Нынешняя специфика российских выборов определяется «новой нормальностью», которая оказалась следствием, с одной стороны, адаптации граждан к современной реальности, сформированной специальной военной операцией, а с другой — успешной работы властей по сохранению стабильности и приемлемых, по мнению большинства населения, уровней социальных показателей. Среди них неприменение «шоковых сценариев», индексация социальных выплат, сохранение объемов государственных инвестиций в крупные инфраструктурные проекты.
«Новая нормальность» цементирует консолидацию общества вокруг целей и задач СВО на фоне беспрецедентного внешнего давления на Россию.
Отмечена тенденция, при которой массовое электоральное поведение стало в целом более консервативным и лоялистским. Это обеспечивает дополнительные преимущества власти и ее кандидатам, поскольку в их поддержке избиратели видят залог победы на фронте и сохранения стабильности в тылу, а также считают, что даже постановка вопроса о каких-либо переменах на этом этапе избыточна и вредна.
С большой вероятностью мы имеем дело с «отложенным выбором». То есть в будущем, когда цели и задачи СВО будут решены и произойдет частичное (только частичное) возвращение к «старой нормальности», какая-то социологически значимая часть избирателей предъявит к власти новые запросы, а возможно, и претензии и обратит внимание на альтернативные электоральные предложения оппозиционных кандидатов. Но пока же максимальное «объединение вокруг флага» сколь необходимо, столь и неизбежно.
Таким образом, патриотическая консолидация, социально-экономическая стабильность и успешная работа по локальной повестке — главные факторы, определившие результаты всех успешных кампаний на выборах 2024 года — от губернаторских до муниципальных.
Какие выводы можно сделать по итогам ЕДГ-2024? Во-первых, вывод об устойчивости и антихрупкости системы, она не сломалась и не дала трещин, хотя удары по ней, которые продолжаются извне постоянно и которые продолжатся в обозримой перспективе, достаточно ощутимы.
Во-вторых, партийное представительство движется к тому, чтобы как можно больше граждан имели возможность найти «своего» кандидата во власть.
В-третьих, от политических заклинаний участники избирательного процесса переходят, пусть еще не окончательно, к реальным и востребованным планам, проектам, идеям, действиям. КПД политических акторов, если так можно выразиться, растет, а именно это и влияет на электоральные настроения граждан, как и то, что система в целом выполнила одну из своих основных функций — защитила людей, обеспечила исполнение обязательств, а по существенному спектру позиций взяла темп на опережающее, проактивное наращивание инструментов и объемов поддержки, показав не только свой социальный характер, но и запас прочности в экономической сфере. Так желаемый критиками страны процесс «схлопывания» российской экономики откладывается на неопределенное время, а недавний ВЭФ и вовсе поставил под сомнение адекватность такого рода прогнозов — наша экономика получила серьезные «ранения», но она выжила, процесс реабилитации налицо. И электоральные результаты подтверждают эти выводы.
В то же время не стоит забывать, что в кризисных ситуациях реакция общества на острые проблемы может быть, по большому счету, двух типов — социальный взрыв и так называемый отложенный выбор. Общество выбрало второй путь — сначала спасем страну, а с проблемами будем разбираться потом. Избиратели отложили многие вопросы, в том числе и неудобные для власти, на потом.
Многие недруги России ждали социальную дестабилизацию, но граждане и коллективно (через электоральные процедуры), и персонально (каждый сам для себя) приняли решение, что с проблемами — а их немало, и они подчас существенны — будем разбираться, когда уровень военного и внешнеполитического кипения снизится. Это стало современной формой гражданского самосознания, нравится это кому-то или нет. Но именно это и должно подвигнуть власть на упреждающее решение этих самых проблем, причем не латанием дыр, а опережающим развитием, ведь вопросы будут рано или поздно заданы, и своевременная рефлексия на них будет выходить на первый план.
Отдельно необходимо остановиться на конфигурации партийного поля, которое, с одной стороны, формирует нынешнюю политическую ситуацию, а с другой — стало отражением процессов внутри страны. Целесообразно выделить несколько существенных моментов. Первое — из электорального поля ушли несистемная оппозиция и те политические институции, которые не ответили на патриотический запрос общества, а проще говоря, желали неудачи своей стране.
Второе — это продолжающийся кризис носителей левой идеологии. Коммунисты предприняли, на мой взгляд, неудачную попытку вернуть себе статус главной оппозиционной силы в стране. Это у них пока не получилось, что стало серьезным сигналом в контексте подготовки к думской кампании 2026 года — КПРФ формирует сама для себя предпосылки к тому, чтобы утратить свое политическое влияние, потерять значительную часть мест в парламенте и окончательно стать одной из оппозиционных партий, которых немало.
Третье — «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» не нашли свою нишу. Они так и остались ни «белыми» и ни «красными». Нечеткость образа, размытость и неявность сообщений, отсутствие линии, отвечающей запросам избирателей, — всё это путь в стагнацию и отсутствие малейших предпосылок для роста и цементирования базы избирателей. Хотя появление отдельных интересных кандидатов не отметить нельзя, они не могут изменить целостную картину восприятия партии.
Четвертое — это поиск, причем иногда удачный, постжириновского позиционирования ЛДПР и их нового лидера. С трудом, но либерал-демократам удается трансформация с учетом иных реалий, хотя окончательную оценку им поставит избиратель в 2026 году.
Пятое — это жизнеспособность и желание развиваться «Новых людей». Политический класс с интересом и вниманием наблюдал и продолжает наблюдать за судьбой этой партии. Думаю, что свое место в политической системе они подтвердили и стали полноправными игроками. Если они сохранят темпы развития и сосредоточатся на приращении электоральной базы, то могут существенно потеснить старые партии в будущем раскладе властной конфигурации, но для этого крайне важны новые сообщения избирателям — смыслы, которые не просто объяснят, почему их надо поддержать, а сделают этот выбор объективным и безальтернативным. При этом оппозиционные партии, находясь в рамках патриотического консенсуса по ключевым темам общефедеральной повестки, не смогли найти темы, по которым они могли бы оппонировать партии власти, чем, безусловно, снизили свой электоральный результат.
И напоследок о «Единой России». Правящая партия подтвердила свое лидерство. Качественный отбор кандидатов, проработанные программы, технологичная коммуникация с избирателями, эффективная работа со всеми группами интересантов — власть, общество, граждане, ответ на патриотический запрос, грамотное позиционирование участников СВО, а по сути, начало формирования новой российской элиты, социальная ответственность — всё это сделало ЕР лидером избирательной гонки. Электоральный рейтинг «Единой России» занял уверенно высокую позицию, и главная задача на ближайшие два года — его как минимум не растерять, а как максимум нарастить. Задача посильная, тем более что есть вполне реалистичный и инструментальный пример трансформации ЕР в Москве — обновление форм и методов работы, рост рейтингов и базы, обоснованный ответ на запросы граждан, работа в формате единой команды, лидером которой является мэр. Всё это заметно повлияло на политические предпочтения москвичей, существенно увеличив число сторонников действующей власти, и привело к формированию нового политического ландшафта столицы.
Можно уверенно говорить, что прошедший ЕДГ стал показателем стабильности политической системы, ее стрессоустойчивости. ДЭГ, цифровые форматы, новые коммуникационные модели — всё это развивает избирательную систему страны, делает ее не только более удобной и комфортной, но и, как следствие, более открытой и результативной.
Автор — глава Фонда развития гражданского общества