| 02 декабря, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Фонд развития гражданского общества (ФРГО) подготовил новый доклад «Российская партийная система: текущее состояние и перспективы развития» (есть в распоряжении Центра политического анализа). Его авторы полагают, что с 2012 года российская многопартийность вышла на третий этап развития, результатом чего в перспективе может стать сближение российской и американской политических моделей.
Итак, по мнению экспертов ФРГО, российская партийная система уже миновала два периода развития: «первичной многопартийности» (с начала 1990-х до 2001 года) и «строительства общенациональных партий» (2001- 2012 гг). Начиная с 2012 года, когда процесс создания новых партий был значительно упрощен, количество политических организаций в стране резко возросло. В ноябре 2013 года их насчитывается уже 74, констатируют авторы. Причем растет и их активность. Эксперты ФГРО полагают, что "регистрация новых партий благоприятно отразилась на партийной системе и политической жизни страны в целом", поскольку "этот процесс позволил перевести заметную часть несистемных оппозиционных структур в разряд легальных политических партий.
В итоге на выборах в 2013 года представительство по партийным спискам в органах законодательной власти субъектов Российской Федерации получили 10 партий. «Единая Россия» получила мандаты в 16 регионах, КПРФ - в 14 субъектах, ЛДПР - в 10, СР - в 8, «Патриоты России» - в 2. На выборах в представительные органы административных центров субъектов Российской Федерации в текущем году представительство получили 11 партий.
По итогам выборов 2012-13 годов эксперты ФГРО предлагают разделить партии в соответствии со спортивным принципом – на своеобразные неформальные три лиги.
К Высшей лиге предлагается отнести политические партии, получившие представительство в Государственной Думе. Их четыре – ЕР, КПРФ, СР, ЛДПР.
Первую лигу они формируют из партий, получивших представительство в органах законодательной власти субъектов РФ "путем преодоления минимального проходного барьера для партийного списка, и политических партий, набравших в ходе избирательной кампании в Государственную думу ФС РФ в 2011 году число голосов, достаточное для получения государственного финансирования". Этих партий 8: "Гражданская платформа", "Патриоты России", "Российская партия пенсионеров за справедливость", "Родина", ПАРНАС, "Яблоко", "Правое дело", "Коммунисты России".
Между Первой и Второй лигами авторы доклада располагают "буферную зону", куда они включили партии, получившие представительство в органах законодательной (представительной) власти субъектов РФ по одномандатным округам. Это "Зеленые", "Альянс зеленых – Народная партия", "За женщин России", "Партия социальной солидарности".
В первом дивизионе Второй лиги сгруппированы политические партии, получившие представительство на муниципальном уровне. Среди них самая известная - КПСС (компартия социальной справедливости). Сюда же попали партия "За справедливость", "Аграрная партия России", "Города России" и проч.
Во второй дивизион Второй лиги попали политические партии, не получившие никакого представительства на региональном или муниципальном уровне, а также тех, кто не принимал участия в избирательных кампаниях. В этот список попали "Гражданская сила", "Трудовая партия России", "Демократический выбор", "Воля", "Монархическая партия", "Казачья партия", партия "Против всех" и др.
Общее становление новых контуров партийной системы в настоящее время завершилось. Сейчас наступает следующий этап - повышение эффективности сложившейся партийной системы. Для этого, как полагают авторы доклада, следует предусмотреть меры, которые бы стимулировали развитие партий, решающих задачу политического представительства и отфильтровывали бы тех, кто этим не занимается.
Недостатком существующей партийной системы является «правовая уравниловка» для партий вне зависимости от их реальных достижений на электоральном поле. В этой связи предлагается принять ряд законодательным мер, направленных на расширение прав электорально результативных партий и поражение в правах политических аутсайдеров. Необходимо развитие государственной системы стимулирования политических партий к участию в электоральных процедурах, внедрение системы стимулирования на уровне субъектов федерации, а также формирование системы давления на политические партии, не выполняющие функцию народного представительства.
