http://www.t-i.ru/ Дмитрий Кобылкин: "включать мозги на полную катушку!"
Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин убежден: взятые округом кредиты подхлестывают, заставляя еще более интенсивно работать.
На минувшей неделе губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин встретился с журналистами. Мужской разговор (именно так прошедшую встречу окрестила телерадиокомпания "Ямал-Ре гион") шел преимущественно о затянувшемся кризисе, масштабных инфраструктурных проектах и диверсификации экономики.
"Не падать духом" Незадолго до встречи Фонд развития гражданского общества представил рейтинг антикризисной устойчивости российских регионов. Первое место в нем занял Ямал. В ТОП-15 вошли также Югра, Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область. Журналисты, естественно, постарались узнать: чем же суровый арктический край так отличается от других территорий страны?
- За год округ потерял сорок миллиардов рублей налога на прибыль, однако остался на ногах, - рассуждает Дмитрий Кобылкин. - Рейтинг подтвердил это. Еще в 2010-м мы заявили, что будем строить новый Ямал, инициировав реализацию очень крупных инфраструктурных проектов, направленных на диверсификацию экономики. И со следующего года начинаем вводить их. Поэтому у меня нет сомнений в том, что мы удержимся на ногах.
Пока же привлекаем кредиты, планируем разместить пятилетний облигационный заем. Государственно-частное партнерство очень сильно спасает наши проекты. Одновременно строим более трехсот объектов. Ямал по-прежнему одна большая стройка. И искусство власти заключается в том, чтобы, невзирая ни на какие выпадающие доходы, не падать духом, не останавливать строительство. Для этого необходимо то, что мы не очень любим в России, - включать мозги на полную катушку.
- Мы живем сегодня за счет кредитов? - тут же уточнили журналисты.
- Я не вижу в этом ничего страшного, - заявляет глава региона. - Если, конечно, ты своевременно можешь обслуживать кредиты. Более того, заемные средства заметно подхлестывают, провоцируя на то, чтобы не лежать на печи, а работать.
Камни и нефть - Некоторые аналитики пророчат десятилетия низких цен на энергоресурсы. Как долго Ямал в этих условиях сможет оставаться благополучным регионом?
- Мы пережили с вами период необычно высоких цен на углеводородное сырье, - констатирует Дмитрий Кобылкин. - Кто-то решил, что так будет всегда. А весь мир, испугавшись, стал усиленно развивать альтернативную энергетику, заниматься энергосбережением. Не случайно Герман Греф и другие бизнесмены говорят, что эпоха нефти заканчивается. Точно так же в свое время закончился и каменный век, хотя камни существуют до сих пор. Возможно, нефть уже никогда не будет стоить столько же, сколько раньше. Но это не смертельно.
- Но что же будет тогда с нашим нефтегазовым комплексом?
- Наши компании и дальше будут добывать нефть и газ. Другое дело, что сегодня они несут очень большую социальную нагрузку, выполняя во многом государственные функции. Очевидно, низкие цены заставят оптимизировать издержки, сокращать вложения в социальную инфраструктуру. И это нас, как власть, печалит.
- Ямал уже объявил о замораживании строительства нового микрорайона в Тюмени.
- За минувшие годы мы построили в Тюмени два микрорайона, переселив с Ямала до семи тысяч ветеранов и инвалидов. Огромная заслуга в этом Алексея Миллера, который профинансировал программу. Сегодня у "Газпрома" нет уже такой прибыли. И он попросил паузу в год два. Но переселение ямальцев мы не остановим. В рамках областной программы "Сотрудничество" будем выделять субсидии на приобретение квартир, чтобы ручеек не иссяк. Переселим за год более сотни семей. Как только ситуация улучшится, запустим завод "Ямал-СПГ", диверсификация экономики даст свои результаты, мы обязательно продолжим все наши программы.
- В конце прошлого года на Ямале было много разговоров о необходимости сокращения числа получателей социальных льгот...
- По нашим расчетам, мы могли сэкономить около миллиарда рублей. Но миллиард нас не спасет, а для людей эти деньги гораздо важнее. Особенно сейчас, когда не растут зарплаты, дорожают продукты и рубль не так крепок, как прежде. И здесь все наше правительство было едино во мнении - льготы не трогать.
"Я не прошу подарков для Ямала" Поинтересовались журналисты продвижением больших инфраструктурных проектов. Разговоры об их реализации ведутся уже не первый год.
- Новый руководитель РЖД Олег Белозеров взял на себя ответственность по допроектированию железной дороги от Нового Уренгоя до станции Лабытнанги, - раскрывает карты Дмитрий Кобылкин. - В инвестпрограмме РЖД появилась строчка "Северный широтный ход". Теперь мы просто помощники и участники этого масштабного проекта. Что касается железной дороги от станции Бованенково до морского порта Сабетта, то за счет шведского инвестиционного фонда "Rise Capital" выполнено проектирование. В 2016-м подготовим рабочую документацию, а в следующем году планируем начать строительство.
- А каковы перспективы проектов по сжижению природного газа на Ямале?
- На мировом рынке СПГ Россия занимает пока всего несколько процентов. Но при запуске "Ямал СПГ", сахалинского и питерского проектов займем 20-25 процентов. И это далеко не предел. В стадии проектирования находятся два завода на Гыдане. Думаю, и этот газ будет востребован. Потому что его производители всегда будут в плюсе по сравнению с любыми другими проектами в Катаре, Австралии, Новой Зеландии, поскольку находятся в естественном природном холодильнике. А сжижение, как известно, проходит при минусовой температуре. Кроме того, наши заводы находятся в непосредственной близости от мест добычи и имеют прямой выход в Мировой океан.
Ямал, как заметил Дмитрий Кобылкин, не просит ни у кого подарков. И на встречах с президентом страны глава региона объясняет, что любые деньги, вложенные на Ямале, вернутся сторицей. Более того, реализация глобальных проектов придаст заметное ускорение экономическому развитию всей России.