| 02 декабря, 2013 | | | Читать на сайте издания |
Одна из партий политтехнолога Андрея Богданова официально переименована в "Народный альянс". Ранее структуру с таким названием пытался зарегистрировать Алексей Навальный. Теперь он намерен оспорить переименование "Родной страны" в суде. Тем временем Фонд развития гражданского общества предлагает поделить партии на три условные группы сообразно их достижениям на выборах, предоставляя льготы успешным и применяя "санкции" к "неудачницам".
Технология перехвата
Минюст зарегистрировал изменение названия "Родной страны" на "Народный альянс", заявили в субботу в министерстве ИТАР-ТАСС. Согласно сообщению ведомства, заявка от "Родной страны" поступила 18 ноября, а решение о регистрации изменений Минюст принял 26 ноября, после чего направил в управление Федеральной налоговой службы по Москве документы для внесения новой записи в Единый государственный реестр юридических лиц ("Ъ" писал о решении "Родной страны" переименоваться 28 ноября).
В незарегистрированном "Народном альянсе" Алексея Навального считают действия Минюста незаконными и намерены судиться. Член центрального совета партии юрист Дмитрий Крайнев подчеркивает, что, согласно ст. 11 закона "О политических партиях", партия считается созданной со дня проведения ее учредительного съезда, а ст. 6 того же закона запрещает другим структурам использовать ее название. При этом ст. 52 Гражданского кодекса предполагает, что "изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации", то есть, указывает господин Крайнев, "Родная страна", которая не успела зарегистрировать изменение названия до 17 ноября, когда прошел учредительный съезд "Народного альянса", не имеет в этой ситуации приоритета. По его словам, 28 ноября руководство "Народного альянса" оспорило в суде смену названия "Родной страны" и решения по этому иску можно ждать в ближайшие дни. "Если суд не восстановит справедливость, такая ситуация может повторяться",— сказал господин Крайнев "Ъ".
Повторения не исключает и Андрей Богданов. По его словам, многие партии подавали в Минюст заявку на регистрацию с одним названием, после чего меняли его. "Я даже знаю три-пять партий, которые сменили название уже после регистрации",— сказал "Ъ" господин Богданов. Но один из его соратников, председатель партии "Союз горожан" Вячеслав Смирнов, сказал "Ъ", что "этот трюк смешон только в первый раз".
Многопартийный работник
В своем последнем президентском послании Федеральному собранию в декабре 2011 года Дмитрий Медведев высказался за упрощение порядка регистрации партии. Новый механизм заработал в апреле 2012 года. Первой регистрацию получила Демократическая партия, а "Центр Андрея Богданова", в который влились его соратники по ДПР, стал делиться богатым партстроительным опытом. С 2012 года господин Богданов помог с регистрацией примерно 30 партиям. По словам господина Смирнова, клиентам писали устав, программы и составляли все необходимые для регистрации в Минюсте документы. "Кому-то мы просто помогли, с кем-то продолжаем тесно сотрудничать",— уточняет господин Богданов. В июле 2012 года он объявил о создании "Координационного совета — межпартийного совещания", в который вошли созданные им на тот момент партии "Союз горожан", "Социал-демократическая партия России", "Народная партия России", "Демократическая партия России" и "Коммунистическая партия социальной справедливости".
Господин Смирнов предполагает, что относительно успешно на региональных выборах смогут выступать структуры с привычным для избирателя названием — например, КПСС. Ближе к выборам в Госдуму, по его словам, будут востребованы среди крупных региональных бизнесменов и партии с "обычными" названиями. "Для тех, кто решит избираться по одномандатному округу, это вполне приемлемый вариант,— говорит господин Смирнов.— Одно дело, ты владелец местного завода, другое — лидер федерального списка партии, пусть ни на что и не претендующей".
По итогам сентябрьских региональных выборов наиболее успешной, как и рассчитывали в "Центре Андрея Богданова", оказалась КПСС. Она провела одного депутата в городскую думу Волгограда, набрав 5,04%. На выборах в парламенты Бурятии, Забайкалья, Владимирской и Иркутской областей КПСС набрала более 3%. А в Ульяновской области один представитель Андрея Богданова выдвинул сразу семь партийных списков. Среди кандидатов не было ни одного жителя региона, а в списках от КПСС оказалась жительница Курска Раиса Пешкина, умершая за полгода до дня голосования,— КПРФ пыталась через суд снять конкурента с выборов. В итоге пять партий, включая "Родную страну", снялись с них сами, а КПСС и "Гражданская позиция" набрали 2,4% и 0,3%, соответственно. В интернете появился видеоролик с дебатами кандидатов от "богдановских" партий в Смоленскую облдуму: молодые люди с трудом зачитывали тексты партийных программ и не могли ответить ни на один вопрос ведущей. В 2012 году в региональных выборах активно также участвовали семь "богдановских" партий, причем списки кандидатов от региона к региону дублировались. Кроме того, партия провела 133 своих представителя в члены УИК с правом решающего голоса.
