СМИ об исследованиях

  |  02 декабря, 2013   |   Читать на сайте издания

Слишком много партий для Кремля

Фонд развития гражданского общества разработал систему санкций и протекций, устанавливающую правила допуска партий к выборам. Эксперты фонда предлагают ввести ограничения на участие в федеральных и региональных кампаниях для политических сил, которые не добиваются результатов на выборах или не участвуют в них вообще. Предусматривается и лишение партий их статуса. Проверкой для фильтрации должен стать единый день голосования осенью 2014 года.

 Фонд развития гражданского общества (ФоРГО), который возглавляет экс-начальник кремлевского Управления внутренней политики Константин Костин, подготовил доклад «Российская партийная система: текущее состояние и перспективы развития».

Проанализировав итоги думских выборов 2011 года, а также региональных кампаний 2012–2013 годов, эксперты фонда рассортировали российские партии по лигам. Выделяются три – высшая, первая и вторая.

К высшей лиге эксперты фонда относят парламентские партии: «Единую Россию», КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию».

В первую лигу входят непарламентские партии, кандидаты которых прошли по спискам в заксобрания регионов. На сегодняшний день таковых восемь: «Патриоты России», «Яблоко», «Гражданская платформа», РПР-ПАРНАС, «Родина», «Коммунисты России», «Правое дело», «Российская партия пенсионеров за справедливость».

Вторая лига включает в себя остальные 62 зарегистрированные на данный момент партии (всего их 74). При этом вторую (низшую) лигу эксперты ФоРГО разделяют на буферную зону и два дивизиона.

Буферная зона в представлении авторов доклада находится между первой и второй лигами. Ее членами являются те партии, которые смогли провести кандидатов в заксобрания только по одномандатным округам.

«Такое представительство в ряде субъектов позволяет сформировать самостоятельную фракцию в соответствующем выборном органе», — так аргументируют целесообразность выделения буферной зоны представители ФоРГО.

Что касается разделения второй лиги, то в дивизион №1 эксперты предлагают включать политические силы, получившие представительство на муниципальном уровне. В дивизион №2 – партии, не получившие никакого представительства, а также тех, кто в выборах не участвовал.

«Пятьдесят партийных предложений – это то же самое, что одно»

Несмотря на различную степень электоральной активности и востребованности политических сил, правила игры на выборах для всех одинаковы, а это несправедливо, считают в ФоРГО.

«Законодательство уравнивает активные партии, деятельно вовлеченные в политическую жизнь, и политических аутсайдеров, отдыхающих на «скамейке запасных», — говорится в докладе 

Чтобы стимулировать развитие партий, которые успешно завоевывают депутатские мандаты, и отфильтровывать тех, кто политически пассивен, неинтересен избирателю или же занимается спойлерством, эксперты предлагают законодательно закрепить комплекс санкций и протекций. 

Протекции должны предоставляться успешным политическим силам. В частности, эксперты фонда предлагают наделить власти регионов правом вводить поощрительные субсидии для партий, преодолевших проходной барьер на выборах в законодательные собрания.

К выборам в Госдуму на равных с парламентскими партиями следует, по мнению авторов доклада, допускать те политические силы, которые имеют представительство хотя бы в одном региональном заксобрании.

Речь идет о депутатах, которые прошли по спискам, либо же одномандатниках, прошедших в количестве, достаточном по уставу законодательного органа для формирования фракции. Политические силы, которые не соответствуют данному критерию, должны собирать подписи граждан.

Если бы данная инициатива была закреплена законодательно, и выборы в Госдуму проходили уже в этом году, то в них без сбора подписей смогли бы участвовать 12 партий: парламентские плюс восемь представителей первой лиги.

В качестве альтернативы вышеописанной норме предлагается другая, гораздо более жесткая. Она входит в раздел «санкции». К выборам в Госдуму предлагается допускать, кроме парламентских, лишь те партии, которые хотя бы раз получили представительство в заксобраниях во время двух предыдущих региональных циклов – то есть, начиная с 2014 года.

 Остальные политические силы от участия в думской кампании отсекаются автоматически.

 Таким образом, непарламентским партиям, которые уже сейчас имеют депутатов в заксобраниях, допуск к федеральным выборам в соответствии с этой нормой вовсе не был бы гарантирован. Им пришлось бы подтверждать свое право на участие в думской кампании 2016 года в ходе региональных циклов 2014–2015 годов.

 

 

Наличие двух похожих, но различных по степени жесткости инициатив председатель правления ФоРГО Константин Костин объяснил «Газете.Ru» так: «Это аналитический доклад, а не законопроект. Мы предлагаем развилки и концептуальные подходы. А окончательная редакция предложенных мер – это предмет дополнительного обсуждения политиками и экспертным сообществом». 

Предусмотрены в докладе и другие санкции. Партии, которые на протяжении двух электоральных циклов не смогли получить ни одного депутатского мандата (будь то федеральные, региональные или муниципальные выборы) или же в кампаниях не участвовали вообще, должны проходить процедуру переподтверждения государственной регистрации. А членам оргкомитетов этих политических сил следует заново подтвердить свое желание быть в составе данной партии.

Те политические силы, которые не смогли провести каких бы то ни было кандидатов на протяжении трех электоральных циклов, эксперты ФоРго считают необходимым переводить в «категорию» общественных организаций.

