По закону Дюверже
Становление контуров партийной системы завершилось, следующий этап - повышение ее эффективности. Такой вывод сделан в докладе Фонда развития гражданского общества (ФРГО) «Российская партийная система: текущее состояние и перспективы развития».
Партийная реформа, объявленная два года назад, существенно облегчила условия регистрации политических движений. В итоге к единому дню голосования в 2012 году число партий достигло сорока, а спустя год - остановилось на отметке 74. ФРГО разделил партии по их электоральным результатам в двух последних избирательных циклах на три условные лиги. В высшую попали федеральные парламентские партии:
«Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». В первой оказалось восемь движений, преодолевших проходной барьер и делегировавших своих представителей в региональные парламенты: «Гражданская платформа», «Патриоты России», «Яблоко», Российская партия пенсионеров за справедливость, «Родина», «РПР-Парнас», «Коммунисты России» и «Правое дело». Остальные партии вошли в состав второй лиги. Некоторые из них активно работают на муниципальном уровне, однако многие либо не участвуют в политической жизни страны, либо не представляют интересы значимого количества россиян, либо существуют как политтехнологические проекты. В то же время все они обладают равными электоральными правами.
По данным фонда «Общественное мнение», о своем скептическом отношении к дальнейшему увеличению числа партий в августе 2013 года заявило 54% опрошенных. Для повышения эффективности партийной системы важно не механическое умножение числа политических организаций, а соревнование идей, программ, подходов, ярких личностей. Для этого, полагают авторы доклада ФРГО, следует предусмотреть меры, стимулирующие развитие партий, которые решают задачу политического представительства, и отфильтровывающие тех, кто этого не делает. Например, партиям высшей и первой лиг предлагается давать поощрительные субсидии; для партий, не сумевших по результатам выборов обеспечить представительство ни на одном уровне, предусмотреть санкции: дополнительный сбор подписей для участия в последующих голосованиях, а также перерегистрацию в Минюсте. А с 2016 года предлагается допускать к выборам в Госдуму только те не представленные в ней партии, которые за два последних электоральных цикла смогли хотя бы раз получить представительство на уровне субъектов Российской Федерации.
Эксперты ФРГО прогнозируют основные тенденции на федеральных парламентских выборах 2016 года. В этом электоральном цикле вновь будет действовать смешанный принцип формирования нижней палаты представителей. Поэтому помимо привычных федеральных партий в Госдуму смогут пройти представители и первой, и даже второй лиги. Однако исследователи фонда отмечают предпосылки для постепенного утверждения в России двухпартийной системы на уровне одномандатных округов. Это соответствует известному в политологии закону Дюверже, по которому одномандатные округа и выборы по системе простого большинства как раз и порождают двухпартийную систему.
Контроль над определенным районом устанавливает и удерживает та или иная общенациональная партия, в итоге ее представители избираются здесь на регулярной основе. Таким образом, на уровне одномандатных округов в России распространится система «обеспеченных мест» (safe seats*). И шансы небольших партий на то, чтобы попасть в парламент или сформировать в нем сколько-нибудь представительные фракции за счет депутатов-одномандатников, весьма незначительны.
В итоге российская партийная система сложится из устойчивой группы партий высшей лиги, контролирующих большинство мест в Государственной думе и региональных парламентах, а также из группы партий первой лиги, которые тоже будут иметь прочные позиции в региональных и муниципальных органах власти.
*Практика safe seats имеет широкое распространение в ряде стран развитой демократии, включая США, Канаду и Австралию. Но наиболее развита она в Великобритании - государстве со старейшими партийной и парламентской системами. По данным на апрель 2010 года (то есть в преддверии выборов в палату общин, прошедших в мае того же года), из 650 избирательных округов страны к «обеспеченным местам» относилось 382 (59%). Свои «обеспеченные места» имели все три общенациональные партии (Консервативная, Лейбористская и Партия либеральных демократов). У тори таких округов оказалось 172, у лейбористов - 165, а у либдемов - 29. В 41% округов королевства результат выборов не был заранее предрешен.
В текущем электоральном цикле вновь будет действовать смешанный принцип формирования нижней палаты представителей.