Карачаево-Черкесия в 2013 году закрепила за собой репутацию самого спокойного региона Северного Кавказа: здесь, к счастью, обошлось без громких скандалов, резонансных терактов, экономических неурядиц и провалов в социальной политике. Именно последний аспект исходно был приоритетным в работе главы КЧР Рашида Темрезова, и результатом трех лет его работы стало заметное улучшение качества жизни в республике.
Человек года / событие года
Рашид Темрезов по определению является главным действующим лицом во всех сферах жизни Карачаево-Черкесии, но по итогам 2013 года необходимо назвать еще одного человека, который в значительной мере олицетворяет собой перемены, происходящие в республике. Это – Сергей Верещагин, новый генеральный директор ОАО «Курорты Северного Кавказа». Карачаево-Черкесия для КСК стала отправной точкой развития северокавказского туристического кластера.
21 декабря в Карачаево-Черкесии состоялось открытие первого объекта горнолыжного курорта в Архызе – туристической деревни «Романтик». Архыз – это первая за постсоветские годы новая значимая точка на горнолыжной карте Северного Кавказа, имеющая шансы стать курортом всероссийского значения. В начавшемся горнолыжном сезоне здесь будет работать два отеля категорий 3 и 4 «звезды», сервис-центр, две канатные дороги и четыре горнолыжные трассы. Для начала не слишком много, но всего предполагается построить порядка 50 подъемников и около 270 км трасс, проектная мощность курорта составит 500 тысяч человек в год.
В 2014 году, по словам Рашида Темрезова, на строительство внутренней инфраструктуры поселка «Романтик» планируется выделить порядка 4 млрд рублей. Объем инвестиций резидентов особых экономических зон, входящих в туристический кластер, ожидается на уровне 1,6 млрд рублей, и основная часть этих инвестиций должна прийтись именно на Архыз. За день до открытия «Романтика» первым резидентом туркластера стала компания «Архыз-1650», входящая в группу «Синара» Дмитрия Пумпянского.
Цифры года
73 – таков индекс социального самочувствия Карачаево-Черкесии по стобалльной шкале в опубликованном в декабре втором рейтинге Фонда развития гражданского общества. В первой версии рейтинга КЧР набрала всего 57 баллов, а сейчас делит пятое и шестое места с Татарстаном.
Авторы рейтинга отмечают, что вхождение в группу лидеров нескольких новых регионов, включая КЧР, в значительной степени было обеспечено за счет роста показателя, отражающего снижение недовольства властями и уровня потенциальной протестной активности. В частности, для Карачаево-Черкесии резонансными стали социальные, инфраструктурные и спортивные проекты, о начале реализации которых заявили власти республики.
В июльском послании парламенту республики Рашид Темрезов привел ряд показателей, свидетельствующих об активизации социальной политики в КЧР. В 2012 году за счет бюджетной поддержки улучшила жилищные условия 391 семья, что сопоставимо с итогами работы в этом направлении за последние три года. По программе «Социальное развитие села» за 2011-2012 годы введено вдвое больше мощностей по газовым сетям, чем за предыдущие два года.
За последние два года почти в четыре раза возрос ввод мощностей по водопроводным сетям по сравнению с аналогичным предыдущим периодом. До 2016 года планируется полностью обеспечить водой все населенные пункты республики, а к 2016-2017 годам завершить газификацию. В бюджете КЧР на 2014 год социальные расходы составят порядка 70%.
В другом известном рейтинге — влиятельности губернаторов, составляемом Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), — Рашид Темрезов занял в сентябре 42 место, поднявшись по сравнению с предыдущей версией рейтинга на 18 позиций. Руководитель АПЭК Дмитрий Орлов отметил, что влияние главы КЧР значительно возросло.
Свидетельством этого являются, например, высокие оценки деятельности руководства КЧР, которые регулярно звучат из уст федеральных чиновников. Полпред в СКФО Александр Хлопонин, например, хвалил республику за успешный опыт работы с частными инвесторами при строительстве детсадов, министр сельского хозяйства Николай Федоров – вообще частый гость в Карачаево-Черкесии – отмечал успехи в АПК и т.д.
Не удивительно поэтому, что в индексе избираемости глав российских регионов, который публикуется журналом «Политические технологии», Рашид Темрезов имеет ранг «А» — избрание гарантировано. В самом конце 2013 года Народное Собрание КЧР приняло решение, что главу республики будут избирать по парламентской схеме, в пользу которой не раз высказывался и сам Рашид Темрезов.
Инвестпроекты года
В апреле руководство холдинга «Евроцемент груп» подписало с правительством КЧР соглашение о реализации на территории республики инвестпроекта по модернизации завода «Кавказцемент» на общую сумму 8 млрд рублей. На «Кавказцементе» без остановки производства будет смонтирована новая технологическая линия производства цемента «сухим» способом мощностью 4 млн тонн в год. По оценке компании, себестоимость выпуска продукции после модернизации предприятия снизится более чем на 30%, а мощность производства увеличится более чем 25%. Модернизация «Кавказцемента» будет происходить в течение трех-четырех лет.
