http://www.ugrainform.ru: Губернатор Югры Наталья Комарова: Наша общая задача – слушать и слышать людей
Глава региона представила отчет депутатам на очередном заседании Думы Югры. В ходе выступления Наталья Комарова озвучила основные итоги социально-экономического развития автономного округа в 2013 году и обозначила приоритетные направления для дальнейшей работы.
Приводим текст выступления губернатора:
- Добрый день, уважаемые депутаты, уважаемые жители Югры!
Стало традицией, чтобы ежегодный отчет Губернатора подводил итог широкой общественной дискуссии. В течение предыдущих месяцев прошло публичное обсуждение результатов работы органов власти за 2013 год. Были высказаны дельные предложения – от развития индустриальных парков до сокращения бумажной отчётности учителей, поставлены серьезные вопросы. Кстати, в разных формах их поступило 63. Практика публичной отчетности сформировалась. А учитывая то, что со следующего года она станет обязательной, её итоги будут включены в стандарт отчета о деятельности Правительства.
Мнение людей важнейшая оценка и компас для всех управленческих решений. Это объясняет внимание к федеральным рейтингам, полностью или преимущественно основанных на социологических исследованиях. В частности, рейтинга социального самочувствия регионов России, рассчитываемого Фондом развития гражданского общества. Югра входит в группу регионов с высоким рейтингом. Наша дальнейшая работа также будет строиться на реализации ожиданий людей.
Такие замеры мы проводим и самостоятельно. Они показывают, что оценка уровня жизни югорчан в 2013 году по отношению к 2012 году выросла. Это общая картина, которая в тоже время разнится от муниципалитета к муниципалитету, от той или иной сферы деятельности. Детальные данные у нас имеются, к некоторым из них я буду обращаться по ходу отчета. Отмечу, что работа глав муниципальных образований и глав администраций будет оцениваться в том числе с учетом этих данных.
Теперь о ключевых макроэкономических показателях. Объем валового регионального продукта увеличился на 0,12%, оборот розничной торговли на 5,8%. Несмотря на снижение объемов нефтедобычи, наблюдается приостановление спада промышленного производства. Если в 2012 году его индекс составил 97,9%, то в 2013 году 99,2%. Налицо незначительное сжатие, но с учетом нефтяной составляющей нашей экономики, это прогнозируемо. По итогам 2013 года в сводном индексе социально-экономического развития Минрегиона России Югра заняла 4 место среди субъектов Российской Федерации.
Уровень зарегистрированной безработицы в Югре в 2,4 раза ниже среднего по стране. Номинальная заработная плата югорчан в 2013 году увеличилась на 7,5%. Более 60% рабочих мест относятся к числу высокопроизводительных. По уровню создания новых высокопроизводительных рабочих мест наш регион занял 4 место в стране. Это совпадает с критериями, заданными майскими Указами Президента России.
При этом опережающий рост заработной платы наблюдался в бюджетной сфере. Темпы прироста варьировались от 12,1% для врачей до 49,4% для педагогических работников дошкольных учреждений. В целом на повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы было израсходовано почти 10,5 миллиардов рублей. По уровню средней заработной платы в бюджетной сфере Югра, по данным Росстата, вошла в первую пятерку регионов, опережая среднероссийский показатель в 1,8 раз. В целом по экономике доходы югорчан приближаются к доходам жителей 34 наиболее развитых стран мира, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. В них чистый доход домохозяйства за год после уплаты налогов составляет около 23 тысяч долларов США, в Югре – по оценкам Департамента экономического развития автономного округа чуть выше 20 тысяч долларов США.
Концентрация бюджетных расходов на росте благосостояния наложила отпечаток и на параметры бюджета. Несколько слов об этом. Доходы консолидированного бюджета составили 193 миллиарда 800 миллионов рублей. Общий дефицит - 36 миллиардов 700 миллионов рублей. Все социальные обязательства выполнены в полном объеме. Новая бюджетная конфигурация потребовала увеличения потолка регионального долга до 12 миллиардов 597 миллионов рублей. Был получен кредит на 12 миллиардов 350 миллионов рублей.
