СМИ об исследованиях

  |  25 августа, 2016   |   Читать на сайте издания

Дмитрий Медведев пока не стал лицом «Единой России»

Эксперты близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) проанализировали активность политических партий в СМИ в преддверии старта официальной агитационной кампании: доклад «Выборы 2016: основные итоги предэлекторального этапа и его влияние на результаты избирательной кампании» публикуется в четверг. Степень присутствия участников думских выборов в медийном поле в период с 1 апреля по 31 июля оценивалась при помощи системы коэффициентов, учитывающих как количественные, так и качественные показатели. По суммарному показателю «Единая Россия» лидирует с троекратным отрывом от занявшей второе место КПРФ: о единороссах больше всего сообщают в СМИ и их самих чаще всего цитируют (см. график). Партия власти доминирует также по уровню освещения в СМИ партийных мероприятий и по степени медийности партийного руководства. Третье и четвертое места занимают ЛДПР и «Справедливая Россия», в наименьшей степени заметны в медиапространстве, по мнению экспертов, Российская партия пенсионеров за справедливость, Российская экологическая партия «Зеленые» и «Гражданская сила».

«Единая Россия» лидирует также по степени представленности в региональных СМИ: там размещено почти в 3,5 раза больше сообщений о деятельности партии, чем в федеральных (см. таблицу). Впрочем, более широкое присутствие в региональных СМИ по сравнению с федеральными свойственно почти всем партиям, исключение – «Парнас», у которого на 10 федеральных упоминаний приходится всего девять региональных. При этом самыми активными в регионах после единороссов оказались левые – «Родина», «Коммунисты России» и Российская партия пенсионеров, тогда как правые «Яблоко» и Партия роста оказались в нижней части списка.

Политтехнолог «Родины» Василий Кудашов объясняет ее популярность в регионах активной работой на муниципальном уровне и тем, что набирает популярность идеология партии. За три года «Родина» смогла выйти на первое место среди непарламентских партий по количеству представителей в муниципальных органах власти, отмечает он. Федеральная политическая повестка для «Парнаса», безусловно, представляет больший интерес, признает зампред партии Константин Мерзликин. «Мы убеждены, что все беды регионов происходят из недостатков общественного устройства, параметры которого определяются именно федеральным руководством страны», – поясняет он.

Среди партийных медийных персон абсолютное лидерство также за «Единой Россией»: ее председатель Дмитрий Медведев упоминался в партийном контексте 36 736 раз, обогнав лидеров ЛДПР Владимира Жириновского (15 048 упоминаний) и КПРФ Геннадия Зюганова (13 908). Но самым высоким оказался персональный вклад в медиакампанию партии в целом теперь уже бывшего лидера «пенсионеров» Евгения Артюха (его упоминали в 44% сообщений о партии), Михаила Касьянова и Алексея Навального (39 и 26% упоминаний о «Парнасе»), а также Бориса Титова (37% упоминаний о Партии роста). Примечательно, что на долю Медведева приходится лишь 12% от общего количества упоминаний о его партии, на Зюганова – 14%, а на лидера «Яблока» Григория Явлинского – всего 9%.

«Единая Россия» в разы опережает конкурентов в информационной активности, но у нее широкая линейка спикеров, объясняет руководитель ФоРГО Константин Костин: «В количественном показателе Медведев абсолютный лидер – и это при том, что учитывали только те сообщения, где он именуется лидером партии». При этом у лидера «Справедливой России» Сергея Миронова 10 000 упоминаний, а у секретаря генсовета «Единой России» Сергея Неверова – 12 000, обращает внимание Костин: «А если брать Жириновского и Касьянова, то они, по сути, единственные актеры в театре».