СМИ об исследованиях

  |  02 декабря, 2013   |   Читать на сайте издания

http://varjag-2007.livejournal.com:Партии будут отвечать перед своими избирателями

Пока на Украине на наших глазах происходит распад государственной ткани, в России завершается становление партийной системы, которая должна отражать социально-политические интересы населения. Фонд развития гражданского общества подготовил доклад «Российская партийная система: текущее состояние и перспективы развития». В нем разработана система санкций и протекций, устанавливающая правила допуска партий к выборам.
 
Эксперты фонда предлагают ввести ограничения на участие в федеральных и региональных кампаниях для политических сил, которые не добиваются результатов на выборах или не участвуют в них вообще. Предусматривается и лишение партий их статуса. Проверкой для фильтрации должен стать единый день голосования осенью 2014 года.
 
Действительно, партии должны содействовать народному представительству во власти и отражать интересы населения во всей его полноте, а не превращаться в майдан или «карманную» партию для удовлетворения амбиций какого-нибудь олигарха. В ряде стран (Франция, ФРГ) данный принцип прописан в конституциях и других законодательных актах. В соответствии с этим, партиям, активно участвующим в избирательном процессе, предоставляются дополнительные права, в то время как в отношении электорально пассивных партий вводятся санкции.
 
Сегодня законодательство уравнивает активные партии, деятельно вовлеченные в политическую жизнь, и политических аутсайдеров, а это несправедливо, считают в Фонде. Благодаря либеральному законодательству во время последних выборов в региональные законодательные собрания, в них принимали участие более десятка партий-спойлеров, оттягивающих голоса у реально существующих партий.
 
Партии в современном демократическом государстве должны обеспечивать прямую и обратную связь между интересами различных социальных групп общества и политикой демократического государства. Для стимулирования этого процесса используется целый ряд нормативно-правовых механизмов.
 
На ноябрь 2013 года России зарегистрировано 74 партии, но их электоральная активность невелика, а слишком большое распыление голосов сокращает шансы больших групп избирателей, которые не получают своих представителей. К примеру, Союз Правых Сил в 2003 году на смог договориться с «Яблоком», и в результате, набрав вместе более 8% голосов, не прошли в Госдуму, лишив своих избирателей представительства.
 
Председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин сказал: «В маркетинге есть теория, что избыточное количество альтернатив затрудняет выбор и вызывает у потребителя чувство растерянности и неудовлетворенности. По этой теории пятьдесят одинаковых предложений равно одному. В США, например, есть 57 партий, но на выборах заметны только пять: демократы и республиканцы, а также либертарианцы, Партия зеленых и Конституционная партия, которые иногда могут составлять им конкуренцию. Если партия не участвовала в предыдущих выборах, она должна собирать подписи, в результате эти пятьдесят партий не могут так спокойно попадать на выборы: система дает права тем, кто в выборах участвовал, и понижает права тем, кто не участвовал. Таким образом, американская система защищает своего избирателя от избыточного предложения».
 
Проанализировав итоги думских выборов 2011 года, а также региональных кампаний 2012–2013 годов, а также опыт государств с развитой политической системой, эксперты Фонда внесли ряд предложений и законодательно закрепить комплекс санкций и протекций.
 
Партии они предложили разделить на три лиги: высшую, первую и вторую. К высшей лиге эксперты фонда относят парламентские партии: «Единую Россию», КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию».
 
В первую лигу входят непарламентские партии, кандидаты которых прошли по спискам в заксобрания регионов. На сегодняшний день таковых восемь: «Патриоты России», «Яблоко», «Гражданская платформа», РПР-ПАРНАС, «Родина», «Коммунисты России», «Правое дело», Российская партия пенсионеров за справедливость.
 
Вторая лига включает в себя остальные 62 зарегистрированные на данный момент партии (всего их 74). При этом вторую (низшую) лигу эксперты ФоРГО разделяют на буферную зону и два дивизиона.
 
В деятельности партии из высшей и первой лиги ничего не меняется, партии из второй лиги должны будут собирать подписи избирателей перед каждыми выборами. В том случае, если партия из второй лиги не смогла попасть в органы законодательной власти в течение двух циклов, ей следует повторно пройти процесс регистрации в Минюсте. В случае трех неудачных избирательных циклов партия будет преобразована в общественное движение.
 
Подобные барьеры предлагается ввести, ввиду последствий партийной реформы 2012 года, когда в России появилось слишком много партий, но к повышению народного представительства это не привело.
 
Вадим Соловьев, глава юридического отдела КПРФ, одной из сильно пострадавшей от действий партий-спойлеров во время обенациональных и региональных выборов, когда людей вводили в заблуждение наличием слова «коммунист» в многочисленных партийных «летучих голландах», идею ФоРГО поддержал, сказав, что в настоящее время действительно появилось большое количество партий, не имеющих никакого отношения к партийному строительству. По его мнению, должны отсеиваться те, кто не хотят участвовать в выборах, тем самым, не создавая «искусственных барьеров» для тех, которые хотят принимать участие и несут новые идеи.
 
Подавляющая часть россиян также против большого числа партий, считая это хаосом и политиканством. По данным фонда «Общественное мнение», о своем скептическом отношении к дальнейшему увеличению числа партий в августе 2013 года заявило 54% опрошенных.
 
Для повышения эффективности партийной системы важно не механическое умножение числа политических организаций, а соревнование идей, программ, подходов, ярких личностей. И заложенная в предложениях Фонда фильтрация как раз и будет способствовать отсеиванию «фейковых» партий, способствуя не только упорядочиванию партийного хаоса, но воспитанию соответствующей политкультуры избирателей.