Напомним, медиаиндекс — это индикатор, определяющий качественный уровень информационного пространства, формируемого вокруг конкретного персонажа.
— Система оценивает общий уровень благоприятствования информационной среды за определенный период времени, суммируя единичные индексы всех сообщений с упоминанием объекта. Чем выше значение медиаиндекса, тем более позитивно и выгодно представлен объект в материалах СМИ, тем лучше влияние СМИ на его репутацию, — пояснили в «Медиалогии».
В случае с губернаторами рейтинг медиактивности коррелируется с рейтингом эффективности губернаторов, составляемым Фондом развития гражданского общества. При сравнении рейтинга эффективности с рейтингом медиактивности выявляется, что лидеры в обоих списках практически одинаково представлены на первых позициях.
Так, например, в группе рейтинга губернаторов с наиболее высоким уровнем эффективности оказалась почти вся десятка из наиболее цитируемых глав регионов, среди них в числе явных фаворитов выделились Сергей Собянин, Рамзан Кадыров и Рустам Минниханов.
Эксперты, в свою очередь, считают, что медиаактивность бывает разной.
Глава ФоРГО Константин Костин напомнил, что упоминания бывают негативные и позитивные, и критика в СМИ, безусловно, не раз понижала рейтинг эффективности главы региона. Но в целом медиасоставляющая — это всего лишь один из многих критериев, по которым оценивается эффективность губернаторской деятельности.
— В целом какие-то корреляции, конечно, есть — сложно назвать тех, кто много и хорошо работает и остается вне поля зрения СМИ. Когда губернатор много работает, много что делает для региона и совершает действия, от которых зависит благополучие жителей субъекта, это интересует СМИ, которые, в свою очередь, зависят от жителей и их запросов, — пояснил Константин Костин.
Он также подчеркнул, что пиар ради пиара не работает.
— Есть хорошая поговорка — если нет хороших дел — не спасет пиар-отдел, — отметил Константин Костин.
Глава Международного института новейших государств Алексей Мартынов заявил, что на сегодняшний день «раскрученность» губернатора в СМИ делается возможной в силу двух вариантов. Первый — губернатор действительно активно работает в регионе, и именно это выводит его на вершину рейтинга упоминаемости и эффективности. Второй — попытка замаскировать проблемы и кризисы региона своим образом в СМИ.
— В последнее время второй вариант теряет свою эффективность, — рассказал «Известиям» Алексей Мартынов.
Он также подчеркнул, что спонсирование чрезмерно дорогой пиар-кампании губернаторами уже не воспринимается обществом всерьез. А с помощью ОНФ общество в адрес таких глав субъектов теперь может высказать критику, или даже инициировать поправки о самопиаре в законодательство.
Директор «Агентства экономических и политических коммуникаций» Дмитрий Орлов, солидарен с мнением о том, что деятельность ОНФ, особенно в конце 2015 года (когда были инициированы поправки в закон против самопиара губернаторов), помогла гражданскому обществу различать дорогостоящую и бессодержательную пиар-кампанию от реальной заинтересованности СМИ главой региона.
— Упоминаемость губернатора в СМИ, по сути, не влияет на его эффективность. Другое дело, когда неэффективный губернатор пытается использовать эту медиаактивность для улучшения собственного имиджа, — отметил Дмитрий Орлов.