации бывшей империи, которая «хватается зубами» за чужую территорию, идя «против воли украинского народа».
Уместно вспомнить стартовые инициативы западника Ющенко, который первым же своим поручением запустил процедуру пересмотра договора о пребывании российского флота в Севастополе.
И тут снова встал бы вопрос о том, что нам делать с Крымом. Но, если сейчас «вежливые люди» зашли без сопротивления, то через год-другой нас встретили бы уже хорошо подготовленные и вооруженные полки национальной гвардии и американские наемники из частных военных компаний. Устраивать бойню с братским народом мы бы не стали, а значит, флот из Крыма ушел бы.
Убытки от потери севастопольской гавани подсчитать не сложно. Во-первых, пришлось бы фактически с нуля строить базу в Новороссийске.
И речь идет не только о модернизации доков. Сюда входит новое жилье для военнослужащих и техперсонала, и новые войсковые части и береговые линии защиты. К этому добавляется создание необходимой инфраструктуры и теплоэнергообъектов. Фактически, пришлось бы строить целый город.
Сколько это стоит? Не менее 10 миллиардов долларов, по самым скромным оценкам. Уж во всяком случае, многократно дороже, чем мост через Керченский пролив до Крыма.
Но это далеко не все. Многие критики нашей позиции по крымскому вопросу забывают, что на территории полуострова имеется большое количество радиолокационных станций, закрывающих все южное направление. Естественно, там обосновались бы специалисты НАТО. В этом случае России пришлось бы не только строить новые станции слежения, но и оборудовать систему защиты от бывших наших же РЛС - что называется, «нашим же салом...». Что обошлось бы еще в несколько миллиардов единиц американской волюты.
Но главной опасностью стал бы выход войск НАТО к нашим южным республикам. А как американцы умеют делать режим-чейнж на отдельно взятых территориях, мы знаем по множеству примеров - от Косово до Ливии. Так что крымский сценарий через пять-десять лет вполне мог быть реализован где-нибудь во Владикавказе, не говоря уже о гарантированной потере Приднестровья, Абхазии и Северной Осетии.
Дополняют общую картину затрат репутационные потери. Восстановить утраченное доверие наших партнеров, которые сопротивляются внедрению западных стандартов, уповая на помощь РФ, будет практически невозможно.
А прослыть слабым в современном мире хуже всего.
Естественно, всего этого Правительство России попыталось бы не допустить, увеличив военный бюджет и направив на эти цели любые ресурсы. Так что бюджетные траты на Крым - это «меньшее из зол», которое сэкономило гораздо большие расходы, которые нам принесла бы политика невмешательства.
Как бы то ни было, Крым теперь - часть Российской Федерации, а наша страна входит в более сложную и затратную игру, ставкой в которой являются восточные регионы Украины - земли, большая часть которых традиционно называлась Новороссийскими.
К сожалению, столь критикуемый западными СМИ и нашей родной «пятой колонной» «крымский сценарий» здесь уже не подойдет, а стало быть, для этой политической партии следует вырабатывать новый алгоритм достижения российских интересов.