"Возможно, Богданов кому-то помогал советом, но реально контролирует семь структур, которые и выступают на выборах",— считает политолог Александр Кынев. Сторонники Алексея Навального смогут участвовать в выборах от, например, РПР—ПАРНАС уверен, в свою очередь, политолог Евгений Минченко.
Партии предлагают разделить на лиги
Реформировать партийную систему, наподобие футбольного чемпионата, деля партии на группы в зависимости от их электоральной активности, предлагают авторы доклада Фонда развития гражданского общества (ФоРГО). В условную "высшую лигу" включены представленные в Думе "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия". К "первой лиге" отнесены партии, у которых есть депутаты или фракции в региональных парламентах,— "Гражданская платформа", "Патриоты России", Российская партия пенсионеров за справедливость, "Родина", РПР—ПАРНАС, "Яблоко", "Правое дело", "Коммунисты России". Для них ФоРГО предлагает сохранить беспрепятственный доступ к выборам и предусмотреть госфинансирование. Сейчас деньги из бюджета, помимо представленных в Госдуме, получают партии, набравшие на думских выборах не менее 3% голосов (по 50 руб. за один голос ежегодно до следующей думской кампании).
Остальные партии признаны "электорально пассивными" и включены во "вторую лигу", для которой авторы доклада предлагают различные способы воздействия вплоть до "санкций". Прежде всего они должны собирать подписи избирателей, чтобы получить доступ на какие-либо выборы. Сейчас от этого освобождены все партии, за исключением выборов в Госдуму, правила которых пока не обновлены. А если партия за два избирательных цикла не смогла провести ни одного представителя в региональные или муниципальные органы власти, ее надо перерегистрировать в Минюсте. После трех неудачных циклов партия должна преобразоваться в общественное движение.
Подобные меры эксперты ФоРГО предлагают потому, что увеличение количества партий "не привело к увеличению народного представительства во власти и повышению качества власти". Сочетание "преференций и санкций", как прогнозирует ФоРГО, приведет к формированию "двухпартийной системы".
На самом деле ФоРГО предлагает вернуться к практике нулевых годов. Власти разными способами добивались сокращения числа партий. Если в думских выборах 1999 года могли участвовать 190 организаций при минимальной численности в 5 тыс. членов, то к 2011-му осталось только семь. Однако после либерализации регистрации партий Минюст зарегистрировал уже 74 партии. "Надо решить, что мы хотим видеть на выборах — соревнование программ, подходов, новых идей или безумное нагромождение малопонятных организаций в избирательном бюллетене",— заявил "Ъ" глава фонда Константин Костин.
"Решить это может только избиратель",— заявил "Ъ" политолог Борис Макаренко. По его оценке, федеральная власть озабочена тем, чтобы на думских выборах в 2016 году не возник "бюллетень с 60 партиями", поэтому откладывается второе чтение нового закона о выборах депутатов Госдумы. По прогнозу эксперта, оно состоится не раньше, чем власть найдет "фильтры для допуска партий на выборы". Но партийной системе, считает господин Макаренко, нужны не "искусственные корректировки" количества, а реальные стимулы к развитию. "Можно вообще ничего не менять в законодательстве, а качество и полнота народного представительства будут повышаться естественным образом",— считает завкафедрой права МФТИ Борис Надеждин. Те партии, которые не заинтересуют избирателя, по его прогнозу, "уйдут с политической сцены со временем сами".
Не провести ни одного кандидата во власть в течение пяти-десяти лет "способна только несуществующая партия", заявил "Ъ" лидер Партии дела Константин Бабкин. Но он считает "лукавством", когда "победителя поддерживают, а проигравшему создают проблемы, чтобы он никогда не смог победить". "Если власти нужна двухпартийная система, пусть проводит выборы исключительно по одномандатным округам",— говорит член политкомитета партии "Яблоко" Сергей Иваненко.
Создать "фильтры для партий-спойлеров необходимо", заявил "Ъ" зампред думской фракции "Справедливая Россия" Михаил Емельянов. Но, по его мнению, сначала "народ должен поверить в партии", а случится это не раньше, "чем одна партия сменит у власти другую". Чтобы реформировать партийную систему, нужно сначала дать ей сложиться, а для этого надо "не менять правила игры два-три избирательных цикла", заявил "Ъ" секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов.