СМИ об исследованиях

  |  07 декабря, 2012   |   Читать на сайте издания

Протестная волна спала и вышла из моды

07/12/2012

МОСКВА. /ИТАР-ТАСС/. Протестная волна, начатая массовыми акциями в Москве и Санкт-Петербурге, спала, так и не затронув регионы. Однако активность в социальных сетях и блогосфере, впервые ставшая инструментом мобилизации, может вновь стать частью политической жизни России к началу избирательного цикла 2016-2018 годов, причем не только в Москве, но и в масштабах всей страны. Таковы выводы доклада "Новая протестная волна: мифы и реальность", обнародованного сегодня Фондом развития гражданского общества. 

В документе, размещенном на официальном сайте фонда, содержится подробный анализ серии протестных акции, прошедших в период с 5 декабря 2011 года по 15 сентября 2012 года в Москве, Санкт-Петербурге и ряде городов других городов страны. 

Авторы доклада отмечают достаточно высокую численность участников акций по сравнению с другими мероприятиями несистемной оппозиции, зафиксированными за последние 10 лет. Что характерно, в этих акциях на начальном этапе приняли участие представители различных социальных групп, ранее игнорировавших подобного рода мероприятия. Это интеллигенция, "креативный класс", офисные работники, представители малого и среднего бизнеса. При этом в мобилизации участников и освещении мероприятий значительную роль играли "социальные медиа". 

В числе основных причин протестов авторы доклада называют "повышение политической активности, связанное с федеральными выборами", в частности, "неудовлетворенность результатами выборов" в Госдуму, а также "раздражение социально-экономическими проблемами, коррупцией". 

Кроме того, по мнению экспертов Фонда, в тот момент был немаловажен "фактор групповой солидарности, выраженный в возможности для обычного человека, недовольного положением дел, и, как следствие, властью, почувствовать себя частью большой, мощной, народной массы". 

Одним из следствии этого стало такое явление, как "мода на протест", считают авторы исследования. Это имело "значительный мобилизующий потенциал" для молодежной аудитории и представителей среднего возраста - активных пользователей интернета, что способствовало преобразованию социальных медиа и сетевых ресурсов в "мультипликаторы недовольства". 

К спаду протестной активности привели как объективные, так и "внутренние" причины, среди которых низкая результативность акций и разочарование в оппозиционных лидерах, риторика которых не отвечала настроениям участников акций. "Рассерженные горожане" и креативный класс стремились заявить о себе как о новой политической силе, заставить власть считаться с собой и своими интересами, однако риторика лидеров протеста носила чуждый им характер, включая радикальные призывы к революции и свержению власти", - говорится в докладе. 

В результате, как отмечают в Фонде, "модное явление "массовый гражданский протест" достаточно быстро перешло из категории "новинка сезона" в категорию "прошлогодняя коллекция". 

Кстати, доклад дополнен несколькими приложениями, иллюстрирующими выводы экспертов Фонда. Среди них - эссе "Право на моду и мода на право", автором которого выступил Антон Красовский - бывший глава избирательного штаба экс-кандидата на пост президента РФ Михаила Прохорова. 

Среди объективных причин спада протестной волны отмечается стабилизация ситуации после президентских выборов и "преодоление кризиса легитимности и доверия к власти". А также усталость от выборной тематики, устаревшей по окончании федерального избирательного цикла. Кроме того, отмечают в Фонде развития гражданского общества, реформа политической системы уже "создала предпосылки для перевода политической и общественной активности в легитимное поле". Не случайно прошедшие в январе-марте митинги в поддержку Владимира Путина существенно превосходили по численности уличные мероприятия оппозиции. 

"Основная часть митингующих, несмотря на весь внешний радикализм протестных акции, сохраняет веру в существующие политические институты и связывает надежду на позитивные изменения в своей жизни именно с ними, а не с "новой революцией", - уверены авторы исследования. 

По оценке экспертов фонда, актив "политических протестов" составляет сейчас не более 5 тыс человек в Москве. Вместе с тем, предупреждают авторы доклада, "проблемные мотиваторы протестов сохраняются". И снижение общего интереса к протестам связано лишь с неприятием их текущего формата, когда в отсутствие ярких лидеров повестку протестные мероприятия радикализуются и все чаще приобретают "партийный характер". 

Представляет интерес исследование партийных пристрастий участников митингов. Согласно опросу ВЦИОМ, на митинге 24 декабря, большинство респондентов - 60 проц - на выборах в Госдуму в декабре 2011 года отдали свои голоса за системные политические партии. Тем не менее, те, кому близки либеральные и демократические взгляды, в сентябре по-прежнему составляли большинство - в общей сложности более 50 проц. 

Впрочем, как утверждают авторы доклада, исследование, проведенное в фокус-группах, показало, что фигура президента РФ Владимира Путина "воспринимается в данный момент многими как консолидирующая - в силу отсутствия вызывающих доверие альтернативных лидеров федерального масштаба". 

Более того, как выяснилось, более половины участников исследования на президентских выборах 2012 года голосовали за Путина. "Следствием этого является невосприимчивость участников исследования к транслируемым лидерами оппозиции политическим лозунгам, направленным против В.В.Путина, на радикальное изменение политической системы. Призывы в духе "Россия без Путина" представляются респондентам бессмысленными и бесперспективными", - констатируют авторы доклада. 

Массовые митинги, которые зимой 2011-12 годов являлись доминирующей темой в федеральном информационном пространстве, на сегодняшний день отошли в сообщениях СМИ и блогосфере на второй план. Между тем, как отмечают авторы доклада, в ходе проведения протестных акций социальные сети и блогосфера впервые в России стали инструментами массовой мобилизации людей, во многом обеспечив выход на улицы "креативного класса", ранее не замеченного на митингах. "Есть основания предполагать, что после масштабного тестирования на практике инструментов политической мобилизации и агитации в социальных сетях, этот инструментарии уже стал неотъемлемой частью политической и политтехнологической жизни России. К началу избирательного цикла 2016-18 годов его значение может стать существенным не только в Москве, но и в масштабах всей страны", - предупреждают эксперты фонда.