СМИ об исследованиях

  |  10 декабря, 2012   |   Читать на сайте издания

Сюжет недели: интервью премьера, прогнозы на протест и снова коррупция

Владимир Александров

К концу года политические эксперты представляют свои прогнозы развития страны – провластные делают выводы, что протестное движение в стране захлебнулось. Относительно независимые говорили об углублении политического кризиса. Дмитрий Медведев дал интервью, в котором ему задали острые вопросы, а премьер дал обтекаемые ответы. Коррупционные скандалы идут по накатанной дальше - правоохранительные органы в нерешительности кружат вокруг министров, выбивая показания из исполнителей.

Как и бывает в конце года все мало-мальски значимые политологические институты дают свои прогнозы развития политической системы страны на ближайшее будущее. И почти все говорят о неминуемых изменениях и необходимости подписания нового общественного договора между властью и народом. Об этом, в частности, речь идет в докладе Комитета гражданских инициатив (КГИ) экс-министра финансов Алексея Кудрина. Об этом же, по информации СМИ, будет говорить в своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин. А еще о коррупции и патриотизме.

Дмитрий Медведев дал весьма обтекаемое интервью, в котором отверг предположение, что в России началось время реакции.

Продолжается расследование деятельности чиновников Министерства обороны, которых подозревают в реализации коррупционных схем и нанесении ущерба на миллиарды рублей. Пока в СИЗО находятся лишь исполнители.

Запрос на общественный договор 

Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина опубликовал на прошлой неделе свой доклад о развитии политической системы страны. Разработчики документа констатируют, что, несмотря на начало в стране нового цикла политического развития России, который был выражен в виде уличного протеста как диалога с властью, общий язык общества и власти так и не найден.

При этом, члены комитета указывают, что риски системы растут: рокировка Дмитрия Медведева и Владимира Путина стала сигналом о "несменяемости власти", застое. Разочарование усугубилось нарушениями в ходе голосования 4 декабря 2011 года. Собственно, после выборов и начались протесты.

Еще одним системным риском в КГИ считают повсеместную коррупцию. А непопулярные реформы в сфере ЖКХ и образовании еще более создают у граждан ощущение ухудшения качества жизни.

Впрочем, по мнению КГИ, оппозиция столь же бесплодна в плане идей и систематической работы, хотя это скорее не их вина, а их беда. И ситуация в стране становится все более непредсказуемой - власть борется с протестными настроениями повышением социальных обязательств и противопоставлением "пассивного большинства общества его протестному меньшинству".

Комитет видит выход из положения в том, чтобы власть заключила с обществом новый "общественный договор". Для чего нужно покончить с противопоставлением большинства и меньшинства, усилить ротацию в элитах, отказаться от ужесточения регулирования гражданского общества, перестать использовать СМИ как средство лобовой пропаганды. 

Алексей Кудрин предлагает новый договор с властью

На прошлой же неделе свое видение судьбы протестов изложили и провластные политологи. Фонд развития гражданского общества под управлением Константина Костина, бывшего главы управления внутренней политики администрации президента, представил доклад "Новая протестная волна: мифы и реальность".

Эксперты говорят о предопределенности и социально-экономических корнях протестов. При этом они считают, что лидеры протестного движения так и не смогли понять, что же нужно гражданам, которые идут за ними, и не смогли предложить ясную и внятную политическую идею.

 

"Лидеры протеста не смогли уловить ожидания митингующих, понять истинную мотивацию их выхода на улицу; "рассерженные горожане" и креативный класс стремились заявить о себе как о новой политической силе, заставить власть считаться с собой и своими интересами, однако риторика лидеров протеста носила чуждый им характер, включая радикальные призывы к революции и свержению власти", - говорится в докладе.

Провластные политологи говорят о том, что протестная волна фактически выдохлась и оживления такого рода активности ждать не стоит. В чем коренным образом расходятся с КГИ.

Кремлевские эксперты приводят протесты в упадок

Однако и те и другие эксперты отмечают, что стране нужна какая-то новая консолидирующая идея, новый общественный договор. И, вероятно, не случайно, в СМИ появились "утечки" о содержании послания Федеральному собранию Владимира Путина – он собирается говорить со страной как раз о том, что, по его мнению, сможет объединить электорат – борьбе с коррупцией и патриотизме. А также о том самом общественном договоре, об идее которого говорят повсеместно все политические силы.

Обтекаемое интервью

Дмитрий Медведев на прошлой неделе дал интервью ведущим журналистам главных телеканалов страны и интернет-ТВ "Дождь".

Журналисты задали премьер-министру немало острых вопросов – один серьезнее другого, но все без толку. Медведев отвечал максимально осторожно, будто бы боялся наговорить лишнего. Лишь только про сотрудников Следственного комитета почему-то отозвался крайне резко и нелестно, в связи с обыском у кинорежиссера Павла Костомарова. (он снимает фильм про протесты оппозиции - "Срок"). 

Этим премьер возмутил "говорящую голову" СК Владимира Маркина. Он даже разместил на сайте комитета ответ, в котором выразил удивление такой дискредитацией правоохранительных органов. Впрочем, потом комментарий с сайта СК убрали.

Что же касается остальной политики, то тут Дмитрий Медведев был осторожен. В частности, он заявил, что ущемление прав и свобод с законами о митингах, НКО и клевете "на самом деле трендом не является". И заявил, что либерализация политической системы стране удалась.

Дмитрий Медведев отказался от репрессий

Отдельным пунктом шла борьба с коррупцией, которая на данный момент, похоже, становится главной государственной задачей. Медведев в очередной раз повторил, что нынешняя кампания – совпадение общественного запроса на "очищение власти", законодательства (принятого в пору его президентом) и политической воли.

 

"Я уверен, что то, что произошло, это начало многотрудной работы по искоренению коррупции в стране. Конечно, она не будет сводиться только к резонансным уголовным делам. Мы с вами понимаем, что есть бытовая коррупция, масштабы которой огромны. И в этом смысле она не менее страшна, чем коррупция среди чиновников", - заявил он.

Впрочем, министра обороны Анатолия Сердюкова, который что ни говори, стал лицом нынешней антикоррупционной кампании, премьер по-прежнему называет "эффективным министром".

Кампания продолжается

Между тем, расследования уголовных дел по фактам коррупции в Минобороны и министерстве сельского хозяйства, Роскосмосе и далее везде переходят от стадии громких заявлений и разоблачений в стадию рутины.

Работники СК, военной прокуратуры и МВД получают столь необходимые признательные показания от фигурантов дела и продолжают задержания. На прошлой неделе ключевой на данный момент фигурант дела "Оборонсервиса" Екатерина Сметанова (она была экспертом-оценщиком имущества МО) дала признательные показания по ряду эпизодов. Но главное она, наверное, еще не сказала – несмотря на признания Сметановой продлили арест до февраля.

Первые задержанные появились и по делу о коррупции в министерстве сельского хозяйства. В частности, сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России совместно с сотрудниками ГУ МВД России по ЦФО задержали на прошлой неделе двух подозреваемых в мошенничестве, связанном с попыткой хищения у ОАО "Росагролизинг" 150 млн рублей.

Кроме того, 6 декабря в рамках уголовного дела был проведен обыск в квартире бывшего замгендиректора "Росагролизинга" Леонида Новицкого. Он приходится братом Елене Скрынник – бывшей главе "Росагролизинга", а до мая 2012 года - министру сельского хозяйства.