СМИ об исследованиях

  |  14 апреля, 2014   |   Читать на сайте издания

http://newsko.ru: Восстание «аборигенов». Перемирие Подробнее: http://newsko.ru/articles/nk-1494353.html

На прошлой неделе были опубликованы два концептуальных текста, которые определят пермскую политику на ближайшие несколько месяцев. Своё видение будущего в интервью газете «Звезда» изложил новый руководитель администрации губернатора Алексей Фролов, а «медиа-барон» Кирилл Маркевич пооткровенничал в прямом эфире радио «Эхо Перми».
 
Эти сообщения очень похожи, их адресат — пермские элиты, недовольные командой «варягов». Их основной смысл: давайте забудем прошлое и начнём с чистого листа. Другими словами, прогубернаторский фронт «Фролов-Маркевич» предлагает пермским «аборигенам» заключить договор о ненападении, конкретное содержание которого остается за скобками. Особую значимость обоих текстов подчеркивает то обстоятельство, что для и для Фролова, и для Маркевича это первое политическое выступление в новом амплуа.
 
Для тех из читателей, кто не знаком с вышеназванными статьями, суммируем их основные мысли.
 
Итак, тезисы от главы администрации губернатора Алексея Фролова:
 
— у губернатора всё идёт по плану, цели поставлены, а задачи успешно решаются;
— существует новая важная задача — ликвидация в регионе политического конфликта, ведь теперь «оппозиции нет, а есть недопонимание» (приводится пример конструктивной работы с Дмитрием Скривановым);
— предполагается закручивание гаек, новая (консервативная) администрация губернатора прекращает вальсировать с либеральной общественностью, поэтому был закрыт «окуневский» политсовет и будет создан новый — на этот раз технический, при главе администрации губернатора, а эпоха «красных человечков» ушла в прошлое.
 
Самый неискренний кусок текста из интервью с главой администрации губернатора связан с ролью Виктора Вексельберга. Опытнейший аппаратчик Алексей Фролов утверждает: «В КЭС-Холдинге о моём переходе во власть узнали уже после того, как я написал соответствующее заявление». Причин не доверять Фролову у нас пока нет. Но нет и причин сомневаться в умении Вексельберга дрессировать топ-менеджмент, выстраивать стратегические отношения с властью и плести интриги. Поэтому ритуальное «с Вексельбергом советоваться не буду» может обмануть «Уралвагонзавод», но точно оскорбляет разум пермских элит, для которых этот текст был написан.
 
Уверен, что пермский политикум с уважением стал бы обсуждать некий «общественный договор с Вексельбергом», но вместо него элиты достаточно жёстко посылают, что однозначно приведёт к росту претензий и повлечёт за собой ещё большее «заманивание» в регион Ротенбергов, Сечина и Прохорова, что существенно ослабит влияние «Реновы».
 
Труднее примериться Кириллу Маркевичу. Ведь ему удалось не только превратить абсолютно лояльных власти политиков в некую альтернативу Басаргину, но и «накачать» им доверие. На мой взгляд, именно Маркевич делает из Скриванова нового губернатора. И что самое тревожное для губернатора — о том, что у Басаргина есть адекватная альтернатива, узнали не только в Перми, не только среди силовиков, но и в администрации президента РФ. По крайней мере, другой внятной причины объяснить, почему пермский губернатор второй раз подряд попал в «зону смерти» в рейтинге ФоРГО, не существует. К середине апреля 2014 года любому адекватному политику стало ясно, что чем больше «мочат» «Группу товарищей», тем большее раздражение это вызывает в Кремле.
 
Пермским элитам хорошо известно, что Маркевич мастер наживать врагов, но, увы, не знает, как заводить друзей. Может быть, поэтому, работая на разрушение, он не смог достаточно значимо поднять рейтинг губернатора. Понимая, что сейчас этот факт превращается в некую претензию, он правдив до циничности:
 
— медиа-холдинг «Урал-Информ» — бизнес-проект («Холдинг это средство зарабатывания денег»), поэтому он не работает на губернатора;
— «Сказать, что Виктор Фёдорович пришёл и помог, — нельзя»;
— борьба с оппозицией закончена («Те цели, ради которых предпринимались те действия, были достигнуты»);
— последнее, но не менее важное: Маркевич извиняется перед «Группой товарищей» в формате: мол, я политтехнолог, поэтому ничего личного — просто бизнес.
 
Из сказанного сделаем четыре вывода.
 
Первое. Благодаря Алексею Фролову базовые договорённости между губернатором и оппозицией достигнуты. По крайней мере, на какое-то время война прекращена. Об условиях договора общественность узнает позже.
 
Второе. Очевидно, что таинственная группа «челябинско-магнитогорских бизнесменов» закрепляет достигнутые результаты. Здесь сама собой напрашивается аналогия с нынешним крымским конфликтом: «Украина признаёт новый статус Крыма, а Россия ослабляет хватку». Короче, пока молчат пушки — самое время торговаться.
 
Третье. Союз Виктора Басаргина и Кирилла Маркевича — временное явление, завязанное на бизнес-интересы «варягов». Поэтому не будет ничего экстраординарного в том, что при определённых условиях, например, при столкновении прогосударственной позиции губернатора и частной позиции бизнеса, они могут оказаться по разные стороны баррикад.
 
Четвёртое. В РФ растёт конкуренция среди крупных экономических игроков. Свежий пример — банк «Россия» «неожиданно» заменит Альфа-банк в роли единой расчётной организации оптового энергорынка (2% ВВП России!). Возможно, именно с этим связано то, что Виктор Вексельберг стал делать первые, пусть и робкие шаги по минимизации административных и политических рисков в Пермском крае.