Костин: «Кнут» и «пряник» сделают партии более эффективными
Реформирование отечественной партийной системы, необходимо. Для лучшего представления граждан в органах государственной власти, нужны эффективные меры по преференциям и санкциям. Эксперт НСН рассказал подробнее о «кнуте» и «прянике»…
2 декабря Фондом развития гражданского общества был презентован доклад «Российская партийная система: текущее состояние и перспективы развития». Работа над докладом длилась несколько лет, на регулярной основе проводились исследования выборов, изучение мирового опыта, была проанализирована электоральная статистика, начиная с 1990 года. Цель исследования — составить проекцию участия партий в кампании по выборам в Госудуму 2016 года.
- Мы предлагаем всю историю российской партийной системы разделить на три этапа. – рассказал НСН председатель правления Фонда развития гражданского общества Костантин Костин. — «Первый этап – это первичная многопартийность. С начала 1990-х до 2000 года, затем наступает период строительства крупных общенациональных партий, и все принимаемые меры были направлены на то, чтобы в России появлялись партии, действующие в общенациональном масштабе».
По его словам, современный этап начался с 2012 года, это этап представительной многопартийности, представительного партстроительства.
- Почему мы дали такое название? Поскольку в современных демократиях существует консенсус вокруг социальной миссии и политических партий, они должны представлять в государственной власти интересы граждан, которые за них голосуют. В Германии и Франции это даже закреплено конституцией. Где-то это закреплено в других законодательных актах. У нас этот этап начался с либерализации регистраций, т.е. система стала максимально открытой, — сказал он, добавив, что экономический рост нулевых создал предпосылки для появления новых социальных групп, у которых появились взгляды и интересы, которые действующие политические партии не представляли в полной мере. Для того, чтобы они получили на первом этапе предварительные представительства, было либерализовано законодательство. В течение двух лет создать партию было беспрецедентно легко. И на сегодняшний день было создано 74 партии.
- При этом гражданам известно далеко не о всех…
- Хоть партий 74, в выборах участвуют только 54. 20 партий вообще себя никак не проявляют. И из этих 74 эффективно, на любом из уровней от муниципального, местного, до регионального, какие-то результаты имеют порядка 40 партий. Остальные пока не имеют никаких результатов. Исходя из этой ситуации, чтобы обеспечить повышение качества представительства граждан в органах государственной власти, мы предложили ряд мер.
- Какие это меры?
- У нас два типа мер. Первый – это преференции, или протекции, и второй – это санкции. К преференциям относятся дополнительные возможности, которые мы предлагаем предоставлять новым партиям, которые активно участвуют в выборах, работают с избирателями и добиваются результатов. Мы за восстановление парламентской льготы, которая существовала в России, но потом была отменена. Смысл заключается в том, что парламентские партии освобождались от сбора подписей при выдвижении своих списков на выборах в Государственную Думу, остальные должны были собирать подписи. Мы предлагаем ее вернуть, но распространить эту льготу не только на парламентские партии, но и на новые партии, не представленные в Парламенте, которые получат партийные представительства на уровне субъектов РФ. Еще одна преференция – мы предлагаем субъектам федерации дать право финансировать партии, получившие представительства в региональном законодательном органе из бюджета. В зависимости от количества полученных голосов, они могут претендовать на финансирование из бюджета субъекта.
- Кто выиграет от этих нововведений?
- То, что мы предлагаем, это меры в интересах общества. Мы не заботимся о какой-то конкретной партии. Потому что общество заинтересовано в том, чтобы были политические представители различных крупных страт и групп в органах власти различного уровня.
- Каковы Ваши предложения относительно санкций?
- У нас два подхода. Первый – мы отталкиваемся от текущих результатов. Если партия в течение двух лет не получает никакого представительства или не участвует в выборах на любом уровне от местного до федерального, тогда члены оргкомитета такой партии должны подтвердить, что они согласны и дальше состоять в такой организации, быть членами ее оргкомитета. Вторая норма: если партия в течение трех лет никак себя не проявляет, т.е. не получает заметных результатов, не проводит своих кандидатов ни в один из органов власти или же вообще не участвует в выборах , то она автоматически перерегистрируется в общественную организацию. Второй подход может быть принят после 2016 года, чтобы никто сейчас не говорил, что мы создаем какие-то искусственные ограничения для участия на выборах в Государственную Думу. Это постепенное расширение прав. Похоже на то, как обстоят дела в Германии, там объединение получает статус партии после того, как в течение 5 электоральных циклов подтвердит свою эффективность и результативность.