СМИ об исследованиях

  |  30 августа, 2016   |   Читать на сайте издания

http://taganrog.su Обзор предвыборных партийных программ и кандидатов на предстоящих выборах в Госдуму

Фонд подверг анализу деятельность политических партий – участников предстоящих выборов в Госдуму в сентябре этого года за период с конца марта до начала периода избирательной кампании.

 

В рамках данного доклада были проанализированы заслуживающие наибольшего внимания, по мнению авторов, следующие формы активности партий:

 

1) подбор и выдвижение кандидатов;

 

2) формирование предвыборных программ;

 

3) организационная активность в форме съездов;

 

4) деятельность в информационном поле и социальных сетях.

 

По данным ЦИК России, всего из 74 партий съезды по вопросам выдвижения списков кандидатов на выборах провели 24 политические партии.

 

ЦИК России зарегистрировала в итоге федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы 14 политических партий, включающие в себя 4,5 тыс. кандидатов (т.е. конкуренция составляет почти 20 кандидатов на мандат).

 

Количественные показатели выдвижения позволяют сделать следующие выводы:

 

По федеральным спискам лидерство принадлежит «Единой России». Она – единственная из всех партий, заявившая в своём партийном списке 400 кандидатов. Вторую строчку занимает КПРФ (385 кандидатов), третью – «Патриоты России» (372 кандидата), четвёртую – «Коммунисты России» (365 кандидатов). По мнению экспертов, большое число кандидатов в федеральных списках партий «Коммунисты России» и «Патриоты России» демонстрирует наличие партийного актива, но само по себе не гарантирует преодоления 5% барьера и попадания в парламент.

 

Для «Единой России» избирательная кампания 2016 г. знаменует собой борьбу за подтверждение лидерства в партийной системе страны. В случае победы на выборах партия закрепит свой статус ключевой партийной силы – стабилизирующего элемента политической системы.

 

ЕР является безусловным лидером и единственным претендентом на первое место по результатам голосования по партийным спискам.

 

Для «Справедливой России», например, избирательная кампания 2016 г. проходит под знаком закрепления статуса парламентской партии. После сравнительно успешных результатов выборов в Госдуму 2011 г. (3-е место, 13,24% голосов) позиции партии заметно ослабли. В текущей избирательной кампании речь идет лишь о преодолении 5% барьера.

 

А партия «Яблоко», например, в избирательном цикле 2016 г. предпримет попытку вернуться в число парламентских игроков. Борьба за голоса «неопределившихся» избирателей, согласно опыту проведения избирательных кампаний, развернется не столько среди аутсайдеров, сколько между лидерами гонки в лице ЕР, КПРФ, ЛДПР и СР.

 

Шансы остальных политических партий на то, чтобы преодолеть 5% барьер по партийному списку, минимальны. Реальные возможности для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент у них будут лишь по мажоритарным округам.

 

как полагают эксперты, кандидаты «Единой России» в мажоритарных округах имеют более высокие шансы на избрание по сравнению со своими оппонентами из других партий. Они считаются фаворитами предвыборных кампаний примерно в 70% округов.

 

Если для «Единой России» внутрипартийное определение кандидатов было лишь разрешенное уставом дополнение к результатам предварительного голосования, то для КПРФ оно являлось единственным. При этом, в отличие от ЕР, аппаратное определение круга выдвиженцев носило подчеркнуто кулуарный характер.

 

Внутрипартийное определение кандидатов использовалось и всеми непарламентскими партиями. В ряде случаев оно носило относительно открытый характер, в других случаях его отличала кулуарность.

 

По мнению Александра Джадова, руководителя инициативной группы «Объединение избирателей Дона»: «Количество кандидатов в депутаты, выдвигаемых партиями на парламентских выборах – это, с одной стороны, показатель их кадрового резерва, с другой – организационных и финансовых ресурсов. А с третьей – электоральной привлекательности самих партийных брендов».

 

Эксперты Фонда оценили и предвыборные программы партий по таким критериям:

 

1. уровню реалистичности

 

2. уровню системности

 

3. уровню антипопулизма

 

4. уровню электоральной привлекательности

 

В итоге оценки программ основных политических партий сложились следующие

 

Единая Россия 5 5 5 4 Интегральная оценка партийных программ 19

 

КПРФ 4 4 3 4 15

 

ЛДПР 3 3 2 4 12

 

Справедливая Россия 3 3 3 3 12

 

Комментируя эти цифры, Сергей Смирнов, политтехнолог, гендиректор фонда «Прикладная политология», отметил, что «Реалистичность, системность, антипопулизм и электоральная привлекательность – это одни из важнейших, азовых требований к предвыборным программам. Иначе они превращаются в бессмысленные и бесполезные агитки».