На гребне заимствований в 2016 году предельное отношение долга Югры к нашему валовому региональному продукту не будет превышать 2,3%. Счетная палата Российской Федерации внесла Югру в список территорий с относительно высокой обеспеченностью финансовыми ресурсами для реализации президентских указов. Наш долг по итогам прошлого года формируется на конкурентных условиях. Так в 2013 году мы привлекли кредитные средства в среднем под 7,96% годовых.
Привлеченные для развития средства должны придать новый импульс экономике и социальной сфере Югры. Для максимальной отдачи мы повысили эффективность бюджетных вложений и перешли на программно-целевой метод бюджетного планирования. В 2012 году такому принципу отвечало 32% расходов бюджета, в 2013 – 95%. Одновременно, мы делаем ставку на частный капитал. Если пять лет назад доля бюджетных средств в объеме инвестиций находилась на уровне 7,4%, то в прошлом году она сократилась до 4,7%. При этом инвестиции в основной капитал по сравнению с 2012 годом выросли с 671 до 720 миллиардов рублей. Мы идем с опережением исполнения соответствующего Указа Президента в части объемов привлеченных инвестиций, досрочно приблизившись к целевому показателю 2018 года.
Уважаемые коллеги!
Инвестиции всегда обеспечивали нормальный кровоток экономики. Потребность в них тем более остра, когда экономика, в силу общемировых тенденций, ослаблена. Эти процессы развивались на международных рынках в 2013 году, усилились в начале текущего и достигли своего пика сейчас. Во многом, их последствия сказались на довольно сдержанном росте нашей экономики в прошлом году. Это значит, что от нас требуется и в дальнейшем повышать эффективность работы, повсеместно вести конкурентную борьбу за инвесторов, локализовывать и «прописывать» в Югре инновации, умные технологии и светлые головы. Моноэкономическая модель – уязвима, нам нужны диверсификация и расширение рынков сбыта. Над этим мы работали в прошлом году в нескольких направлениях.
Во-первых, создавая комфортную атмосферу для бизнеса. В Югре завершено внедрение Стандарта деятельности исполнительных органов власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, реализуются «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы. К примеру, срок получения разрешения на строительство сокращен с 20 процедур и 245 дней до 9 процедур и 172 дней. В декабрьском обращении я предложила увязать реализацию каждого крупного инвестиционного проекта с персональной ответственностью конкретного должностного лица. Такой перечень подготовлен, в нём 35 стратегических проектов, бюджетный эффект от реализации которых уже в этом году должен превысить 3 миллиарда рублей. За каждым объектом закреплены кураторы из числа заместителей Губернатора. Считаю, что можно сделать и следующий шаг, и обязать каждого куратора публично отчитываться о ходе реализации проектов перед депутатами Думы Югры, общественными организациями, всеми заинтересованными югорчанами. Рассчитываю, что такая система расширит команду югорчан, задействованную в работе над каждым из проектов.
Во-вторых, наращивая энергетический ресурс, способный питать новые производства и экономический рост. Выработка электрической энергии в Югре за 2013 год выросла почти на 4%. Потребность в ней будет нарастать. Для ее удовлетворения в прошлом году были введены в эксплуатацию 2 энергоблока Няганской ГРЭС, модернизирован последний, остававшийся энергодефицитным, Когалымский энергорайон.
В-третьих, мы системно поддерживаем малый бизнес, в котором кристаллизуются инновации и новая бизнес-культура. Обороты малых предприятий превысили 396 миллиардов рублей, их доля в объеме валового регионального продукта вплотную приблизилась к 15%. По статистике, открытие своего дела служит хорошим карьерным трамплином для молодых людей и выпускников вузов – на них приходится свыше 60% от вновь созданных малых предприятий.
