СМИ об исследованиях

  |  24 декабря, 2013   |   Читать на сайте издания

Регионам измерили социальное самочувствие

Фонд развития гражданского общества (ФРГО) обнародовал очередной рейтинг социального самочувствия регионов. По сравнению с первым, августовским выпуском во втором выпуске рейтинга произошли существенные изменения. Авторы отмечают в целом улучшение ситуации: группы слабых регионов сокращаются, сильных – растут. Однако не обошлось и без резких падений - сразу четыре субъекта Федерации потеряли в рейтинге более чем 10 баллов.

 - 91323[637x379]

 

Напомним, рейтинг социального самочувствия регионов составляется экспертами ФРГО на основании регулярного «Георейтинга» Фонда «Общественное мнение». Респондентам 79 регионов РФ (за исключением Чечни, Ингушетии, Ненецкого АО и Чукотки) задают 8 вопросов. Четыре основных вопроса: удовлетворенность положением дел в регионе, общее улучшение ситуации, отмечают ли усиление недовольства властями окружающих, допускают ли участие в акциях протеста. И четыре вспомогательных вопроса: готовность брать кредит, покупать машину, ездить за границу, суммарная оценка материального положения, ухудшение материального положения, наличие индивидуальных проблем, вызывающих желание участвовать в протесте.

В результате авторы рейтинга образуют четыре группы регионов: очень высокий рейтинг, высокий рейтинг, средний рейтинг и рейтинг ниже среднего.

Как отмечают авторы рейтинга, размер двух последних групп с августа сократился. Самая слабая  с 8 до 6 регионов, а средняя с 26 до 19 регионов. Зато выросла группа «отличников» - с 15 до 18 регионов. При этом разрыв между группой лидеров и группой «хорошистов» сократился, что, по мнению составителей, говорит о готовности еще целой группы регионов перейти в высшую лигу.

Отметим, что наиболее сильные скачки вверх – более 10 пунктов - совершили такие субъекты Федерации, как Карачаево-Черкесская Республика (с  57 до 73), Воронежская область (с 50 до 64), Нижегородская область (с 58  до 71), Камчатка (с 46 до 59), Псковская область (с 51 до 64), Санкт-Петербург (с 62 до 74), Забайкальский край (с 49 до 60), Ставрополье (с 47 до 58). На 10 баллов выросли Курганская, Ивановская, Свердловская, Рязанская, Самарская области.

Существенно понизили свои позиции в рейтинге значительно меньше регионов. Однако именно среди них оказался рекордсмен по скачку в рейтинге. Сахалинская область потеряла 20 баллов (с 64 до 44) и перешла из группы хорошистов в группу самых отстающих. Аналогичное перемещение совершила Астраханская область, потеряв 15 баллов (с 60 до 45). Также заметно ослабла Белгородская область (76-65) и Ямало-Ненецкий автономный округ (95-85), который, впрочем, по-прежнему возглавляет рейтинг.

Отметим, что не в каждом случае причины резких изменений в рейтинге очевидны. К примеру, в случае с Астраханской областью эксперты ФРГО однозначно указывают на арест мэра областного центра Михаила Столярова. Зато в случае с антирекордсменом рейтинга – Сахалинской областью, где столь явных кризисов не наблюдалось, ссылаются на более эфемерные вещи: люди больше стали склонны к протесту и хуже оценивают положение дел в регионе.

Основной позитив в самых «растущих» регионах спровоцировали действия местной власти, считают эксперты. Например, в Карачаево-Черкесии власти дали старт нескольким социальным, инфраструктурным и спортивным проектам, а в Нижегородской области начали строить второй волжский мост, а также договорились по сохранению льгот на пригородных железнодорожных перевозках.

Впрочем, в некоторых случая оценки все равно вызывают вопросы. Например, в Санкт-Петербурге недавно появились слухи по поводу возможной досрочной отставки губернатора Георгия Полтавченко (с перспективой его участия в досрочных выборах губернатора), а регион, тем не менее не только оказался среди наиболее позитивно-динамичных, но даже вошел в число лидеров. Напротив, в Ивановской области, подросшей на 10 баллов, не так давно ушел на повышение в правительство России популярный глава региона Михаил Мень.

