СМИ об исследованиях

  |  06 декабря, 2012   |   Читать на сайте издания

Костин перечислил факторы угасания протестного движения

Протестное движение не смогло выдвинуть из своих рядов настоящего лидера, который бы устроил всех и обладал всеми необходимыми для лидерства качествами. Об этом на пресс-конференции в четверг, 6 декабря, заявил глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин, представляя доклад на тему «Протестные настроения в России: мифы и реальность».
 
Костин рассказал, что эксперты фонда изучали массовые акции, которые проходили в период с 5 декабря 2011 года по сентябрь 2012 год. Наибольшая протестная активность была зафиксирована в Москве. Участие в акциях принимали разные социальные группы, в том числе те, кто раньше игнорировал подобные мероприятия. «Были общие координирующие органы. Отмечу значительную роль социальных медиа в мобилизации и организации участников», - сказал он. 
 
Руководитель Фонда добавил, что протестную волну можно условно разделить на два этапа: первый этап (5 декабря - 4 февраля) - подъем, второй этап (весна-осень) –  спад.
 
Повышение интереса, по словам Костина, связано с социально-экономической ситуацией и неудовлетворенностью результатами голосования на выборах в Госдуму. Определенную роль сыграл и фактор групповой солидарности.
 
«Появилась некая мода на протест. В основном, это характерно для молодежи, - отметил Костин. - Благодаря этому, волна поднялась. После 4 февраля она пошла на убыль, и этому есть внутренние причины: низкая результативность акции, разочарование в лидерах. А также - несоответствие риторики выступающих. После февраля у молодежи снизилась мотивация, произошел их отток».
 
«Также уместно говорить о слабости координирующих органов, а также их многообразии. Создание Координационного совета, на наш взгляд, запоздало и бессмысленно», - констатировал он.
 
Важная проблема, добавил Костин, заключается в том, что «протестное движение не смогло выдвинуть из своих рядов настоящего лидера, который бы устроил всех и обладал всеми необходимыми качествами». 
 
По его словам, спад протестной активности был вызван и объективными причинами. «Выборы закончились, ситуация стабилизировалась. Преодолен кризис легитимности и доверия власти. Реформа политсистемы перевела ее в легитимное поле. Этому способствовали и митинги в поддержку (Владимира) Путина. А также растущий запрос людей на мирное решение проблем», - перечислил эксперт.
 
«К примеру, по данным Левада-центра, 60% населения участвовали в выборах и хотят решать проблемы в рамках закона. Протестная волна не оказала влияние на количество уличных акций. К примеру в 2010 году таковых было больше. Вместе с тем, митинги не изменили политическую повестку в регионах», - сказал глава Фонда. 
 
Вывод, по словам Костина, таков: появился некий политический протестный актив, он составляет около 5 тыс человек. «Угасание волны связано с неприятием формата и лидеров оппозиции. Те, кто разочаровались, пока сомневаются или не хотят ходить на митинги», - отметил Костин. 
 
«Cоцсети и блогосфера впервые стали мобилизатором людей для выхода на улицу, - сказал он. - Но с 2012 года влияние и охват соцмедиа снизился. Однако в дальнейшем этот фактор станет непременным инструментом политической жизни, с которым скоро всем предстоит считаться», - предостерег эксперт.
 
По его словам, 52% участников – люди либеральных и демократических взглядов. «Вывод: практически половина всех групп воспринимают Путина как консолидирующую фигуру федерального масштаба. 30% тех, кто голосовали не за Путина, при решении проблем в стране, готовы изменить свое мнение и решение», - сказал Костин.