СМИ об исследованиях

  |  02 декабря, 2013   |   Читать на сайте издания

Эксперты ищут место новым партиям

В российской политической системе остаются электоральные запросы, которые до сих пор не в полной мере реализованы существующими партиями. 

К такому выводу пришли эксперты, собравшиеся 2 декабря за круглым столом в Фонде развития гражданского общества (ФРГО). К наиболее перспективным направлениям для партстроительства они причисляют националистов, условных регионалов и либералов. Кроме того, существующие левые партии не в полной мере соответствуют ожиданиям современного левого электората, а значит должны быть обновлены.
 
Поводом для дискуссии стал новый доклад ФРГО о развитии партийной системы в России. Среди прочего, эксперты прогнозируют, что в перспективе двух федеральных электоральных циклов большинство новых малых партий отомрут, а оставшиеся крупные партии в совокупности создадут видоизмененный аналог американской партийной системы, когда в большинстве избирательных округов доминирует одна политическая сила, а основная конкуренция разворачивается в оставшихся, колеблющихся округах. Разница лишь в том, что в России, скорее всего, электоральное поле поделят не строго две партии, а больше, и в разных регионах будут образовываться разные конкурирующие пары.
 
В большинстве случае это будут единороссы и КПРФ, считает глава ФРГО Константин Костин, последние выборы показали, что в 70% округов именно между этими двумя партиями происходит борьба. «Но в перспективе в одномандатных округах могут появиться сильные эсеры или ЛДПРовцы», - подчеркивает политолог.
 
Однако уверенность экспертов ФРГО, что большую часть электорального поля поделят старые парламентские партии разделяют не все. В частности, заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков считает, что новой конкурентоспособной политической силой уже к выборам Госдумы в 2016 году могут стать националисты.
 
«Русский национализм довольно серьезная политическая сила сегодня. Несмотря на все процедуры, которые препятствуют регистрации таких партий, я полагаю, что вода дырочку найдет. Классические правые, то есть националисты, к 2016 году будут оформлены в политическую силу», - считает он. По мнению эксперта, форсирует этот процесс то, что неконтролируемую миграцию в России все больше людей воспринимают как «угрозу национальной безопасности и самому ядру русской цивилизации». В близкой перспективе возможно «возникновения на этой почве чисто протестного русского национализма».
 
Согласен с тем, что националистическое направление одно из самых перспективных на сегодня и политолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко. Он считает, что причина в том, что сегодня в России для национал-демократических проектов, которые в Западной Европе благополучно существуют, создаются искусственные препятствия.
 
«Партийная система в РФ не оформилась. Не хватает национал-демократической партии. А симулятора-Жириновского я таковым не считаю. Это забалтывание проблемы», - говорит он.
 
Левым же Минченко прогнозирует лишь третью позицию по итогам выборов в Госдуму 2016 года, поскольку считает, что в нынешнем виде российские левые партии нуждаются в модернизации.
 
Кроме националистов Минченко выделяет условную Партию регионов. Речь о местных лидерах общественного мнения, которые все активнее проявляют себя на выборах под брендами мелких партий, с которыми связываются лишь для того, чтобы не собирать подписи для выдвижения. Именно такие одномандатники, считает эксперт, в 2016 году могут стать второй после единороссов силой в парламенте.
 
Аналогичного мнения о перспективе регионалов придерживается и председатель правления ВЦИОМ, руководитель Экспертного совета ФРГО Леонид Давыдов. В целом, правда, он считает, что говорить существенном перераспределении сил в будущем парламенте не приходится.
 
«С Высшей лигой (речь о лидирующих сегодня партиях – ред.) ничего не произойдет. Консенсус уже найден, и он останется таким, какая есть сегодня. [Проблема в том, что кроме них] нет новых атакующих, нет новых политиков», - говорит эксперт.
 
Костин и его коллега по ФРГО, руководитель Центра политических исследований Андрей Кочетков не согласны, что партийной системе не хватает новых националистов. Оба убеждены, что существующие партии периодически вполне эффективно перехватывают патриотическую риторику. В разное время этим занималась ЛДПР, КПРФ и даже «Единая Россия». Есть и менее влиятельные партии, которые в перспективе могут занять это поле, например, возрожденная «Родина».
 
В Европе, по словам Костина, новым партиям также не удается отобрать электорат у старых. В качестве примера он приводит судьбу Пиратской партии в Германии, которая несколько лет назад получило серьезное представительство в земельных парламентах страны благодаря тому, что только она выражала интересы продвинутых, интернетизированных немцев. Но две ведущие партии страны – Христианско-демократическая союз и Социально-демократическая партия – быстро отреагировали, сами стали заниматься интернет-электоратом. В итоге на последних выборах Пиратская партия практически не получили мест.
 
В тоже время Костин не отрицает, что националистическая риторика не представлена в полной мере. Но на исправление такого положения, считает он, уйдет не менее 15 лет.
 
«В политическом выражении в России нет партии, которая смогли бы сделать национализм респектабельным, а значит и приемлемым», - говорит политолог.
 
Аналогичная проблема существует и во Франции, где уже несколько десятилетий существует радикальная националистическая партия. Ранее ее возглавлял Жан-Мари Ле Пен, который 5 избирательных циклов подряд считался абсолютным маргиналом, но на последних выборах уже под предводительством его дочери Марин националисты впервые оформились в качестве цивилизованной политической силы. Правда, этот успех считается, скорее, политтехнологическим. По версии экспертов, сильные националисты были нужны, чтобы отобрать часть голосов у экс-президента Николя Саркози, который на тот момент считался главным цивилизованным выразителем мнения националистов.
 
Еще одно политическое направление, которые остается пустующим – либералы. По мнению Костина, шансы на то, чтобы представлять в будущей Госдуме такой электорат есть у «Гражданской платформы», «Яблока» и РПР-ПАРНАС, но только в том, случае, если они вступят в коллаборацию.
 
«Иначе их ждет результат 2003 года, когда либеральные партии вместе получили приличный процент, но каждая по отдельности слишком мало, чтобы попасть в парламент», - говорит Костин.