Глава ФРГО Константин Костин напоминает, что рейтинг социального самочувствия регионов зависит не только от объективных причин, но и настроя жителей каждого конкретного региона. Например, на Сахалине усугубила ситуацию критика в адрес властей по поводу их расточительности. То есть сменилась не столько ситуация в регионе, сколько отношение к ней населения.

При этом критика СМИ в адрес властей Карачаево-Черкесии (на что не так давно жаловался глава региона Рашид Темрезов), по мнению Костина, не смогла оказать негативного эффекта.
«Мы живем в информационном обществе и то, о чем пишут региональные или федеральные СМИ, играет не последнюю роль, но все же этот медийный фактор не решающий с т.з. социального самочувствия», - объясняет эксперт.

Что касается Санкт-Петербурга, то, объясняет Костин, слухи об отставке Полтавченко начались в декабре с заметки в газете «Ведомости», а опрос проводился в ноябре. При этом иных оснований для ухудшения социальных настроений горожан не было, а позитивные были, например, после реконструкции был открыт Дворцовый мост, который улучшил транспортную ситуацию в городе.

В Забайкалье и Ставрополье, которые также подросли в рейтинге, сказывается смена власти. В обоих случаях новые руководители, утверждает глава ФРГО, вызывают надежду у жителей. Правда, в случае с назначенным недавно губернатором Ставрополья Владимиром Владимировым это в большей степени аванс, отмечает Костин.

Отсутствие негативного эффекта из-за отставки ивановского губернатора Меня Костин объясняет преемственностью власти. Аналогичная ситуация была в Подмосковье, когда сильный губернатор Сергей Шойгу неожиданно стал главой Минобороны. Его преемник Андрей Воробьев прямо заявил, что будет продолжать дело своего предшественника, и как следствие, получил в наследство доверие граждан.

Разделяют оценки экспертов ФРГО и политологи. В частности, астраханский политический аналитик Александр Гандеев согласен с тем, что арест мэра Столярова – это определяющее событие. Однако, полагает он, уголовное дело стало лишь «спусковым крючком», проблемы  в регионе же копились и прежде.

«Несмотря на то, что иных глобальных потрясений, катастроф или катаклизмов, массовых забастовок, условного Пикалева там не было, недовольство населения потихонечку зрело и раньше. Для этого есть ряд объективных причин», - говорит он.

Среди таковых эксперт называет общее ухудшение экономического положения в стране, завершение периода больших проектов в регионе, активизацию оппозиции в лице Олега Шеина после ареста его политического противника Столярова.

«Так что падение рейтинга области – это результат гибрида факторов: общих экономических проблем, которые сейчас свойственны всей стране, история со Столяровым и в пику этому активность Шеина, и такой негативный медийный фон», - объясняет он.

В свою очередь, политолог, профессор Санкт-Петербургского Госуниверситета Дмитрий Гавра, говоря о росте рейтинга Северной столицы, отметил, что даже слухи об отставке Полтавченко не повлияли бы на позитивную динамику, т.к. не имели серьезных последствий.

При этом основным положительным фактором стало то, что после бурных лет противостояния городской власти и общественности, например, из-за строительства высотки «Газпрома» минувший год показался жителям спокойным.

«Главным основанием для того, что это можно считать относительно достоверным (рост рейтинга субъекта РФ – ред.) – отсутствие шокирующих или плохих новостей, - говорит Гавра. - В этом плане в городе в последний год не было никакого социально-политического конфликта, аналогичного тому, что в свое время разгорелся вокруг строительства небоскреба «Газпрома». Второе – пришедшее правительство Георгия Полтавченко притормозило практически все крупные проекты. Не считая застройки малоинтересных жилых кварталов, ушел Орловский тоннель, ушли другие проекты, рассчитанные на крупное финансирование и способные при этом консолидировать протестные настроения», - заключает он.