СМИ об исследованиях

  |  25 августа, 2016   |   Читать на сайте издания

https://centerforpoliticsanalysis.ru ФоРГО опубликовал доклад об итогах предкампании на выборах в Госдуму

В результате исследования экспертами были выделены отличительные особенности текущей кампании предвыборной кампании:

Во-первых, следствием комплекса мер по развитию политической системы страны, принятых в 2012–2016 гг., стало существенное обновление партийной матрицы — значительно возросшее число коллективных участников выборов — политических партий. Повышению уровня и качества политической конкуренции способствовала осуществленная в 2012 г. либерализация законодательства о политических партиях, существенно снизившая требования к минимально необходимой для регистрации численности членов политических партий (с 40 тыс. членов до 500 членов), территориальному масштабу их деятельности (отмена требований к минимальной численности членов региональных отделений партий), расширение перечня оснований для освобождения от сбора подписей на выборах депутатов Государственной Думы при выдвижении федеральных списков кандидатов и кандидатов по одномандатным округам.

Во-вторых, восстановление смешанной избирательной системы, чтообеспечит рост представительства максимального числа социальных и территориальных страт населения в федеральном Парламенте, усилит связь депутатского корпуса с регионами и станет дополнительной гарантией защиты социальных прав граждан.

Отмечается также, что кампания 2016 года была уникальной. Расширилось партийное представительство, данный факт позволил за счет совокупности уникальных избирательных предложений участников, ответить на весь спектр электоральных запросов подавляющего большинства населения страны.

Кроме того, с точки зрения экспертов произошло «встраивание в политический курс Президента РФ В.В. Путина партий — участников электорального процесса». Это было связано с беспрецедентным уровнем поддержи главы государства со стороны населения. Сторонники действующего Президента в значительной степени составляют электорат большинства партий. Более того, с 2014 г. (после воссоединения Севастополя и Крыма с Россией) их количество только возросло. В подобных условиях партиям (в особенности, имеющим представительство в Госдуме) необходимо ориентироваться на предпочтения «путинского большинства», чтобы не потерять голоса своих собственных сторонников.

Как полагают эксперты, в связи с переносом даты выборов с декабря на сентябрь 2016 г. и сложившейся структурой медиапотребления, а также повышением политической конкуренции возросло значение предэлекторальных процедур. Впервые период прохождения партиями этапа, непосредственно предшествующего избирательной кампании, приобрел самостоятельную ценность. В это время определяется и консолидируется базовый электорат политических партий. Сами партии, посредством предэлекторальных процедур выявляют своих сильнейших представителей для участия в выборах, формулируют актуальную политическую повестку, на основе которой определяется электоральное предложение.

В период предшествующий официальной избирательной кампании по выборам в Государственную Думу РФ в партийной системе России сложился своеобразный баланс сил, полагают исследователи из ФоРГО. Участники избирательной кампании (прежде всего, парламентские партии) заняли свои участки электорального поля, консолидировав свой базовый электорат в межвыборный период благодаря активной политической и законодательной деятельности на федеральном и региональном уровне.

Предметом данного исследования стал анализ деятельности политических партий — участников текущего электорального цикла в период с конца марта до начала периода активной фазы избирательной кампании. В контексте данного доклада указанный временной отрезок обозначен как этап предэлекторальных процедур, в рамках которого политические партии осуществляют: подбор и выдвижение кандидатов для участия в выборах по одномандатным округам и включения в партийные списки;развертывание дискуссии и уточнение базовых идеологем, формулирование смыслов, лозунгов и программных документов;различные виды внутрипартийной и широкой общественной активности;работу в информационном поле; изучение общественных настроений с целью уточнения электоральных запросов в форме исследований и прямых контактов с избирателями;формирование, апробацию и корректировку агитационных и пропагандистских материалов.