СМИ об исследованиях

  |  02 декабря, 2013   |   Читать на сайте издания

http://putnik1.livejournal.com: МЫТЬЕМ И КАТАНЬЕМ

 
Фонд развития гражданского общества разработал систему санкций и протекций, устанавливающую правила допуска партий к выборам. Эксперты фонда предлагают ввести ограничения на участие в федеральных и региональных кампаниях для политических сил, которые не добиваются результатов на выборах или не участвуют в них вообще. Предусматривается и лишение партий их статуса. Проверкой для фильтрации должен стать единый день голосования осенью 2014 года...
 
Почему материалы ФоРГО я стараюсь не пропускать, в блоге мое объяснено неоднократно. Повторяться нет нужды, главное, что польза для понимания глубинных процессов от этих материалов очевидна.  По этой причине, прочитав статью о новом докладе Фонда, я, - не глядя, что статья неплоха и подробна, - не стал ограничиваться пересказом, но обратился непосредственно к первоисточнику. И...
 
 
И все более чем логично.
 
В самом деле, партия должна быть именно партией. То есть, политической организацией, представляющей интересны конкретного класса (слоя) или сектора этого класса (слоя), а не клубом говорунов и не средством удовлетворения чьих-то амбиций. Если такая организация реально работает, наращивает электорат, укрепляет влияние, успешно проявляет себя на выборах, она получает определенные преференции, если просто существует, кричит и пишет никому не нужные воззвания, претендовать на уважительное отношение она не может. Так заведено везде, где парламентская система отшлифована веками.
 
В самом деле, - эта периодизация дана в докладе очень красиво, - пост-советская Россия в смысле партийного строительства прошла три обязательных этапа: период хаотической  «первичной многопартийности», когда буйно цвело все, что душе угодно (до 2001 г.), период  «строительства общенациональных партий», то есть, размежевания и укрупнения (до 2011 г.) и, наконец, - после 2012 г., - вошла в эпоху «представительной многопартийности». После облегчение процедуры создания партий количество их выросло на порядок:  с семи в конце 2011 г. до 74 партий в ноябре 2013 г., и 14 октября 2013 г. в выборах пытали счастья аж  54 партии, из которых по партийным спискам прошли шесть (плюс четыре "одномандатника").
 
В самом деле, выводы напрашиваются сами собой: по итогам прошедших выборов,  "российские партии могут быть разделены на три лиги:  Высшую («Единая Россия, КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР) и Первую (Гражданская платформа, Патриоты России, Российская партия пенсионеров за справедливость, «Родина», РПР-ПАРНАС, Яблоко, Правое дело, Коммунисты России), которые доказали свою жизнеспособность, преодолев барьер и получив реальное представительство в органах власти, и Вторую", где остались неудачники. Иначе говоря, на данный момент лишь 1/6 от всей массы российских партий может считаться чем-то серьезным, представляющим интересы большинства населения. Остальные, в общем, мишура. В лучшем случае, средство самовыражения маргинальных группировок.
 
Иными словами, "Российская партийная система приобрела определённые контуры и в целом завершила своё оформление", а кроме того, стало ясно, что количество в качество не перерастает. Сам факт существования множества партий никак не расширяет народное представительство во власти, а следовательно, партии необходимо стимулировать к активности. Параллельно, разумеется, подстегивая тех, кто много кричит, но реально не работает, а от участия в выборах уклоняется. И делать это, по мысли экспертов ФоРГО, следует, взяв за основу богатый опыт "традиционных демократий". Иными словами, подталкивать процесс. А дальше, как положено, конкретные рекомендации насчет "кнута и пряника".
 
Впрочем, излагать выводы доклада подробно, нужды нет. Специалисты, пройдя по ссылке на оригинал, разберутся сами, а для "просто интересующихся" все по полочкам, - с комментариями и критическими ремарками, - разложено в статье. Так что, пожалуй, на том и остановлюсь, отметив от себя, что основной тезис доклада вполне совпадает с моими ощущениями.
 
В самом деле, если данные рекомендации будут приняты за основу, "после нескольких циклов федеральных выборов партийная система России чётко разделится на электорально результативные партии из Высшей и Первой лиг с постепенным исчезновением или переходом в статус общественных объединений пассивных партий из Второй лиги". То есть, российская политическая система реально оформится в проверенную временем партийную систему "развитых демократий". А это уже что-то.