СМИ об исследованиях

  |  26 августа, 2016   |   Читать на сайте издания

http://politika-karelia.ru И скучно, и грустно…

Несмотря на то, что многие эксперты сомневаются в том, что на предстоящих выборах в Госдуму будут какие-то интриги, предвыборную кампанию-2016 признают в какой-то степени уникальной. Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) под руководством Константина Костина подготовил исследование, в котором проанализировал партийные предвыборные программы и сделал свои прогнозы. Самые интересные выводы политологов собрал Центр политических и социальных исследований Карелии.

Прежде всего, надо выделить несколько косвенных признаков, по которым выборы в 2016 году можно считать уникальными. Это – время проведения выборов (обычно кампании проводятся осенью, а не в летний период), широкое участие партий в выборах (в 2011 году участников было меньше) и большая вовлечённость президента России в предвыборную кампанию.

Кому обещается место в Госдуме?

Если говорить о прогнозах, то в ФоРГО считают, что 80% всех голосов избирателей поделят между собой «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Остальным партиям если и стоит рассчитывать, то лишь на какую-то часть голосов от 20%. Безусловным лидером, по мнению экспертов, является «Единая Россия». При этом прочат «ЕР» 70% всех мест в Госдуме седьмого созыва. За второе место по числу депутатских мандатов поборются КПРФ и ЛДПР. В ФоРГО не исключают, что КПРФ может оказаться слабее ЛДПР по партийным спискам. А вот шансы «Справедливой России» эксперты оценивают низко. Отмечается, что партии в этом году предстоит борьба не столько за места в Госдуме, столько за то, чтобы туда попасть. О том, что другие партии смогут преодолеть барьер в 5% аналитики даже не говорят. Такой возможности в принципе никто не рассматривает.

Что касается оценки предвыборных программ партий, то самую высокую оценку от аналитиков получила «ЕР». Одним из минусов программы партии власти назвали не самый высокий уровень электоральной привлекательности. На втором месте в рейтинге оказались коммунисты, программу которых подвел низкий уровень антипопулизма. На третьем месте оказались эсеры, ЛДПР и «Родина». Несколько ниже оценили программы «Гражданской платформы», РППС, «Патриотов России» И «Яблока». А вот программу ПАРНАС в центре назвали худшей, указав на слабый уровень электоральной привлекательности, реалистичности и системности.

Как стартовали?

Эксперты ФоРГО, помимо всего прочего, дали оценку и партийным съездам партий. Съезд «Единой России» признали интересным только из-за присутствия на нём президента России, который практически открыто поддержал партию власти, тем самым дав ей дополнительные голоса. Коммунисты смогли рассказать лишь об успехах прошедших времён, а ЛДПР и вовсе подошли к проведению съезда формально. «Справедливая Россия» и «Яблоко» растянули свои съезды на несколько дней, что, безусловно, увеличило время внимания к партийным мероприятиям. Однако в целом съезды партий, по словам экспертов, ничем не запомнились.

Самые заметные

В анализе медиаактивности партий накануне выборов оценки экспертов ФаРГО оказались схожими с другими экспертами. По объёму публикаций в СМИ бесспорный лидер — партия «Единая Россия». На втором месте, хоть и с огромным отставанием, следует КПРФ. Третье место занимает ЛДПР, эсеры — на четвертой позиции. Отмечается, что между медиаактивностью ЛДПР и «СР» разницы практически нет. Эксперты пришли к выводу, что «Единая Россия» в основном сделала ставку на региональные СМИ, которые о ней в предвыборную кампанию 2016 года говорили больше, чем федеральные СМИ. Похожая ситуация сложилась у «Коммунистов России» и у «Родины». А вот партии «Яблоко», «Парнас», «Партия роста», наоборот, сделали ставку на федеральные СМИ. Надо отметить, что в 2016 году партии предпочли для агитации использовать интернет-СМИ. В интернет «ушли» «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Коммунисты России», «Партия народной свободы» («Парнас»), «Яблоко» и «Единая Россия». Самыми «оффлайновыми» оказались кандидаты от партии КПРФ, «Гражданской силы» и «Патриотов России», которые сделали упор на печатные издания. «Звёздами» телеэкранов пытались стать партийцы из ЛДПР и «Партии роста». А самой популярной соцсетью, которую партии использовали для агитации, стала «ВКонтакте».

Что запомнились?

Если предвыборные съезды для партий событиями во время предвыборной кампании не стали, то всё же нашлись моменты, которые можно назвать знаковыми для партий. Так, для «Единой России» — это праймериз. Для коммунистов – выдвижение Олега Смолина на должность уполномоченного по правам человека в РФ. Партия «Яблоко» привлекла внимание признанием незаконности присоединения Крыма к России, а «Парнас» – развалом «Демкоалиции». У других партий ярких событий такого масштаба эксперты вспомнить не смогли.

Итоги предсказуемы

В общем-то, выводы ФоРГО повторяют заключения остальных экспертов. Предвыборная кампания в этом году проходит довольно слабо. Никакой борьбы по сути между партиями не наблюдается, за исключением некоторых конфликтных вспышек. СМИ работают в основном на «парламентскую четверку». Можно говорить о том, что выборы-2016 года – это розыгрыш мест в Госдуме между тремя партиями («ЕР», ЛДПР, КПРФ) и стремящейся примкнуть к ним «Справедливая Россия». А «уникальность» выборов-2016 в виде широкого партийного представительства – скорее показатель номинальный.

Валерия Цыганкова