В-четвертых, мы сосредоточились на качественной модернизации инфраструктуры. В особенности транспортной, от которой зависят как бизнес, так и население. Объем бюджетных средств, направляемых на строительство, реконструкцию и текущее содержание дорог, за последние три года вырос и составил в 2013 году 15 миллиардов 100 миллионов рублей. За прошлый год три населенных пункта автономного округа получили круглогодичный доступ к дорожной сети. Построены дороги: участок Андра – Верхнеказымский – Сосновка на автомобильной дороге Югорск – Советский – Верхнеказымский - Надым, участок Мортка – Тынкуль на автомобильной дороге Тюмень – Междуреченский, подъезды к деревне Ушья, селу Тундрино, поселку Высокий Мыс. Открыто движение на участке «Ивдель – граница Югры», строительные работы на нем продолжаются. Эта дорога укрепит наши экономические и промышленные связи со Свердловской областью, что крайне важно, прежде всего, для строительного комплекса.
Отмечу, что Югра по удельному весу автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием занимает 2 место среди регионов Уральского федерального округа и 15 место в Российской Федерации. При этом, к сожалению, удовлетворенность населения качеством дорог остается низкой – около 47%. Денег выделяем все больше, а вот строим и эксплуатируем зачастую – безответственно. Особенно это заметно по крупным городам, где поездка даже по центральным улицам порою превращается в лунную экспедицию - кругом ямы, а ответственные за них, такое ощущение, что живут на другой планете. Считаю, что назрела необходимость усилить ответственность дорожных строителей за результаты их труда. Во-первых, делать это мы будем через повсеместное внедрение контрактов жизненного цикла, когда один и тот же подрядчик занимается не только проектированием и строительством, но и обслуживаем дорог на протяжении длительного времени. Строители ответственней подойдут к качеству работ. Так как любые недоделки и просчеты придется устранять за свой счет. Во-вторых, необходимо повысить планку гарантийного срока для всех новых дорожных контрактов и объектов. Ранее для верхнего дорожного покрытия гарантия устанавливалась минимально предусмотренная – 4 года. Необходимо изменить эту практику минимума ответственности подрядчика и расширить гарантию на период межремонтной эксплуатации до 8 лет. Названные инструменты должны начать применяться уже в этом году. При этом еще раз акцентирую внимание местных властей. Следить за состоянием муниципальных дорог, подрядчиками, сигналами от граждан, выстраивать дорожные приоритеты – ваша прямая работа, забота и ответственность.
Вместе с дорожным строительством, необходимо развивать системы связи. В 2013 году был запущен пилотный проект по обеспечению доступа в Интернет через спутник и вай-фай сеть на территории семи труднодоступных поселений, преимущественно в Березовском районе. Пока оборудование тестируется, скорость доступа в сеть ограничена. С переводом в промышленную эксплуатацию она достигнет 2-4 мегабит в секунду на одну точку доступа. При подтверждении, что пилотный проект реализован успешно, аналогичную технологию планируется применить еще в полусотне труднодоступных населенных пунктов. Планы должны быть выполнены в таком объеме и качестве, чтобы онлайн-трансляцию, например, моего следующего отчета дома и в Центрах общественного доступа смогли увидеть жители всех входящих в проект поселков.
Еще один инфраструктурный шаг вперед для Березовского района был связан с переводом на централизованное электроснабжение трех населенных пунктов – Березова, Игрима, Светлого. В ближайшие месяцы планируется завершить перевод Ванзетура и Шайтанки. Развитию этой территории мы уделяли и продолжим уделять пристальное внимание. Березовский район – традиционно отстающий по уровню социально-экономического развития, антилидер рейтингов социального самочувствия. В частности, по удовлетворенности людей качеством электроснабжения он занимал последнее место среди всех муниципальных образований. Рассчитываю, что комплексные меры позволят переломить эту тенденцию. Мнение людей по итогам 2014 года изменится, и мы зафиксируем позитивные подвижки общественного настроения.
Такие прагматичные изменения к лучшему заметны в жизни югорских коренных малочисленных народов. За последние пять лет естественный прирост народов ханты и манси вырос вдвое. Притом основная прибавка пришлась на 2013 год. В течение 2013 года на 22% увеличилось количество семей, ведущих традиционное хозяйство. Культурные основы такого образа жизни мы решили поддерживать на научном уровне – для этого в сентябре 2013 года на базе Югорского университета заработал Институт народов Севера. Культура и традиции народов ханты, манси, ненцев – душа Югры. В связи с этим еще раз подчеркну, что приоритет интересов коренных народов должен быть для нас определяющим и в дальнейшем.
