http://gorodskoyportal.ru:Доклад ФРГО «Российская партийная система: текущее состояние и перспективы развития». Комментарий Леонида Давыдова
2 декабря 2013 года Фонд развития гражданского общества презентует доклад «Российская партийная система: текущее состояние и перспективы развития». «Полит.ру » обратился за комментарием к председателю комиссии по региональному развитию и федеративным отношениям Общественной палаты РФ, политологу Леониду Давыдову.
Леонид Владимирович, первый вопрос – методологический. Почему вы для критерия попадания в первую лигу выбрали именно прохождение в региональные заскобрания? Ведь у ряда партий порой есть не меньшая поддержка, но на уровне муниципалитетов или административных центров?
Мы исходили из уровня. Все-таки представительные органы заксобраний повыше, хотя, согласен, что этот критерий, как и остальные, имеет недостатки. Главная цель доклада – инициирование дискуссии.
Кто имеет хорошие шансы переместиться из второй лиги в первую в ближайшие избирательные циклы?
Я думаю, что очевидные шансы в силу идеологии и наличия интереса к теме – это, конечно, «Зеленые». Но это при условии построения нормального партийного менеджмента. Что касается других… Понимаете, даже в части первой лиги есть нестабильные игроки. Успех «Родины» в Архангельске – это счастье. Такое могло и не произойти. Партия - это просто электоральная машина. Не надо забывать о партийном менеджменте.
То есть для успеха главное – это осознание руководством партий всех этих моментов?
Главное – осознание руководством партий, что надо заниматься политикой, а не технологиями. Упование партий, что мы сейчас наймем технологов, и нас выберут, они очень сильно преувеличены. Все забывают об одном – если некого избирать, нет внятной идеологии, спроса, то технологи бесполезны и ничего не сделают.
Хорошо, а у кого из первой лиги есть хороший шансы дорасти до высшей на следующих выборах в Госдуму?
Мы уже обсудили, что градация довольно условна. Тут очевидна только высшая лига, здесь все понятно: наличие фракции в Госдуме. А так действительно много у кого есть фракции в муниципальных органах, и это и не всегда слабее, чем региональные заксобрания. Я считаю, что наличие внятной идеологии может легко превратить хоть вторую лигу в высшую. А кого увидим из текущего состава – наверное, странно сказать, что любого, но в какой-то степени это правда, так как в 2015-1016 года повестка может сильно измениться. Кроме таких очевидных претендентов на прорыв, как «Гражданская платформа», у всех партий есть два года. Две-три из них вполне могут себя проявить. Не вижу здесь чего-то невероятного.
Подобная дискуссия не породит протест парламентских партий? Та же ЛДПР может бояться конкурентов.
ЛДПР ничего не угрожает, пока есть Владимир Жириновский. Это партия не идеологии, а политика.
Я не думаю, что КПРФ может что-то принципиально угрожать, пока они могут продолжать быть такими же консервативными. Их размытость проявится, когда они вступят на скользкий лед радикальных изменений, в том числе кадровых.
Не кажется ли вам, что преференции победителям могут усложнить работу новичкам. Ведь должен быть период для наращивания сил. А тут ставится вопрос, чтобы заставить участвовать в выборах, причем в течение двух-трех электоральных циклов.
Два-три электоральных цикла – это много. Если ты себя не проявил за три года, то не знаю, на что может рассчитывать эта партия. Тем более барьеры условны, хотя бы муниципалитет то взять можно, говорить об обратном несерьезно. Но это опять же вопрос дискуссионный.
Не кажется, что в нашей партийной системе есть еще некие аутсайдеры? Те, кто вроде имеет ресурсы, но не может даже зарегистрироваться. Например, «Народный альянс» Навального или Пиратская партия?
Совершенно очевидно, они элементарно не в состоянии рассчитать свои силы. Если тебе не хватает ресурсов, надо привлечь кого-то, объединиться и идти туда, где ты можешь получить результат, а не лезть там, где это очевидно будет сложно. Все зависит от того, какие себе вопросы ставят данные партийцы. Для кого-то достаточно просто присутствия в поле. Они решают какие-то свои бизнес-проблемы или просто удовлетворяют личные амбиции. Есть много мотиваций, все же нелинейно.
И Доклад должен инициировать дискуссию, которая эти мотивации обнаружит?
Просто самое время вернуть дискуссию в практическую плоскость. Мы часто ударяемся в нечто абстрактное и забываем про работу. Причем подчеркиваю, работа должна быть не столько политтехнологическая, сколько политическая. Все об этом забывают. Необходимо наличие лидеров, внятных программ, которые лидеры артикулируют. Это найдет отклик. Тогда будет процесс. В 1993 году никто не думал, что Владимир Жириновский выстрелит, а у него получилось. А почему? Потому что в 1993 году был запрос, и он его удовлетворил. И до сих пор удовлетворяет. Он один из немногих, кто является именно политиком. Не чиновником, не функционером или технологом, а политиком. Политик откликается на вызовы людей, предлагает себя как инструмент для реализации запросов населения.
Сейчас мы накануне 2014 года, года разогрева. 2013 год был нижней точкой глобального выборного цикла. В следующем году партиям надо себя проявлять, чтобы заявлять спонсорам, сторонникам, соперникам: «Ждите меня в Госдуме в 2016 году!». Они должны уже это заявлять!
Источник: Полит.ру