На выборы в заксобрания начиная с 2016 года предлагается допускать только те партии, которые на протяжении двух предыдущих избирательных циклов – то есть, начиная с 2014 года – смогли хотя бы раз получить представительство на муниципальном уровне.

Предложенные меры по ликвидации «правовой уравниловки» политических сил будут способствовать развитию партийной системы в целом, убеждены в ФоРГО.

«В маркетинге существует теория, согласно которой избыточное количество альтернатив затрудняет выбор и вызывает у потребителя чувство растерянности и неудовлетворенности. В этом смысле пятьдесят партийных предложений – то же самое, что одно, - уверен Костин. – Поэтому необходим баланс – чтобы с одной стороны система была открытой и восприимчивой к настроениям общества и новым идеям, а с другой – необходимо стимулировать партии выполнять свою социальную миссию: через участие в выборах представлять интересы различных социальных групп в госвласти». 

Коммунисты — за, РПР-ПАРНАС — против

Идеи, приведенные в докладе, отчасти совпадают с пожеланиями парламентских партий. Как уже писала «Газета.Ru», в мае на встрече с Владимиром Путиным лидеры думских партий предлагали ограничить участие малых политических сил в федеральных кампаниях. Источник, близкий к администрации президента, ранее говорил «Газете.Ru», что «предоставлять всем политическим силам возможность участвовать в думских выборах глуповато». Предложение подумать о том, «как сделать так, чтобы многопартийность укреплялась, а не превращалась в профанацию», высказал Путин на встрече с непарламентскими партиями 20 ноября.

 

Глава юридической службы ЦК КПРФ Вадим Соловьев считает, что список политических игроков, которые автоматически могут быть допущены к федеральной кампании, следует расширить: разрешать участвовать в парламентских выборах не только партиям, имеющим представительства в заксобраниях, но и тем, у кого есть депутаты в одной трети муниципалитетов.

В целом же предложения фонда коммунист охарактеризовал как жестковатые, но в основном правильные:

«Положение закона, которое дает возможность регистрировать партию при наличии только 500 человек, позволяет использовать политические силы не только для участия в выборах, но и для продажи, спойлерства. Чтобы не было соблазна создавать партии в подобных целях, должны быть меры, которые стимулируют их к участию в выборах».

Согласен с идеей допускать к федеральным выборам только парламентские партии и те, которые представлены в заксобраниях регионов, и депутат Госдумы Илья Пономарев: «Если во время кампании в Госдуму избирательный бюллетень будет представлять собой простыню из сотни партий, то голоса граждан разойдутся. Пройдут только «Единая Россия» и КПРФ, и мы получим двухпартийный парламент». Законодательно закреплять остальные меры, предложенные ФоРГО, политик считает излишним 

«Сначала надо посмотреть, как работает фильтр для думских выборов. По моим ощущениям, если его ввести, то этого будет достаточно для того, чтобы осталось около пятнадцати партий».

Вместе с тем, предлагает Пономарев, надо ввести уведомительный порядок регистрации политических сил: «Как мы видим по истории с «Народным Альянсом» (этот бренд у Алексея Навального на прошлой неделе увел политтехнолог Андрей Богданов, переименовавший в «Народный Альянс» партию «Родная страна». — «Газета.Ru»), то даже при требовании иметь всего 500 человек для регистрации нет гарантии, что тебя зарегистрируют».

Категорически против каких бы то ни было ограничений выступает сопредседатель РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков:

«Если партия в течение трех циклов не участвует в выборах – кого это волнует? Все эти дополнительные барьеры – лукавство и манипуляции. Я категорически против и пряника, и кнута – должна быть полная свобода для всех».

Сопредседатель движения «Голос» Андрей Бузин называет предложения ФоРГО попыткой искусственно регулировать выборы и партийную систему: «Партии должны выкристаллизовываться на нормальных конкурентных выборах. Попытки искусственно их ограничить ни к чему не приведут. У нас вообще вся партийная система искусственная. К 2011 году (по мере ужесточения правил регистрации партий. – «Газета.Ru») мы получили семь партий, которые не представляли интересов всех избирателей. После 2011 года система бросилась в другую крайность: разрешив регистрировать партии при наличии только 500 членов, она получила фейковые политические силы и партии богдановского толка. Увидев, что произошло, администрация президента поняла, что надо, конечно, как-то их ограничивать».

Эксперт по избирательному законодательству считает, что к раздумьям о фильтровании политических сил на выборах власть натолкнули два соображения. 

Первое – допуск всех без исключения партий ко всем без исключения выборам станет большой нагрузкой для избирательных комиссий: «Сначала надо будет проверять все документы, поданные партиями на этапе выдвижения, затем делать то же самое на этапе регистрации. Следующий шаг – контроль за использованием избирательного счета и правильностью ведения кампании», — описывает трудности Бузин.

Второе соображение – удовлетворение интересов парламентских партий: «Иногда администрация президента принимает в пропагандистских целях законы, которые играют на руку думским партиям. А им как раз большое количество партий не нужно».

Самому же Кремлю, уверен эксперт, даже сотня политических сил на выборах в Госдуму не страшна – «потому что ни одна из них не преодолеет и трехпроцентный барьер».

 

Наталья Галимова