Теперь еще об одном главном для нас. О базисе югорской экономики – топливно-энергетическом комплексе. По итогам прошлого года в автономном округе добыли 255 миллионов тонн нефти, это на 1,9% ниже уровня 2012-го. Снижение добычи – процесс объективный, с известной, описанной в сценариях развития отрасли динамикой. В сравнении с прошлыми двумя годами, когда эту динамику удалось стабилизировать на уровне 3 миллионов падения добычи нефти в год, добыча по итогам 2013 года, по данным «Научно-аналитического центра рационального недропользования им. Шпильмана», уменьшилась на 4,9 миллионов тонн. Но долгосрочно, фактор снижения 2013 года – позитивный для Югры, так как связан с переключением значительного объема инвестиций компаний в новые стратегические проекты. По сути, это наш текущий аванс долгосрочному развитию нефтяной промышленности в Югре.
Чтобы оперативно вовлечь в хозяйственный оборот перспективные участки месторождений, утверждены «дорожные карты». В несколько раз будут сокращены сроки оформления разрешительных документов, тем самым ускорится начало обустройства объектов нефтедобычи. В ближайшие два года эти меры обеспечат суммарную добычу 9,5 миллионов тонн нефти, реализацию совместного пилотного проекта компании «Роснефть» и Эксон Мобил по разработке технологий добычи трудноизвлекаемых запасов, ускорят ввод в эксплуатацию двух крупных месторождений – Имилорского и Шпильмана.
В прошлом году в Федеральное агентство по недропользованию направлены предложения по включению в Программу лицензирования 89 участков недр для предоставления через аукционы и на бесконкурской основе. Из них 28 участков с ресурсами 380,5 миллионов тонн передано недропользователям в 2013 году. Мы и в дальнейшем будем содействовать нефтяным компаниям в работе по стабилизации объемов добычи нефти. Наше совместное видение ситуации изложено в Стратегии 20-30. Перечислю ключевые аспекты: применение методов интенсификации нефтедобычи, широкое использование успешно апробированных в округе методов увеличения нефтеотдачи, вовлечение в разработку трудноизвлекаемых запасов, в том числе из баженовской свиты.
Бажен – дело не завтрашнего, а уже сегодняшнего дня. Например, «Сургутнефтегаз» в 2013 году увеличил добычу такой нефти по сравнению с 2012 годом почти на 60%. Интерес к этим залежам есть и у других компаний. Так, «Газпромнефть» и «Шэлл» создали в 2013 году совместное предприятие «Ханты-Мансийский нефтегазовый союз» для разведки и разработки перспективных зон баженовской свиты в округе. Принято решение о предоставлении в пользование организации трех участков для геологического изучения. Еще три участка для этих же целей получила компания «Тоталь Разведка Разработка Тимано-Печора». При этом подчеркну – налоговые стимулы для разработки трудноизвлекаемых запасов, над продвижением которых мы работали вместе, не должны остаться полумерами. На сегодняшний день из наших 10 миллиардов тонн геологических ресурсов трудноизвлекаемой нефти под предусмотренные для применение нулевой ставки НДПИ критерии, по оценкам, попадают чуть более полумиллиарда тонн. Эти ограничения необходимо пересмотреть. Наша позиция известна отраслевому министерству. Пользуясь случаем, обращаюсь за соответствующей поддержкой к депутатам Госудасртвенной Думы и членам Совета Федерации от автономного округа.
Уходя за новые горизонты нефтедобычи, Югра не должна забывать о так называемом «экологическом следе», который сопровождает развитие топливно-энергетической промышленности. К сожалению, он пропитан нефтешламом, химией, вредными парами. Весь прошлый год прошел под знаком Года охраны окружающей среды. Особое внимание уделялось качеству окружающей среды вокруг и внутри населенных пунктов. Их обеспеченность полигонами твердых бытовых отходов была доведена до 43%. Начато строительство и реконструкция 13 объектов водоснабжения и водоотведения, завершено строительство трёх. В том числе долгожданной станции очистки воды в Нягани. Как говорят жители Нягани, разница заметна с первого взгляда без всяких лабораторий – и по цвету, и по запаху воды, по ощущениям от её использования. В результате доля югорчан, обеспеченных качественной питьевой водой, выросла с 69 до 77,5%. В течение 2013 года был потушен каждый пятый нефтяной факел, уровень использования попутного нефтяного газа составил 91,4%.
Заботясь об окружающей среде, мы думаем о будущем, в том числе о завтрашнем дне тех югорчан, которые рождаются сегодня. Их с каждым годом все больше – выше и наша ответственность. В 2013 году на свет появились 27 тысяч 876 младенцев. А за последние три года – свыше 81 тысячи маленьких югорчан – это город размером больше чем Когалым, чуть поменьше, чем Ханты-Мансийск. Я поздравляю вас, у нас на карте появилось еще одно муниципальное образование!
Домочадцев становится больше, поэтому и жилье у нас должно быть просторнее. Прошлый год Правительство Югры продолжало держать строительный рынок в фокусе внимания. Введено в эксплуатацию свыше 1 миллиона 44 тысяч квадратных метров жилья. Это несколько больше, чем в 2012 году, и почти в два раза превышает уровень достигнутый три года назад. Строительная индустрия Югры набирает обороты. В прошлом году в пересчете на одного югорчанина мы строили жилья почти на 40% больше, чем в среднем по России. Скорость важна, но для потребителя имеют значение цена и качество предлагаемой квартиры.
С этим наш строительный рынок зачастую не справляется. Денег берут как за дворцы Саддама, а предлагают нередко каморки Папы Карло. Тем не менее, ценовая ситуация на жилищном рынке стабилизируется. В среднем по округу цена квадратного метра на первичном рынке немного, но снизилась, на вторичном – выросла, но в пределах инфляции. Принцип «по миллиону квадратных метров в год» сбивает нездоровый ажиотаж, который мы наблюдали в 2012 году. Считаю необходимым поблагодарить строителей, инвесторов, руководителей муниципальных образований за взятие этой планки по вводу жилья, предлагаю расширить участие в этом проекте.
Кроме того, на доступность жилья работают ипотечные программы. Наш округ второй в России по показателю «количество и объем ипотечных кредитов на душу населения», 60% кредитов предоставляются на льготных для граждан условиях с подключением механизмов государственной поддержки. В этом вопросе мы также идем с опережением плана, сформированного в соответствии с майскими Указами Президента - выдали почти 16,5 тысяч ипотечных кредитов вместо изначально запланированных 14 тысяч.
Любая семья думает не только о квадратных метрах, но и о собственном очаге, полноценном доме. Это стремление югорчан отражает статистика. В прошлом году в округе опережающими темпами росло индивидуальное жилищное строительство. По сравнению с 2012 годом оно выросло на 18%. При этом, около 40% земель, переданных под индивидуальное жилищное строительство, выделено многодетным семьям в соответствии с известным Указом Президента России. Очевидно, что для таких семей и для югорчан со средними доходами в целом одно дело – получить землю, и совсем другое – построить на ней дом. Это недёшево, сложно, хлопотно. Во всем мире решением являются типовые проекты быстровозводимых каркасных домов, выполненных из экологически чистой и высококачественной древесины. Такой, которой богата Югра. Нацеливаю профильный департамент и предприятия лесопереработки – создать и приступить к производству нескольких типов проектов «народных» домов, цена на квадратный метр в которых с учетом доставки и монтажа не будет превышать 30 тысяч рублей. Речь идет именно об индивидуальных домах. Они должны быть современными, качественными, энергоэффективными.
Вы знаете, что не так давно произошла трагедия – при обрушении на стройке погибли люди. Я дала поручение провести сплошную проверку качества возведения высотных объектов. Результаты этой проверки должны быть публичными, так же, как и возможность оценки качества всего возводимого жилья. Сегодня зачастую покупателям подсовывают «кота в мешке» - говорят, жилье бизнес-класса, а на деле - сантехника времен перестройки, шумные лифты, плохая вентиляция, отсутствие парковочных мест во дворе. Считаю необходимым сформировать единую классификацию строящихся домов. Жилье «эконом», «комфорт» и «бизнес» класса должно соответствовать набору требований к инженерной начинке, определенному диапазону планировочных решений и качеству исполнения. Департамент строительства уже получил поручение совместно с Союзом строителей Югры с опорой на лучший мировой опыт выработать такие критерии для строителей и памятки для потребителей. На выходе – еще на этапе строительства, исходя из присвоенного ранга, покупатель будет понимать, какое жилье ему предложено. Это, на мой взгляд, должно сказаться на усиление конкуренции, что, в свою очередь, рассчитываю, приведет к повышению качества строительства и инженерных решений.