Авторы доклада придерживаются точки зрения, согласно которой именно уровень партийного представительства в Государственной Думе ФС РФ и органах законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации должен определять набор прав, которыми могут пользоваться политические партии. Ситуация, при которой одинаковыми правами наделены как электорально успешные партии, так и партии-спойлеры или политически пассивные организации, представляется извращающим саму суть деятельности политических партий в демократических государствах как структур, активность которых нацелена, в первую очередь, на повышение уровня и качества народного представительства во власти.
В этой связи Фонд развития гражданского общества предлагает ряд мер, разработанных на основе оценки актуального состояния российской партийной системы и интересов избирателей. Данные меры могут быть условно разделены на две категории: протекции и санкции.
Протекции:
• Обеспечить для партий, получивших представительство на выборах в органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, равные условия по участию в выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с политическими партиями, представленными в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Для остальных партий в качестве условия участия в указанных выборах предлагается установить процедуру сбора подписей.
• Предусмотреть право субъектов Федерации вводить поощрительные субсидии для партий, сумевших преодолеть проходной барьер на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.
Санкции:
• Обязать партии, не сумевшие по результатам выборов обеспечить своё представительство хотя бы на одном уровне (федеральный, региональный, муниципальный) или не принимавшие участия в выборах на протяжении двух электоральных циклов, проходить процедуру переподтверждения своей государственной регистрации. Члены организационных комитетов таких партий должны заново подтвердить своё желание продолжить работу в составе такой партии.
• Предусмотреть изменение статуса политических партий, не получивших представительства в органах власти на протяжении трёх электоральных циклов, на статус общественных объединений.
• С 2016 г. допускать к выборам в органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ только те партии, которые на протяжении двух избирательных циклов до этого смогли хотя бы один раз получить представительство на муниципальном уровне.
• Допускать к выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации только те непредставленные в ней партии, которые на протяжении двух электоральных циклов до этого смогли хотя бы один раз получить представительство на уровне субъектов Российской Федерации.
По мнению авторов, в отдаленной перспективе эти меры приведут к тому, что в электоральном поле останутся только партии Высшей и частично Первой лиги. При этом партийно-политическая система будет больше напоминать американскую: сначала в одномандатных округах, как ожидается, проявится четкая конкуренция двух партий, а позже и вовсе появятся т.н. «безопасные округа», где на протяжении длительного времени будет явное доминирование одной политической силы.
В США существуют "республиканские" и "демократические" штаты, где исторически побеждают кандидаты от соответствующих партий. Судьбу выборов, например президента, фактически решают колеблющиеся штаты. Впрочем, по словам главы ФРГО Константина Костина, российская партийная система не обязательно должна копировать американскую детально. В частности, речь не идет о том, чтобы осталось строго две ведущие партии.
«В общей сложности у нас будет не более 5-6 партий Высшей лиги, а в Первой лиге - не более 15 партий, а остальные организации в более отдаленной перспективе прекратят свое существование в качестве партий, - говорит эксперт. - При этом я бы не стал исключать появление новых партий. Тут важен баланс: с одной стороны система должна оставаться открытой к новым идеям, настроениям в обществе, с другой – должны быть достаточно жесткие правила, чтобы партии исполняли свою социальную миссию, а именно участвовали в выборах с темы, чтобы обеспечить представительство разных социальных групп в органах власти».
Говоря о сроках, в которые партийная система должна принять новую форму, Костин воздержался от точных цифр, заявив лишь, что основные ограничительные меры должны заработать после выборов 2016 года, чтобы у критиков не было возможности заявить, что они принимаются специально под них. При этом политолог не считает, что такие ограничительные меры нужно было принимать сразу вместе с самим законом об упрощении регистрации партий. Прошедшее время было необходимо для разработки оптимальных предложений именно для России.