СМИ об исследованиях

  |  06 декабря, 2012   |   Читать на сайте издания

Протестная волна спала и вышла из моды, утверждают эксперты Фонда развития гражданского общества

МОСКВА, 6 декабря. /ИТАР-ТАСС/. Протестная волна, начатая массовыми акциями в Москве и Санкт-Петербурге, спала, так и не затронув регионы. Однако активность в социальных сетях и блогосфере, впервые ставшая инструментом мобилизации, может вновь стать частью политической жизни России к началу избирательного цикла 2016-2018 годов, причем не только в Москве, но и в масштабах всей страны. Таковы выводы доклада "Новая протестная волна: мифы и реальность", обнародованного сегодня Фондом развития гражданского общества.
В документе, презентация и обсуждение которого состоялось сегодня в Москве, содержится подробный анализ серии протестных акции
?
, прошедших в период с 5 декабря 2011 года по 15 сентября 2012 года в Москве, Санкт-Петербурге и ряде городов других городов.
Авторы доклада отмечают достаточно высокую численность участников акций по сравнению с другими мероприятиями несистемнои
? оппозиции, зафиксированными за последние 10 лет. Что характерно, в этих акциях на начальном этапе приняли участие представители различных социальных групп, ранее игнорировавших подобного рода мероприятия. Это интеллигенция, "креативныи?
класс", офисные работники, представители малого и среднего бизнеса.
При этом в мобилизации участников и освещении мероприятий значительную роль играли "социальные медиа". "Есть основания предполагать, что после масштабного тестирования на практике инструментов политическои
? мобилизации и агитации в социальных сетях, этот инструментарии? уже стал неотъемлемои? частью политическои? и политтехнологическои? жизни России. К началу избирательного цикла 2016-18 годов его значение может стать существенным не только в Москве, но и в масштабах всеи?
страны", - предупреждают эксперты Фонда.
Между тем член Общественной палаты РФ, главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев в ходе обсуждения доклада отметил и роль традиционных СМИ в формировании протеста. Некоторые из них, по его мнению, "вместо журналистики занялись пропагандой". "Пять упоминаний в час о митинге - это журналистка или пропаганда?", - задал он риторический вопрос, анализируя то, как освещала протестный митинг одна из радиостанций.
В числе основных причин протестов авторы доклада называют "повышение политическои
?
активности, связанное с федеральными выборами", в частности, "неудовлетворенность результатами выборов" в Госдуму, а также "раздражение социально-экономическими проблемами, коррупцией". При этом в документе отмечается, что, несмотря на снижение протестной активности, "проблемные мотиваторы протестов сохраняются".
С такой оценкой согласен глава Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. "Не стоит отождествлять протест с запросом на изменения, революция 1905 года заглохла, а через 10 лет выплеснулась", - напомнил он. "Мы живем немножко на вулкане, социальный протест рассеян по стране, - заявил, в свою очередь, политолог Леонид Поляков. - Мы рисковали войти в зону серьезной дестабилизации, слава Богу, так сложилось, что городской "белоленточный" протест блокировал революционный взрыв". А вот телеведущий, член президентского Совета по правам человека Максим Шевченко полагает, что протест был лишь "движением московских интеллигентов, вообразивших себя новыми европейцами". Да и "протестовали они так, чтобы отрезать от протеста большинство", полагает он.
В докладе говорится, что снижение общего интереса к протестам связано с неприятием их текущего формата, когда в отсутствии ярких лидеров протестные мероприятия радикализуются и все чаще приобретают "партийный характер". Кроме того, уходит "мода на протест", которая была "мощным мобилизующим фактором". В результате, как отмечают в Фонде, "модное явление "массовыи
? гражданскии? протест" достаточно быстро перешло из категории "новинка сезона" в категорию "прошлогодняя коллекция". К спаду протестной активности привели как объективные, так и "внутренние" причины, среди которых низкая результативность акций и разочарование в оппозиционных лидерах, риторика которых не отвечала настроениям участников акций. По оценке экспертов Фонда, актив "политических протестов" составляет сейчас не более 5 тыс человек в Москве.
Участники дискуссии в целом согласились, что интерес к участию в протестных акциях снижается. Лишь депутат Госдумы от "Справедливой России" Илья Пономарев утверждает, что "6 мая начался новый виток", и "хотя есть разочарование спустя год", активисты протеста "приобрели опыт и свое "ядро". Между тем сам Пономарев сегодня на презентацию доклада пришел без традиционной белой ленты.
В то же время политологи считают, что за минувший год сами по себе митинги в глазах общественного мнения стали "легитимной формой борьбы". Такого мнения придерживаются Михаил Дмитриев и глава ВЦИОМ Валерий Федоров. "Еще год назад считалось, что в митингах участвуют лишь "фрики и маргиналы", - заметил Федоров. При этом, он убежден, что "новую волну протестов может вызвать только сама власть". "Попытки разбудить народ без предоставленного властью повода успеха иметь не будут", - полагает руководитель ВЦИОМ. --0--бк/вт