Гагарин: Российский избиратель понимает, за кого он голосует
По предварительным данным, «Единая Россия» набирает более 54% голосов по партийным спискам и получает 203 мандата по итогам голосования в одномандатных округах. В парламенте нового созыва у партии власти будет 343 депутата. Для сравнения: в 2011 году у единороссов было 238 мандатов, в 2007 – 315.
Второй по численности партией Госдумы седьмого созыва становится КПРФ, которая заметно сдала позиции. По итогам голосования по федеральным спискам коммунисты получили 13,45% голосов, что дает им 35 мандатов, плюс семь депутатов-одномандатников, итого в Госдуме будет 42 коммуниста.
Всего на две десятые процента отстала ЛДПР, получив по партспискам 13,24% и соответственно 34 мандата, вместе с одномандатниками либерал-демократы займут 39 мест, что эксперты расценивают как значительный успех партии Жириновского.
Четвертой парламентской партией вновь становится «Справедливая Россия». 6,17% голосов дают ей 16 мандатов, еще семь принесли депутаты, победившие в одномандатных округах.
По одному кандидату проходят по одномандатным округам от «Родины» и «Гражданской платформы». Еще один мандат достанется самовыдвиженцу, который на самом деле является членом «Единой России».
Политолог, руководитель Уральского отделения Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Анатолий Гагарин считает, что избиратель становится более разборчив и опытен. «Люди, придя на выборы, разбирались в том, за кого голосовать. Да, они голосовали за ЕР по федеральному списку, а по местным выборам могли отдать голос другой партии. Это говорит о том, что у нас уровень образованности, сознательности и опытности избирателя вырос. И он понимает, за кого голосует», – отметил политолог.
Гагарин считает, что предварительное голосование «Единой России» достаточно сильно повлияло на всю избирательную кампанию. «Понятно, что другие партии выстраивали свою работу в зависимости от предварительного голосования ЕР, – отмечает политолог. – Это было связано с тем, что выборы проходили и по спискам, и по одномандатным округам. Это тоже заставило ЕР задуматься, кого выставлять по округам, нужно было найти сильных кандидатов. Другие партии ждали, кого выставит ЕР, чтобы противопоставить им своих кандидатов. Сейчас можно сказать, что к выборам по одномандатным округам оказалась готова только ЕР. Другие партии выступили слабо. Это, на мой взгляд, свидетельство привычки голосовать по спискам, из-за чего партии расслабились и не смогли подготовить достойных оппонентов ЕР».
При этом руководитель Уральского отделения ФоРГО считает, что в целом кампания была достаточно вялой и не очень яркой. «Я думаю, это в том числе связано с тем, что парламентские партии привыкли почивать на лаврах и не сильно уделили внимание разнообразию своих тезисов и их доходчивости. В этом смысле надо отметить успех ЛДПР, которые сумели за счет сочетания разного рода иррациональных тезисов предложить избирателю солянку из разных взаимоисключающих понятий. Но избирателю такое предложение оказалось приемлемым. Например, в Свердловской области регионального отделения ЛДПР не существует по сути, но они и по Госдуме, и в заксобрание набрали неплохие результаты. То есть можно собрать какие-то голоса, ничего не делая, опираясь на федеральный ресурс и на личность лидера», – отмечает Гагарин.
Анатолий Гагарин:
«Уровень профессиональной подготовки и самих партий оставляет желать лучшего. Потому что чаще всего кандидаты и партии полагаются на своих помощников, а не на профессиональных консультантов. Это видно по одномандатникам. Где он привлекает профессионалов, там у него хорошие результаты. А там, где одномандатник обходится помощниками или секретарями, получается, что он или еле проскакивает, или проигрывает».