Для нас важно мнение экспертов, но оценка граждан еще важнее. Социологические опросы говорят, что в 2013 году из пяти главных проблем, беспокоивших югорчан с большим отрывом – две, связанные с качеством жилищно-коммунальных услуг и их оплатой. При этом сами югорчане не давали поводов для такого отношения, демонстрируя хорошую платежную дисциплину. В этих условиях Правительство Югры жестко следило за ограничением роста коммунальных тарифов. По Югре в среднегодовом исчислении рост платежей за коммунальные услуги ограничился 4,3%, по России верхняя планка составила 6%. Адресно мы продолжили субсидировать наиболее нуждающиеся семьи, компенсировав им в связи с оплатой коммунальных услуг свыше 938 миллионов рублей. Кстати, согласно «Индексу лучшей жизни» Организации экономического сотрудничества и развития, доля годового дохода домохозяйств, направляемых на содержание жилья, в странах ОЭСР, составляет 21%. Для сравнения, в России – 11%, в том числе в Югре – 6%.
Параллельно велась модернизация коммунального комплекса. За последние пять лет в 2 раза вырос уровень замены ветхих тепловых и водопроводных сетей. Как итог, в 2013 году число аварий на сетях тепло и водоснабжения снизилось по сравнению с 2012 годом на 37%. С вводом новых газораспределительных объектов в 2013 году в зону централизованного газоснабжения вошли 10 тысяч югорчан, а оснащенность индивидуальными приборами учета энергоресурсов достигла 94%. Счетчики ставятся для того, чтобы югорчане могли сэкономить или, по крайней мере, заплатить справедливую цену. Все мы знаем, какие жаркие дискуссии развернулись вокруг ввода социальной нормы потребления электроэнергии. Пока ее положительный для потребителей эффект неочевиден. Хочу всех успокоить – как я уже говорила, торопиться с ее вводом для югорчан мы не станем, но и отсиживаться до последней минуты ни в коем случае нельзя, нужно очень плотно и последовательно работать в этом отношении.
Теперь о самом дорогом – наших детях. В 2013-м мы построили 19 детских садов, создав 4 175 новых мест. Таких темпов строительства дошкольных учреждений в Югре не было более двух десятилетий - с 1990 года. Как итог, доля детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет, получающих дошкольную образовательную услугу, вплотную приблизилась к 85%.
19 детских садов – это, конечно, результат, но план по вводу – 26 дошкольных учреждений. Наибольшие сложности при реализации этого плана возникли на объектах, возводимых путем государственно-частного партнерства. Главные причины неисполнения планов – отсутствие должного контроля над подрядчиками и строительством в целом. Говоря открытым текстом – попустительство, неэффективные взаимоотношения инвесторов, заказчиков и подрядчиков, несвоевременная и некачественная подготовка муниципальными образованиями земельных участков. Ситуация требует персонификации ответственности. Изменения в соответствующее постановление Правительства Югры, которые позволят более эффективно контролировать этот процесс, готовятся и будут приняты на ближайших заседаниях окружного Правительства.
Вместе с этим, несмотря на названные выше сложности, Югра поднялась на 12 позиций вверх в рейтинге регионов по развитию государственно-частного партнерства. Теперь мы занимаем в нем 12-е место. Важно, что малый бизнес не остается в стороне от рынка услуг дошкольного образования. Мы разработали механизм, позволяющий предпринимателям, оформившим лицензию, получать бюджетное финансирование на программы дошкольного образования. В помощь нам и новые санитарно-эпидемиологические правила и нормы. Снято много препятствий для развития частных детских садов. Тем не менее, своей очереди в детский сад ожидают почти 8 тысяч маленьких югорчан в возрасте от 3 до 7 лет. Органам местного самоуправления необходимо с особым рвением искать и приводить в этот сектор инвесторов, максимально используя все предусмотренные инструменты стимулирования.
