СМИ о мероприятиях

  |  13 марта, 2018   |   Читать на сайте издания

ФоРГО: социальные сети и блогосфера о дебатах

В ходе организованного Фондом развития гражданского общества (ФоРГО) круглого стола "Выборы-2018: специфика, тенденции и прогноз результатов" состоялась презентация доклада Центра изучения новых коммуникаций "Пульс дебатов: реакция пользователей социальных сетей".

12 марта 2018 года Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) провел круглый стол "Выборы-2018: специфика, тенденции и прогноз результатов".

В ходе круглого стола его участники отмечали, что дебаты стали отличительной чертой предвыборной кампании.

Состоялась презентация доклада Центра изучения новых коммуникаций "Пульс дебатов: реакция пользователей социальных сетей".

В этом исследовании была изучена реакция пользователей социальных сетей и блогосферы на дебаты-2018. Аналитическим инструментом послужила платформа Crimson Hexagon Forsight, используемая для статистического мультиязычного анализа big data социальных сетей. Исследовались посты соцсетей и блогосферы, опубликованные с 26 февраля по 9 марта 2018 года.

Полноценная премьера дебатов на "Первом канале" и телеканале "Россия-1" состоялась 28 февраля. Первый эфир программы "Выборы-2018. Дебаты с Владимиром Соловьевым" также стал единственным выпуском, когда в студии собрались все кандидаты (за исключением Владимира Путина). Главным событием этих дебатов стала перепалка между Ксений Собчак и Владимиром Жириновским. По мнению эксперта, интерес к эфиру также подстегнуло оглашение Владимиром Путиным 1 марта Послания Федеральному собранию, так как Послание вызвало в блогосфере неизбежные сравнения участников дебатов с действующим президентом.

1 марта внимание блогосферы привлек демарш Павла Грудинина, который отказался от дальнейшего участия в дебатах и обвинил Центризбирком и телеканалы в намеренном превращении эфира в "балаган". На волне конфликта Собчак и Жириновского, оглашения Послания и общей новизны дебатов, как считают эксперты, 1 марта был зафиксирован максимальный уровень интереса к ним в блогосфере - в этот день им было посвящено свыше 40 тысяч сообщений.

Вместе с дебатами кандидатов на федеральных телеканалах стартовали выступления их представителей и на региональных телепрограммах, в которых, в частности, приняли участие доверенные лица Владимира Путина. Региональные версии дебатов были проигнорированы блогосферой.

Негативно сказался на популярности дебатов, по мнению аналитиков, отказ от участия в них Владимира Путина. Еще один фактор - неудачно выбранное время трансляций на основных телеканалах - "Первом" и "России" (в 8 утра и 11 вечера соответственно). Сами участники дебатов не раз критиковали формат мероприятий: звучали такие сравнения, как "цирк", "балаган", "симулякр" и так далее. Такое отношение кандидатов и их представителей к дебатам, безусловно, оказало влияние на настроения блогосферы.

Всего за исследуемый период с 26 февраля по 9 марта предвыборные дебаты упоминали в 161 574 сообщениях.

Самыми яркими дебатами стал эфир от 28 февраля - на него пришлось свыше 40% от всех упоминаний дебатов, он также задал тон всему формату мероприятия и поднял темы, активно обсуждаемые впоследствии: конфликт Собчак и Жириновского, а также несостоятельность кандидатов на фоне действующего Президента.

Явным лидером по упоминаемости и главной героиней дебатов стала Ксения Собчак - ей было посвящено 30 % сообщений. Пользователи отмечали, что К.Собчак очень уверенно чувствовала себя в скандальной атмосфере дебатов, порой переигрывая Владимира Жириновского.

Владимир Путин по числу упоминаний уверенно опередил всех кандидатов, за исключением Собчак, его упоминали в 19 % сообщений. Сторонники Путина отмечали, что дебаты еще больше убедили их в том, что у действующего президента на данный момент нет реальной альтернативы, так как данные остальных кандидатов не соответствуют высшему государственному посту. Некоторые пользователи настаивали на том, что дата обращения Путина с Посланием к Федеральному собранию была выбрана неслучайно: выступление президента на тему развития экономики страны и улучшения ее обороноспособности явилось контрастом со скандальностью дебатов.

Участие в дебатах Владимира Жириновского стало темой 19 % сообщений. Пользователи отмечали, что лидер ЛДПР очень точно подметил многочисленные несоответствия в выступлениях Павла Грудинина и напомнил зрителям о том, что зарубежное имущество кандидата противоречит российскому законодательству.

Павла Грудинина упоминали в 15 % сообщений.

Дебаты интересовали прежде всего мужскую аудиторию - их комментировали 67% мужчин против 33% женщин. Такое соотношение является достаточно типичным для обсуждения политических тем.