СМИ об исследованиях

  |  01 марта, 2016   |   Читать на сайте издания

http://www.bankfax.ru/ Алтайский край не вошел в число регионов россии, которым кризис по плечу

15 российских регионов стали лидерами рейтинга антикризисной устойчивости, составленного близким к Кремлю Фондом развития гражданского общества (ФоРГО). Среди них лишь один сибирский — Красноярский край. Алтайский край, входящий в одну из перспективных групп регионов — тех, которые вовлечены в замещение импортной продукции — в Топ-15 не попал, однако эксперты выявили его перспективы, следует из доклада ФоРГО.
Исследование показало, что наиболее устойчивыми в кризис являются три группы регионов. Первая - нефтегазовые (Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область, Красноярский край, Татарстан, Якутия и др.) - несмотря на падение цен на энергоносители, они продолжают динамично развиваться. Кроме того, им помогает развитая нефтеперерабатывающая промышленность.
Вторая группа - регионы, участвующие в выполнении гособоронзаказа (Архангельская, Калининградская, Челябинская области, Москва, Приморский и Хабаровский края и т. д.). работа ВПК якобы стимулирует развитие не только оборонной, но и гражданской промышленности, а также науки и технологий.
Третья группа - регионы, вовлеченные в замещение импортной продукции и обеспечение продовольственной безопасности (Краснодарский и Ставропольский края, Белгородская и Воронежская области, и др.). В основном они занимаются производством сельхозпродукции, но также здесь развит туризм, машиностроение, легкая и пищевая промышленность.
В Топ-15 за счет диверсифицированной структуры экономики, успешной реализации инвестпроектов из всех сибирских регионов вошел только Красноярский край. «Очевидно, что в условиях недостатка инвестиционных средств вряд ли стоит ожидать бума инвестиций. В этой ситуации обостряется межрегиональная конкуренция за инвестиции, победу в которой могут одержать только те региональные команды, которые смогут реализовать современные, гибкие и эффективные управленческие модели», - утверждают авторы доклада.
Руководитель Новосибирского филиала ФоРГО, доктор социологических наук Константин Антонов проиллюстрировал этот тезис на примере агропромышленного комплекса, упомянув и о потенциале Алтайского края. «Полтора года «контрасанкций» демонстрируют весьма противоречивую статистику. За это время сибирские регионы, которые в свое время «Европу маслом кормили» дали весьма незначительный прирост – всего 101,9 % индекс производства сельскохозяйственной продукции по итогам 2015 года. При этом Тыва, Бурятия, Хакасия, Иркутская область, Забайкальский край допустили даже падение. Но вот что любопытно: если объем производства в крупных хозяйствах вырос всего на 2,6 %, то в крестьянско-фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей – на 15,9 %. При этом, в Алтайском крае - на 42 %», - пишет г-н Антонов.
По его мнению, это говорит о том, что в условиях недостатка финансовых средств крупные вертикально интегрированные агрокомплексы сейчас не в состоянии обеспечить бурный рост производства. С другой стороны, небольшие крестьянские хозяйства более мобильны, обладают большими логистическими возможностями, они и отреагировали на повышение спроса на отечественную продукцию.
Именно их, как и личные подсобные хозяйства, нужно поддерживать. При этом государство должно налаживать цепочку от производителя к потребителю сельхозпродукции, а прозвучавший недавно призыв министра промышленности и торговли Новосибирской области «сажать картошку» воспринимается населением как сигнал: «спасайся, кто может». «Главная проблема – сбыт. Региональные власти пока не нашли способов включить безработное население в производственные кооперативные цепочки. А ведь во времена существования потребительской кооперации именно личные подворья давали более половину производства картофеля и свинины», - пишет Константин Антонов.
У руководителя филиала ФоРГО складывается ощущение, что в регионах ждут, когда федеральный бюджет решит все их проблемы, несмотря на то, что сами обладают колоссальными резервами. «Этот «новосибирский» пример, на мой взгляд, - яркая характеристика несоответствия нынешних управленческих практик вызовам времени. То, что более или менее ««работало» в «тучные» годы, сейчас вызывает только недоумение и оборачивается конкретными потерями. Бесспорно, нужны новые идеи и новые люди» в системе власти», - резюмирует автор.