Перед нами стоит задача модернизации сферы образования. По итогам 2013 года все школьники обеспечены федеральным комплектом учебников, закуплено 20 школьных технопарков, включающих оборудование для объемного моделирования и робототехнику, приобретены лаборатории по строительному и нефтегазовому направлению. В условиях повышения комфортности обучения, учащиеся демонстрируют более высокие результаты. В минувшем году в регионе зафиксировано 102 «стобалльных» результата ЕГЭ. Это рекордный показатель за все 13 лет проведения единого экзамена. Югорский физико-математический лицей два года подряд занимает первое место в рейтинге школ повышенного уровня Российской Федерации.
Одна из стратегических целей образования – обеспечение экономики квалифицированными кадрами. Проблема нехватки квалифицированных кадров особенно остро ощущается в сфере здравоохранения. Речь, прежде всего, о так называемых узких специалистах. Недопустимо, когда в летний период на весь город остается один детский ортопед, или невролог, или кардиолог. Очередь растягивается на месяцы. Мы вынуждены приглашать специалистов из других регионов, пытаемся заполучить обратно наших молодых докторов – тех, кто обучался за пределами округа. Однако ситуация повторяется из года в год. Мною дано поручение по увеличению квоты целевого приема в медицинские образовательные организации, проработке условий договоров о целевом обучении. Социальный блок правительства готовит предложения по использованию для решения этой проблемы возможностей строящегося арендного жилья, муниципальных ресурсов. Рассчитываю, коллеги, на ваше участие в разработке соответствующих мер.
Повышение качества медицинской помощи – наша приоритетная задача. По итогам 2013 года 75% медицинских организаций подключены к корпоративной сети передачи данных, 98% имеют широкополосный доступ в интернет. Работает система электронной записи пациентов, функционирует Интернет-регистратура. Нам удалось несколько разгрузить очереди в поликлиниках. Не так быстро, как хотелось бы, но всё-таки мы уже фиксируем рост удовлетворенности населения качеством медицинских услуг. В том числе, благодаря обновляющейся инфраструктуре здравоохранения. В 2013 году введен в эксплуатацию инфекционный корпус мегионской больницы, построена детская поликлиника в Урае, Сургутский клинический противотуберкулезный диспансер, фельдшерско-акушерский пункт в деревне Пашторы Белоярского района, завершена реконструкция здания поликлиники в Когалыме.
Движется вперед система высокотехнологичной медицинской помощи. Особенно преуспели югорские врачи в операциях на открытом сердце и эндопротезировании суставов. В 2013 году в Югре высокотехнологичную помощь получили более 9 тысяч пациентов. Доказала свою эффективность система современных технологий выхаживания и транспортировки недоношенных новорожденных. Количественный показатель младенческой смертности, с учетом новых критериев, в автономном округе соответствует 4 месту среди субъектов Российской Федерации и самому низкому значению по Уральскому федеральному округу.
Благодаря модернизации здравоохранения и внедрению высокотехнологичных методов лечения, смертность населения Югры значительно ниже среднероссийского показателя. Продолжительность жизни, мы нацеливаем всю систему на это, будет только увеличиваться. Интересы пенсионеров – еще один наш приоритет. В 2013 году на 5,5% была проиндексирована дополнительная пенсия, выплачиваемая из бюджета автономного округа 183 тысячам югорских пенсионеров. По итогам 2013 года размер дохода пенсионера в Югре наполовину выше среднего дохода пенсионера в других регионах России.
Материальный достаток – основа, но не вся жизнь. Людям старшего поколения важно наше внимание, возможность оздоровления, свобода выбора места жительства, в том числе, в регионах с благоприятными климатическими условиями.