Еще один значимый проект был реализован в 2013 году на черкесском автозаводе «Дервейс», где началось производства кроссовера Luxgen – первой выпускаемой в России марки автомобилей из Тайваня. Переговоры с тайваньской компанией шли 4 года, в первый год производства «Дервейс» планирует выпустить 1,5 тысячи машин новой серии. Тем времени продажи основных марок «Дервейса» — китайских машин Geely и Lifan – в 2013 году демонстрировали высокую динамику на фоне падения отечественного авторынка.
Еще один начатый в республике крупный инвестпроект – строительство обувной фабрики новосибирской компании «Обувь России» — в августе прошел отбор инвестиционно комиссии Минрегиона на получение госгарантий РФ, а в октябре получил региональную госгарантию на 98 млн рублей.
Однако инвестиционная привлекательность КЧР пока оценивается неоднозначно. В рейтинге «Пульс бизнеса», представленном в октябре Агентством стратегических инициатив и фондом «Общественное мнение», республика вошла в число 28 регионов России с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.
В то же время агентство «Эксперт РА» уже несколько лет подряд помещает Карачаево-Черкесию в группу «Незначительный потенциал – высокий риск», хотя при этом отмечается, что уровень рисков для инвесторов здесь заметно ниже, чем в других республиках СКФО.
Назначение года
В июне министром внутренних дел Карачаево-Черкесии впервые за много лет был назначен выходец из республики – полковник полиции Казимир Боташев. До этого руководить республиканским МВД направляли «варягов», что вызывало недовольство части региональной элиты, сетовавшей на неэффективность присланного из других регионов полицейского начальства.
Этот фактор, видимо, сыграл свою роль и при отставке предыдущего руководства МВД по КЧР во главе с выходцем из Татарстана Жаудатом Ахметхановым. Утверждалась, что его уход с должности стал результатом проверки деятельности региональной полиции, проведенной комиссией МВД России.
Одна из основных претензий к руководству МВД в республике заключалась в плохом оперативном сопровождении ряда заказных убийств, совершенных еще при предыдущем главе КЧР Борисе Эбзееве — депутата Народного Собрания Ислама Крымшамхалова, советника главы республики Фраля Шебзухова и черкесского общественника Аслана Жукова.
Основная часть карьеры нового министра Казимира Боташева складывалась в федеральных органах МВД – с 1995 по 2010 годы он работал сначала в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД РФ, а затем в Главном управлении собственной безопасности. Последние три года до возвращения в родную республику он работал в Главном управлении МВД России по СКФО.
Скандалы года
В августе 2013 года подал в отставку мэр города Карачаевска Солтан Семенов, против которого было возбуждено уголовное дело по обвинению в нецелевом расходовании бюджетных средств, выделенных на ремонт дорог. Вскоре после этого городская дума Карачаевска приняла решение об отмене прямых выборов градоначальника с переходом к выборам мэра депутатами. Карачаевск был последним муниципалитетом Карачаево-Черкесии, где сохранялись прямые выборы главы.
На суде Солтан Семенов свою вину не признал, его сторонники говорят, что заведенное против экс-мэра уголовное дело имело целью его смещение с должности. История с отставкой Семенова действительно напоминала спланированную кампанию. Сначала его заподозрили в подделке диплома о высшем образовании, но дело не было возбуждено за истечением срока давности.
Затем Минфин КЧР уведомил мэрию о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов Карачаевскому городскому округу. А затем был обнаружен факт направления средств, предназначавшихся на ремонт дорог, на погашение задолженностей по зарплатам учителям и воспитателям детсадов. Это и стало поводом для возбуждения дела, которое стоило мэру должности.
Героем еще одного коррупционного скандала стал министр образования КЧР Борис Спиридонов. Он был задержан 7 июля после того получения взятки от родителей двух выпускников за успешную сдачу ЕГЭ. На суде экс-министр, находящийся сейчас под стражей, свою вину также не признал.
Наконец, прямое отношение к Карачаево-Черкесии имеет декабрьский арест бывшего руководителя МРСК Северного Кавказа Магомеда Каитова, которого подозревают в махинациях с энергоплатежами. В девяностых Каитов был одним из самых влиятельных бизнесменов КЧР, работал постоянным представителем республики при российском правительстве.
Два года назад, покинув должность гендиректора МРСК Северного Кавказа после критики со стороны Игоря Сечина, бывший «энергетический король» сосредоточил свои основные активы в сельском хозяйстве, в том числе и в родной республике. Процесс по его делу обещает быть одним из самых резонансных в 2014 году.