ФоРГО проанализировал потенциал Выборов-2016
18 сентября 2016 г. в Российской Федерации состоятся выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания VII созыва.
В ходе голосования предстоит избрать 450 депутатов по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе: 225 депутатов по одномандатным избирательным округам и 225 депутатов по федеральному избирательному округу.
Одновременно с парламентскими выборами всего в Российской Федерации пройдет более 5,5 тысячи выборов, местных референдумов и голосований в 85 субъектах Российской Федерации, будет замещаться около 40 тысяч депутатских мандатов и выборных должностей.
По данным ЦИК России, численность избирателей на территории Российской Федерации составила 109 820 679 человек. За пределами территории Российской Федерации – 1 903 855 человек. Общая численность избирателей – 111 724 534 человека.
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил сегодня доклад «Выборы 2016: основные итоги предэлекторального этапа и его влияние на результаты избирательной кампании».
В докладе рассмотрены отличительные особенности текущей электоральной кампании, такие как: восстановление смешанной избирательной системы и значительно возросшее число партий - участников выборов, полное соответствие избирательной системы России требованиям демократического устройства, а также встраивание партий в политический курс Президента РФ.
В исследовании экспертами проанализированы следующие формы активности партий в рамках предэлекторальных процедур с марта месяца:
• подбор и выдвижение кандидатов,
• формирование предвыборных программ партий,
• организационная активность в форме съездов,
• деятельность партий в информационном поле и социальных сетях.
В докладе отмечается, что на момент назначения выборов, по сведениям Министерства юстиции Российской Федерации правом участия в них обладали 74 политические партии (в настоящее время одна из них, политическая партия «Воля», ликвидирована по иску Минюста России).
По данным ЦИК России, всего из 74 партий съезды по вопросам выдвижения списков кандидатов на выборах провели 24 политические партии.
По итогам завершения стадии заверения списков кандидатов к регистрации были допущены 20 партий .
ЦИК России зарегистрировала федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы 14 политических партий, включающие в себя 4,5 тыс. кандидатов (т.е. конкуренция составляет 20 кандидатов на мандат).
По одномандатным округам зарегистрированных кандидатов по состоянию на 22 августа – 2075, из них кандидатов от политических партий – 2052 человек.
Количественные показатели выдвижения позволяют сделать следующие выводы, отмечается в докладе:
По федеральным спискам лидерство принадлежит «Единой России». Она – единственная из всех партий, заявившая в своём партийном списке 400 кандидатов.
Вторую строчку занимает КПРФ (385 кандидатов), третью – «Патриоты России» (372 кандидата), четвёртую – «Коммунисты России» (365 кандидатов). По мнению экспертов, большое число кандидатов в федеральных списках партий «Коммунисты России» и «Патриоты России» демонстрирует наличие партийного актива, но само по себе не гарантирует преодоления 5% барьера и попадания в парламент.
Лидерство по количеству кандидатов в одномандатных округах принадлежит КПРФ. Она выдвинула максимальное число кандидатов (225 из 225 возможных). Второе место по количеству кандидатов в одномандатных округах делят между собой ЛДПР и «Справедливая Россия». Обе партии отстают от коммунистов лишь на одного зарегистрированного кандидата (у ЛДПР и СР их по 224). «Единая Россия», выдвинув в одномандатных округах 206 кандидатов, сосредоточилась на их «качестве». Как полагают эксперты, кандидаты «Единой России» в мажоритарных округах имеют более высокие шансы на избрание по сравнению со своими оппонентами из других партий.
Исследования ФоРГО показали, что по одномандатным округам считаются фаворитами избирательной кампании не менее 70% кандидатов от «Единой России».
Для КПРФ предвыборная кампания 2016 г. пройдет под знаком борьбы за пошатнувшийся статус второй партии страны. Возможностей составить реальную конкуренцию «Единой России» у коммунистов нет.
В то же время они достаточно уверенно опережают своих конкурентов в лице «Справедливой России». В ходе избирательной гонки серьезную конкуренцию КПРФ составит ЛДПР, но только лишь по партийным спискам .
В пользу роста потенциала ЛДПР указывают результаты социологических исследований. Согласно данным ВЦИОМ, ЛДПР к началу 2016 г. догнала по популярности КПРФ. Весной она периодически стала опережать коммунистов.
Для «Справедливой России» избирательная кампания 2016 г. проходит под знаком закрепления статуса парламентской партии, а партия «Яблоко» в избирательном цикле 2016 г. предпримет попытку вернуться в число парламентских игроков.
Эксперты делают в связи с этим следующие выводы :
1. Четыре парламентские партии отражают политические предпочтения приблизительно 80% населения России. Остальные партии, участвующие в кампании 2016 г., могут рассчитывать на голоса оставшихся 20%(+-) избирателей.
2. Борьба за голоса «неопределившихся», согласно опыту проведения избирательных кампаний, развернется не столько среди аутсайдеров, сколько между лидерами гонки в лице ЕР, КПРФ, ЛДПР и СР.
3. КПРФ будет бороться за второе место по партийному списку и по числу кандидатов, избранных в одномандатных округах.
4. ЛДПР может обойти по итогам выборов КПРФ по партийному списку.
5. «Справедливая Россия» будет вести борьбу за то, чтобы остаться в Государственной Думе, заняв по итогам голосования четвертое место.