Уважаемые депутаты, на референдуме 16 марта народ Крыма высказал свою позицию – быть в составе России, вернуться домой. Выбор состоялся в соответствии с неотъемлемым правом народов на самоопределение. Но свобода нравится далеко не всем, иные желают над ней монополии, превосходства называться демократией, одновременно отказывая в праве на демократический выбор другим. Поэтому население и народные лидеры Крыма оказались под внешнеполитическим давлением. Наш долг – протянуть им руку помощи. Поручаю дополнить и наши социальные программы крымским направлением. Это касается санаторно-курортного и летнего отдыха детей, переселения желающих в климатически благоприятные регионы России. Это не только поддержит экономику крымчан, но даст возможность жителям Югры посетить любимые и хорошо известные курорты и здравницы Крыма. Артек, Алупка, Гурзуф – места, которые станут нам ближе.
То, что мы наблюдаем в связи с украинским кризисом, приобретает черты универсальной технологии. Разрушить культурный стержень, лишить исторической памяти, самосознания и самоуважения, внедрить бациллу фашизма. После этого любая нация становится лишь суммой индивидов, которую легко поработить. Лекарство от такой исторической близорукости в богатстве нашей культуры и истории. В 2013 году в Югре была развернута масштабная культурная работа, расширена гастрольная деятельность театров и концертных организаций. Если в 2012 году на гастролях наши артисты выступили со 183 концертами и спектаклями, то в прошлом – с 371.
Запущен первый в России объединенный портал «Музей Югры», на котором собраны 70 тысяч оцифрованных экспонатов государственных и муниципальных музеев автономного округа. Исполнение целевого показателя майских Указов Президента России на 2013 год в части оцифровки музейных предметов выполнено. Удовлетворенность югорчан качеством услуг в сфере культуры выросла с 66% в 2012 году до 79% по итогам 2013 года. Текущий год объявлен Годом культуры. Наша задача наполнить культурную повестку актуальными и творческими, подчеркну – по оценкам жителей, а не только чиновников, мероприятиями.
Они должны быть яркими и самобытными, такими как триумф наших спортсменов на зимних Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи. За югорчанами 2 золотые и 2 серебряные медали, второе место россиян в следж-хоккее, в составе сборной работали 4 югорских хоккеиста. Этим успехам предшествовали кропотливые тренировки и спортивная работа, в том числе в 2013 году. Было введено в эксплуатацию 58 спортивных объектов, доля югорчан, систематически занимающихся физической культурой, вплотную приблизилось к 24% от всего населения – это 100-процентное выполнение майского Указа Президента. Спорт и здоровый образ жизни должны быть массовыми явлениями – только тогда в Югре будут появляться новые спортивные герои.
Современный спорт все более зависим от инноваций, технологий, выверенного расчета и слаженной командной работы. Абсолютно на такие же слагаемые успеха опирается государственное и муниципальное управление. За последние два года средняя скорость доступа в Интернет в нашем округе увеличилась более чем в 7,5 раз, а ежемесячные платежи за доступ в сеть снизились на 35%. Если мир уже давно стал одной большой «глобальной деревней», то Югра больше не является ее околицей. Наша цель – поставить достижения информационного общества на службу югорчанам. Для этого мы переводим государственные и муниципальные услуги в электронный вид, открываем многофункциональные центры, в которых услуги могут быть получены по принципу «одного окна». Если в 2012 году таких центров было создано четыре, то в прошлом – 13. По темпам роста МФЦ мы вошли в пятерку наиболее динамично развивающихся субъектов, в два раза опережая целевое значение, предусмотренное на федеральном уровне.
Уважаемые коллеги!
Ровно 450 лет назад, в марте 1564 года, в России была издана первая печатная книга – «Апостол» Ивана Федорова. Эра книгопечатания навсегда перевернула представление людей о мире, сделала образование достоянием масс, а возможность своими знаниями проложить путь к успеху – доступной каждому. Информационная эра открывает еще большие горизонты. В Югре много талантливых и целеустремленных людей – за ними будущее нашего региона и страны. Наша общая задача – слушать и слышать людей, читать их настроение, как открытую книгу. Перевернута страница 2013 года, впереди - следующие. Давайте будем писать их вместе так, чтобы судьбы всех полутора миллионов югорчан нашли в нашей книге отражение.