СМИ об исследованиях

  |  05 декабря, 2012   |   Читать на сайте издания

Протесты оппозиции мобилизовали сторонников Путина, считает Костин

Год назад прошли выборы депутатов в Государственную Думу, итоги которых вызвали волну уличной активности. Бывший руководитель управления внутренней политики Администрации Президента РФ, ныне руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин подвёл некоторые итоги протестной активности 2012 года в интервью издания Gazeta.ru.
В частности, вспоминая декабрьские митинги, Константин Костин сказал в интервью: «По моим ощущениям, никакого особого драматизма не было. Я пристально следил за происходящим, общался с коллегами, делал доклады руководству. Мое мнение изначально было таким: это история столичная, а не общероссийская, и к ней так и надо относиться. У протестующих, к сожалению, не было представителей. Те, кто были на сцене и объявили себя лидерами протеста, говорили с трибуны много, о разном, но не о том, что было бы созвучно с мотивами людей, которые тогда пришли на митинг. Со сцены звучали обычные политические скороговорки, а перед сценой, на площади люди говорили о другом. Фонд развития гражданского общества подготовил большое исследование по протестным акциям конца 2011 года — первой половины 2012-го, мы изучаем в том числе разницу между тем, что говорилось со сцены, и тем, что звучало внутри. Кто представляет протестующих? Немцов? Навальный? Касьянов? Гудков? Быков? Акунин? Кто субъект переговоров? Кто может донести их требования до власти, а не свои собственные? Я думаю, недовольство выборами было лишь предлогом, скорее даже поводом. Недовольство общее назревало в Москве. Не факт, что все пришедшие на митинг участвовали в выборах, но многие из них не увидели в выбранных людях своих представителей, интуитивно осознали, что результат их не устраивает. Не увидели среди избранных депутатов Госдумы своих политиков. Хотя у них есть свои врачи, свои турагенты, у многих даже свои юристы. А вот политика своего нет. Недовольство было в том, что этот образованный класс — я бы назвал его протосредним классом, осознал, что его интересы никто не представляет. И выборы стали поводом заявить: «Мы есть, с нами надо считаться». Хотя это формально звучало в адрес власти, но в то же время этот призыв был обращен и к лидерам оппозиции, которые не смогли или не захотели увидеть в этом протосреднем классе свою электоральную базу».

Константин Костин считает, что «вожди оппозиции» пытались использовать протест в своих корыстных целях. «Это нормально, любой политик априори корыстен — он зарабатывает себе политические очки. Но со сцены звучала антипутинская риторика и призывы к революции, а люди не хотели революции. Это недовольство было про другое. Люди хотели сказать, что они есть, с ними нужно считаться, а их никто не представляет и они с этим не согласны. Но свергать власть большинство протестующих не хотели и не собирались. Большинство протестующих вполне комфортно чувствуют себя в существующей политико-социальной модели. У них есть работа, налаженный быт, если бы не одно «но»: они не видят своих представителей во власти. Им вовсе не надо, чтобы была революция, закрылись банки, офисы, кафе, Парк Горького… Оппозиция же не смогла во время выборов дать людям этих самых представителей, найти кандидатов, договориться с другими партиями… Тот же Навальный призывал голосовать за кого угодно, кроме «Единой России», но не вел никаких переговоров с какими-либо партиями, хотя возможные площадки осенью были. Да, результат выборов не устроил многих участников митинга, и проще было объявить их нечестными, чем винить в ошибках себя», - считает К.Костин.

«Профессиональные «протестанты», которые ходят на все эти «ритуальные» акции по 31 числам, оказались в абсолютном меньшинстве. Я уже говорил, что фонд готовит исследование протестной активности, так вот, наша гипотеза состоит в том, что лидеры протеста преувеличили революционную пассионарность собравшихся и даже не попытались понять их мотивацию и ожидания. Вообще две недели с 10 по 24 декабря я ждал, найдется ли среди вождей оппозиции тот, кто поймет, что надо делать, и начнет диалог с протестующими, вместо того чтобы навязывать им свою дежурную риторику, свои традиционные мантры. В итоге стало понятно, что этого ждать не стоит. Лично мне стало очевидно — протестная волна пойдет на спад. Собственно, это я и сказал на встрече с главными редакторами в «Интерфаксе» минувшей зимой», - сказал руководитель Фонда развития гражданского общества К.Костин.

В своем интервью политолог перечислил несколько «роковых» ошибок «белоленточного» движения: «Во-первых, 5 декабря ни в коем случае нельзя было действовать в логике «оранжевого сценария» и провоцировать столкновений с полицией… А вот числа 10-го уже надо было начать диалог с людьми, пришедшими на Болотную площадь, чтобы понять — чего они хотят, почему они вышли и чего ожидают. Нельзя в одночасье стать любимым всеми политиком федерального масштаба, надо с чего-то начинать. Надо было использовать все предоставленные возможности и участвовать во всех демократических процедурах, показывать, кто ты есть, что за тобой стоят люди и поэтому с тобой надо считаться. Нельзя стать политической силой, не участвуя в выборах. Демократия — это ведь система «один человек = один голос», надо бороться за голоса, иначе останетесь лишь фактором общественной, но не политической жизни. Вместо этого речь пошла об «оранжевом сценарии», и протесты мобилизовали не только противников Путина, но и его сторонников, которых несоизмеримо больше. Оппозиции следует понять, что нельзя врать и изворачиваться. Говорить, что со своими, рукопожатными, мы принципиальные и хорошие, а в борьбе с властью все средства подходят. Тогда возникает ощущение, что и все остальное — фальшь. Борьба с коррупцией, пока их не допустили до распределения бюджета. Защита прав — только тех, кто вместе с нами. Свобода слова — только для тех журналистов, которые нас любят и хвалят. Надо быть честными. Иначе откуда возникнут моральные основания, что бы претендовать на власть? – считает руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин.

Напомним, что Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) был создан 4 июня 2012 года. Это исследовательская организация, изучающая региональную политику, рынок политтехнологий и новые медиа. Фонд реализует самостоятельные научные и исследовательские проекты, выступает грантодателем для других общественных, научных и исследовательских организаций, которые ведут разработки по тематике фонда. За это время ФоРГО подготовил несколько ключевых докладов: "Рунет сегодня: исследование российского интернета", «Выборы по новым правилам: интриги и прогнозы электорального цикла 2012 года», «Современный Путин. Вызовы и ожидания нового президентства», «Выборы по новым правилам: итоги»