6. Шансы остальных политических партий на то, чтобы преодолеть 5% барьер по партийному списку, минимальны. Реальные возможности для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент у них будут лишь по мажоритарным округам.
Что касается итогов предварительного голосования , то «Единая Россия» в избирательном цикле 2016 г. стала единственной партией, которая в полном объеме провела предварительные выборы (праймериз), результаты которых позволили отобрать наиболее сильных кандидатов.
Попытки провести предварительное голосование предпринимала и несистемная оппозиция, однако, как говорят эксперты, в отличие от «Единой России», первичные выборы которой носили общенациональный и открытый характер, предварительное голосование «Партии народной свободы» (ПАРНАС) первоначально планировалось провести в рамках Демократической коалиции, в которую помимо ПАРНАС входили незарегистрированные «Партия Прогресса», партия «Демократический выбор», «Партия 5 декабря», Либертарианская партия и движение «Солидарность».
Участие в предвыборах приняли 96 кандидатов. 24 из них представляли ПАРНАС. «Демократический выбор» представляли девять человек. От «Партии 5 декабря» и Либертарианской партии — по два человека. Однако предварительное голосование было сорвано. Во второй день голосования на сайте ПАРНАС в открытом доступе оказались личные данные людей, зарегистрировавшихся для участия в праймериз. В силу этого Центральная выборная комиссия (ЦВК) партии решила, что продолжать предвыборы нельзя из-за незащищенности системы голосования. Выборы были приостановлены и не возобновлялись.
В докладе также речь идет о внутрипартийном подборе кандидатов основных партий, а также о консенсусных договоренностях по вопросам распределения кандидатов в мажоритарных округах между парламентскими партиями . В ряде случаев «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и СР пришли к договоренностям относительно выдвижения кандидатов в одномандатных округах. Цель достигнутого консенсуса – создание условий для сохранения преемственности в законодательной деятельности и поддержания профессионального уровня Государственной Думы VII созыва .
Отдельно в докладе рассматривается вопрос о формировании предвыборных партийных программ.
При этом эксперты Фонда оценили предвыборные программы партий по трём критериям:
1. уровню реалистичности
2. уровню системности
3. уровню антипопулизма
4. уровню электоральной привлекательности
Уровень реалистичности показывает, насколько партийная программа близка к реалиям политико-экономического развития РФ и может быть воплощена на практике. Уровень системности дает возможность оценить, насколько в предвыборной программе партии охвачены все основные стороны жизни РФ. Уровень антипопулизма оценивает, в каком объеме в партийной программе представлены популистские обещания, не имеющие шансов на практическую реализацию. Уровень электоральной привлекательности показывает, насколько предложения, выдвинутые партией в предвыборной программе, популярны и вызывают одобрение у избирателей.
В докладе также дается анализ организационной деятельности партий и активность партий в информационном поле.
Согласно Индексу медиа-активности политических партий за период с 1 апреля по 31 июля 2016 г., первое место также занимает «Единая Россия», которая с учетом принятых коэффициентов набрала 1 029 546 баллов. На втором месте - КПРФ с 327 025 баллами, а третей стала ЛДПР , набравшая 196 560 баллов. Четвертое место занимает «Справедливая Россия» (190 888), пятое – «Яблоко» (68 768).
Также были проанализированы две номинации:
a) «ньюсмейкеры»: о ком больше всего пишут;
b) «спикеры»: кого чаще цитируют.
Также эксперты выделяют наиболее резонансные уникальные для отдельных партий следующие темы:
• «Единая Россия» – проведение предварительного голосования по отбору кандидатов на выборы депутатов Государственной Думы РФ;
• КПРФ – выдвижение кандидатуры депутата Госдумы РФ О.Смолина на пост уполномоченного по правам человека в РФ;
• ЛДПР – выдвижение партией сразу трех кандидатов на пост уполномоченного по правам человека в РФ – сенатора С.Калашникова и депутатов И.Сухарева и А.Морозова, а также в качестве самовыдвиженца депутата Госдумы от ЛДПР М.Свергуновой;
• «Справедливая Россия» – избрание депутата Госдумы от «Справедливой России» Т.Москальковой на должность уполномоченного по правам человека в РФ;
• «Яблоко» – обвинение партии в экстремизме в связи с позицией, предусматривающей признание Крыма как части Украины и незаконность референдума о присоединении полуострова к России, проведенного в марте 2014 г.;
• ПАРНАС – срыв праймериз и распад демократической коалиции.
В итоге лидером с точки зрения активности в информационном пространстве РФ является «Единая Россия». Второе, третье и четвертое места по основным показателям присутствия в информационном поле занимают КПРФ, ЛДПР и СР
Также в докладе рассматривается активность партий в социальных сетях, Анализ показал, что наибольшая активность среди площадок официальных медиа сообществ среди партий в социальных сетях «Вконтакте», напротив, самый низкий показатель в «Instagram» - эту социальную сеть используют далеко не все партии.
В итоге эксперты отмечают, что четыре парламентские партии отражают политические предпочтения приблизительно 80% населения России . Остальные партии, участвующие в кампании 2016 г. могут рассчитывать на голоса оставшихся 20%(+-) избирателей, а «Единая Россия» является безусловным лидером и единственным претендентом на первое место по результатам голосования по партийным спискам .